№ 2-1902/15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Пермь 09 апреля 2015 г.
Индустриальный районный суд г. Перми в составе председательствующего по делу судьи Перевалова А.М., при секретаре Никифоровой О.А., с участием представителя заявителя Жуковой Ю.А. по доверенности, представителей заинтересованного лица Жоголь Н.Ф., Новиковой Ю.А. на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Емельянова А.А. о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ и об обязании устранить нарушения путем повторного рассмотрения вопроса о заключении договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Емельянов А.А. (далее – заявитель) обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее – ДЗО) от ДД.ММ.ГГГГ и об обязании устранить нарушения путем повторного рассмотрения вопроса о заключении договора аренды земельного участка площадью 200 кв.м. по адресу: <адрес>
Заявление основано на том, что в октябре 2013 г. заявитель обратился к ДЗО с заявлением о предоставлении в аренду на 4 года 11 месяцев земельного участка площадью 200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>», для размещения автомойки (далее – земельный участок).
ДД.ММ.ГГГГ заявителем был получен ответ ДЗО № И№, в соответствии с которым на основании решения Пермской городской Думы от 22.10.2007 № 260 принято решение о возможности предоставления земельного участка в аренду на 11 месяцев. Срок действия данного решения о возможности предоставления земельного участка 1 г. с момента публикации информационного сообщения в официальном бюллетене о его предстоящем предоставлении. В соответствии с указанным ответом для соблюдения процедуры предоставления земельного участка заявитель сформировал схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставил ее на утверждение в ДЗО, указанная схема была утверждена ДД.ММ.ГГГГ начальником ДЗО; ДД.ММ.ГГГГ заявитель осуществил постановку земельного участка на кадастровый учет в филиале ФГУ «Федеральная кадастровая палата» Управления Росреестра по Пермскому краю, о чем свидетельствует кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №. Земельному участку присвоен кадастровый №.
В целях выполнения условий предоставления земельного участка ДД.ММ.ГГГГ заявитель предоставил в ДЗО кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ заявителю выдано решение ДЗО № И№ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым документы на земельный участок переданы в Департамент имущественных отношений администрации г. Перми для проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка в связи с тем, что решением Пермской городской Думы от 25.03.2014 г. № 66 внесены изменения в порядок. Данное решение ДЗО от ДД.ММ.ГГГГ заявитель считает незаконным. После принятия решения о возможности предоставления заявителю земельного участка ДЗО не мог принимать во внимание последующие изменения процедуры предоставления земельных участков, ДЗО обязан был завершить процедуру на тех условиях, которые действовали на момент принятия первого решения. Кроме того, статья 34 Земельного кодекса РФ, регулирующая порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, предполагает, что после проведения кадастровых работ заявителем земельный участок должен быть предоставлен заявителю без проведения торгов (л.д. 3-7).
Заявитель в судебное заседание не явился, извещен, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил в суд представителя, который в судебном заседании просил удовлетворить заявление по его доводам.
ДЗО направил в судебное заседание представителей, которые просили отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, утвержденный решением Пермской городской Думы № 260 от 23.10.2007 (далее - Порядок предоставления гражданам земельных участков), был изменен (изменения опубликованы в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования г. Перми, № 23, 04.04.2014). Указанными изменениями предусматривается возможность предоставления в аренду такого земельного участка на торгах, в случае поступления от третьих лиц заявлений о предоставлении этого же земельного участка, и такое заявление поступило ДЗО в установленный срок.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления.
Судом установлено и не оспаривается заинтересованными лицами, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в ДЗО с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 4 года 11 месяцев земельного участка площадью 200 кв.м. по адресу: <адрес> для размещения автомойки (далее – земельный участок).
ДД.ММ.ГГГГ ДЗО принято решение в виде письма № № о возможности предоставления заявителю земельного участка в аренду сроком на 11 месяцев для размещения автомойки. Заявителю, в частности разъяснено, что ему необходимо представить на утверждение в ДЗО изготовленную за свой счет схему расположения земельного участка на кадастром плане или кадастровой карте соответствующей территории, после утверждения этой схемы заявитель за свой счет обеспечивает выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка и после получения ДЗО кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка ДЗО будет издано распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду для указанных целей и заключен договор аренды, дополнительно сообщено, что срок действия решения о возможности предоставления земельного участка составляет один год с момента публикации информационного сообщения о его предстоящем предоставлении (л.д. 38-39).
ДД.ММ.ГГГГ в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования г. Перми (далее – Официальный бюллетень), выпуск № опубликована информация о возможном предоставлении земельного участка в аренду заявителю под автомойку.
В целях исполнения решения ДЗО от ДД.ММ.ГГГГ заявитель: сформировал схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 8-32) и предоставил ее на утверждение в ДЗО, указанная схема была утверждена ДД.ММ.ГГГГ начальником ДЗО (л.д. 8, 30); ДД.ММ.ГГГГ заявитель осуществил в филиале ФГУ «Федеральная кадастровая палата» Управления Росреестра по Пермскому краю постановку земельного участка на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера №, о чем свидетельствует кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 35-36).
ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в ДЗО с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на 11 месяцев под некапитальную автомойку, предоставил в ДЗО кадастровый паспорт земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ в Официальном бюллетене опубликована информация о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством.
ДД.ММ.ГГГГ от Петренко Н.В. поступило заявление о намерении приобрести спорный земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ ДЗО направил почтой в адрес заявителя письменный ответ № №, в котором сообщил, что в соответствии с п.п. 2.12 прим. 1 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 г. № 260, 18.07.2014 было опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении испрашиваемого земельного участка. В течение семи дней после опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в ДЗО поступило заявление от другого лица о предоставлении данного земельного участка. В связи с этим предоставление данного земельного участка будет осуществлено посредством проведения торгов (л.д. 37).
Статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) (в редакции закона, действовавшего на момент принятия оспариваемого решения) регулирует порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Пунктом 2 статьи 34 ЗК РФ предусмотрено, что граждане, заинтересованные в передаче земельных участков в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной форме заявления в орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления …, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
На основании пункта 5 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Таким образом, статьей 34 ЗК РФ предусмотрен заявительный порядок предоставления земельных участков заинтересованным в этом лицам, проведение торгов (в отличие от статьи 30 ЗК РФ) при этом не предусматривается, поскольку земельный участок предоставляется лицу, осуществившему вместо собственника земельного участка кадастровые работы и кадастровый учет земельного участка за свой счет (схожая правовая позиция изложена и в определении Верховного Суда РФ от 03.09.2014 № 44-КГ14-4 по заявлению Пастарнак Т.Д.).
Как ранее было установлено судом, заявительный порядок приобретения прав на земельный участок в порядке ст. 34 ЗК РФ заявителем полностью соблюден.
Следовательно, после получения от заявителя кадастрового паспорта земельного участка, у ДЗО отсутствовали правовые основания для принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ № № о предоставлении земельного участка в аренду посредством проведения торгов. Изменения, внесенные в Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, в соответствии с которыми Порядок был дополнен пунктами 2.9.1, 29.2 и 2.12.1, не могли применяться не только в связи с несоответствием действовавшим на тот момент положениям статьи 34 ЗК РФ как акту наибольшей юридической силы, но и вследствие принятия этих изменений после вынесения ДЗО решения от ДД.ММ.ГГГГ о возможности предоставления земельного участка заявителю в аренду на условиях, изложенных в этом решении. Изложенное соответствует положениям пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Следовательно, после принятия решения о возможности предоставления истцу испрашиваемого земельного участка, ДЗО был обязан завершить процедуру предоставления земельного участка на тех же условиях, которые действовали на момент принятия решения.
При таких обстоятельствах решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № № о проведении торгов по продаже прав на заключение договора аренды следует признать незаконным. Поскольку это решение послужило основанием для отказа заявителю в предоставлении земельного участка, суд считает возможным определить способ восстановления нарушенного права заявителя путем возложения на ДЗО обязанности по повторному рассмотрению заявления заявителя о предоставлении участка в аренду под некапитальную автомойку.
На основании положений статьи 98 ГПК РФ, подпункта 7 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ расходы заявителя по оплате госпошлины подлежат взысканию с ДЗО в размере 300 руб. Изложенное соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» и в определении Верховного Суда РФ от 11.02.2015 № 2-АПГ14-5.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми повторно рассмотреть заявление Емельянова А.А. о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 200 кв.м. по адресу: <адрес>», для размещения некапитальной автомойки.
Взыскать с Департамента земельных отношений администрации города Перми в пользу Емельянова А.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме (24 апреля 2015 г.).
Судья – подпись – А.М. Перевалов