Дело № 5–69/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
об административном правонарушении
г. Калтан 27 мая 2020 г.,
Судья Калтанского районного суда Кемеровской области Крыжко Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении:
Стариковой Натальи Николаевны, .../.../.... года рождения, уроженки ..., работающей продавцом у индивидуального предпринимателя ФИО4, зарегистрированной по адресу: ...
УСТАНОВИЛ:
Ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г.Осинники и г.Калтане Брагоренко О.А. составлен протокол ... от 25.05.2020 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении Стариковой Н.Н., которое выразилось в том, что Старикова Н.Н. допустила нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а именно 22.05.2020 в 11.35 часов в магазине ИП ФИО4 по адресу: ..., осуществляла розничную торговлю ритуальными товарами без маски (маска находилась на шее) и без перчаток.
Невыполнение Стариковой Н.Н. санитарно-противоэпидемических мероприятий влечет угрозу распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в г. Калтане и является нарушением требований ст. 10, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1 Постановления Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области от 14.03.2020 № 6 «О мероприятиях по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Кемеровской области - Кузбассе»; п. 1, п. 4 Постановления Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области от 11.04.2020 № 11 «О мероприятиях по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Кемеровской области - Кузбассе».
Должностное лицо территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г.Осинники и г.Калтане Брагоренко О. А. в судебном заседании просила назначить наказание в виде административного штрафа, пояснила, что осуществление торговли без маски является нарушением ст. 10, ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Старикова Н.Н. в судебном заседании вину признала, пояснила, что находилась на рабочем месте, однако, покупателей не было, поэтому была без маски.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, или бездействие, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г»пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, так на основании распоряжения Губернатора Кемеровской области – Кузбасса от 14.03.2020 № 21-рг на территории Кемеровской области – Кузбасса введен режим повышенной готовности.
Согласно п.2 Распоряжения Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 11.05.2020 № 62-рг «О дополнительных мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и внесении изменения в распоряжение Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 14.03.2020 №21-рг «О введении режима «Повышенная готовность» на территории Кемеровской области - Кузбасса и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» граждане, находящиеся на территории Кемеровской области - Кузбасса, обязаны соблюдать масочный режим при осуществлении трудовой (профессиональной) деятельности в зданиях (помещениях) организаций.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Судьей установлено и следует из материалов дела, что Старикова Н.Н. 22.05.2020 в 11.35 часов в помещении магазина ИП ФИО4 по адресу: ..., осуществляла розничную торговлю ритуальными товарами без маски и перчаток, что явилось основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, который содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения.
Между тем, материалы дела свидетельствуют о том, что продавец Старикова Н.Н. осуществляла розничную торговлю ритуальными товарами без средств индивидуальной защиты, а именно без маски, т.е. совершила нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, т.е. п. 2 Распоряжения Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 11.05.2020 № 62-рг «О дополнительных мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и внесении изменения в распоряжение Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 14.03.2020 №21-рг «О введении режима «Повышенная готовность» на территории Кемеровской области - Кузбасса и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в п. 20 закрепляет положение, согласно которому переквалификация действия (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности возможна только на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства с первоначально квалифицированным составом нарушения.
При этом структура Особенной части КоАП РФ предполагает группирование административных правонарушений по главам на основании критерия «родовой объект» посягательства, статья 6.3 включена в главу административных правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, а статья 20.6.1 в главу административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
Между тем, положения ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ признаны обеспечить защиту общественных отношений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как и положения ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, поскольку введение режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, принятие правил поведения при введении этого режима могут быть обусловлены необходимостью обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
При таких обстоятельствах, учитывая указанные положения закона, разъяснения, содержащиеся в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в разделе V Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020, из которого следует, что часть 2 статьи 6.3 КоАП РФ является специальной по отношению к части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, санкция которой предусматривает более мягкое наказание, суд считает возможным переквалифицировать действия Стариковой Н.Н. с ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ на ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
С учетом вышеизложенного, Старикова Н.Н. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, которое выразилось в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Кемеровской области-Кузбасса, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), нарушила масочный режим при осуществлении трудовой деятельности в помещении магазина индивидуального предпринимателя.
Фактические обстоятельства дела, факт совершения административного правонарушения, вина Стариковой Н.Н. в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом № ... от 25.05.2020, жалобой Комаровой О.В., справкой, фотографиями, объяснениями ФИО4, ФИО7, копией паспорта, трудовым договором.
При назначении административного наказания Стариковой Н.Н. суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение, смягчающие административную ответственность обстоятельства, а именно, раскаяние лица, привлечение к административной ответственности впервые, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств и назначает наказание в виде предупреждения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек.
Предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях оснований для освобождения Стариковой Н.Н. от административной ответственности не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 29.7, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Старикову Наталью Николаевну, .../.../.... года рождения, уроженку ... ФИО1 ..., виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, назначить административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е. С. Крыжко