<...>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 мая 2017 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:
председательствующего Горюшкиной Н.В.,
при секретаре судебного заседания Жестянкиной А.И.,
с участием старшего помощника прокурора Глазовой Е.В.,
истца Стаканчикова Г.В.,
представителя ответчика - Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области гор. Нижний Тагил и Пригородному району - Чарской М.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-742/2017 по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах Стаканчикова Г. В. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району о возложении обязанности по совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинскогой района города Нижний Тагил действующий в интересах Стаканчикова Г.В. обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району, в котором просит возложить на ответчика обязанность принять Стаканчикова Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет для целей предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Свердловской области, включив Стаканчикова Г.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для целей предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Свердловской области.
В обоснование исковых требований прокурором указано следующее. В прокуратуру района поступило заявление Стаканчикова Г.В. с просьбой обратиться в суд в защиту жилищных прав как лица, имеющего статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Проведенной проверкой установлено, что Стаканчиков Г. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус лица из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании решения исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов от 01 ноября 1979 года № 384 заявитель был помещен в дом ребенка № на полное государственное обеспечение в связи с тем, что мать <...> года рождения находилась в трудной жизненной ситуации, а отец <...> находился в местах лишения свободы (осужден приговором Тагилстроевского народного суда города Нижний Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ к 4 годам лишения свободы). Мать заявителя отказалась от него в доме ребенка № при рождении, что подтверждается копией заявления от 02 июня 1982 года на имя Главного врача медицинского учреждения. Заявитель был помещен в ФИО22 с 01 сентября 1982 года, где воспитывался до достижения 6-летнего возраста, на основании решения исполнительного комитета Тагилстроевского районного совета народных депутатов от 03 июня 1982 года. Затем был передан на воспитание в ФИО23, где находился до 1995 года. В 1995 году поступил на обучение в Свердловский педагогический колледж (СО ПК №) города Екатеринбурга, который окончили 28 июня 2000 года, проживал в общежитии колледжа. В период с 2000 до 17 июня 2004 года обучался в Уральском государственном техническом Университете - УПИ в городе Екатеринбург. На период обучения заявителю было предоставлено общежитие по адресу: ул. Коминтерна, 5 в городе Екатеринбург, что подтверждается копией паспорта. С 2004 году снимал жилые помещения в городе Екатеринбург, без оформления регистрации. В 2006 году заявитель переехал в город Нижний Тагил, где получили регистрацию по адресу: <адрес> (жилое помещение принадлежит на праве собственности родителям бывшей супруги - <...>). В период с 2007 по 2009 год заявитель проживал по адресу: <...> в городе <...> (жилое помещение родителей бывшей жены). С 2006 по 2011 год Стаканчиков имел регистрацию по адресу: <адрес>, откуда был выписан после развода. С 2009 проживал в арендованных жилых помещениях на территории МО <адрес>. С 2011 до настоящего времени заявитель проживает по адресу: <адрес> (квартира принадлежит на праве собственности матери сожительницы - <...>). Зарегистрирован с 2011 года по адресу: <адрес> (жилое помещение принадлежит сожительнице - <...>). Мать заявителя проживала по адресу: <адрес>, указанное жилое помещение было передано ей по наследству от бабушки. За шестью старшими детьми, в том числе старшим братом заявителя <...>, <...> г.р. было закреплено право на жилое помещение, расположенное про адресу: <адрес>. В связи с тем, что данная квартира была предоставлена Администрацией МО город Нижний Тагил другим лицам, решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил от 12 декабря 2011 года старший брат заявителя - <...>. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищные условий в порядке, установленном для обсечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На момент передачи заявителя в дом ребенка № и в последующее время какие-либо жилые помещения, в том числе квартира, расположенная по адресу: <адрес> за ним не закреплялись. В собственности объектов недвижимости (квартир) не имеет, нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не являлся и не является до настоящего времени.
На учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области заявитель не состоял.
Таким образом, Стаканчиков Г.В., имеющий статус лица из категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время в список граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и по договору найма специализированного жилищного фонда не включен.
Согласно объяснения заявителя, ранее (до 01 октября 2013 года) обратиться с соответствующим заявлением в Администрацию МО город Нижний Тагил о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения предельного возраста 23 лет он не имел возможности из-за отсутствия юридического образования и денежных средств на оплату услуг адвоката.
15 февраля 2017 года заявитель обратился в Управление социальной политики по городу Нижний Тагил и Пригородному району с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с достижением возраста старше 23 лет, в постановке на учет ему было отказано что подтверждается ответом УСП от 20 февраля 2017 года на имя Стаканчикова Г.В.
Из материалов дела усматривается, что документы, подтверждающие направление учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых заявитель находился на полном государственном обеспечении информации об окончании заявителем обучения и необходимости решения вопроса об улучшении его жилищных условий в личном деле подопечного отсутствуют.
В Администрацию города Нижний Тагил на момент нахождения Стаканчикова Г.В. в несовершеннолетнем возрасте заявления о принятии его на учет нуждающихся не поступали. Несмотря на наличие у заявителя статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, руководство ФИО24 и ФИО25 детского дома и Свердловского областного педагогического колледжа не предприняли действий, направленных на постановку на тот период несовершеннолетнего Стаканчикова Г.В. на учет нуждающихся в предоставлении жилья.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором ранее проживала мать заявителя, за ним не закреплялось, в связи с чем Стаканчиков не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, то к спорным правоотношениям применимы положения ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в действующей редакции.
Таким образом, отсутствие Стаканчикова Г.В. до достижения 23 лет на учете нуждающихся в жилых помещениях не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении исковых требований о его постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку судом должны учитываться причины, которые привели к этому.
В соответствии с практикой Европейского суда по правам человека недостаточность средств не может служить основанием для неисполнения государством принятых на себя обязательств по обеспечению прав граждан.
Истец Стаканчиков Г.В. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить. При этом пояснил, что своих мать и отца он не знает. С рождения находился в детских домах. Ему известно, что мать отказалась от него, когда он находился в доме малютки, отец отбывал наказание в местах лишения свободы. Своего жилья он никогда не имел. В период обучения в колледже, а затем в институте проживал в общежитиях. У него есть много братьев и сестер. Он общается только с <...>. Его брату было выделено жилое помещение по решению суда. О том, что он имеет право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилья из специализированного жилищного фонда ему стало известно в 2013 году, об этом ему сказал его знакомый. В связи с тем, что у него не было времени на сбор документов и денежных средств для оплаты услуг юриста, он не занимался данным вопросом с 2013 года. В 2005 году в период проживания в городе Екатеринбурге он в устной форме обращался в Управление социальной политики по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося. Однако ему в устной форме было отказано, поскольку он к тому моменту достиг 24 –летнего возраста. Письменно до 2017 года по данному вопросу он никуда не обращался. Он длительное время находился в детских домах, руководство данных учреждений не предприняло никаких мер для обращения в компетентные органы по вопросу предоставления ему жилья.
Прокурор Глазова Е.В. в судебном заседании предмет и основании иска поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управления социальной политики Министерство социальной политики Свердловской области г.Нижний Тагил и Пригородному району Чарская М.А. просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, при этом указала, что гарантируемая детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мера по обеспечению благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста. Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не обратилось в территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области Управления социальной политики с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что утрачивается одно из установленных Законом условий (возраст до 23 лет) получения дополнительных гарантий. До 2017 года истец письменно а не обращалась в Управление социальной политики с заявлением о постановке его на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области. Объяснения истца о том, что обратиться с соответствующим заявлением до достижения возраста 23 лет он не имел возможности, потому что у него не было юридического образования, и он не мог воспользоваться услугами адвоката, не являются объективными причинами пропуска срока обращения. Считает, что права у Стаканчикова Г.В. на обеспечение его жилым помещением государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области не имеется.
Представитель третьего лица - Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном отзыве представитель – Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» указал, что в соответствии с преамбулой Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, Стаканчиков Г.В. не относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достиг 23-летнего возраста (в настоящий момент ему 37 лет). Предоставление жилого помещения лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилыми помещениями должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения социальной поддержки. Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре практики рассмотрения судами дело, связанных с обеспечением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот м детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, разъяснено, что к уважительным причинам несвоевременной постановки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, могут быть отнесены: ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав данной категории граждан в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались данные граждане; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов. Истцом не названо объективных и исключительных причин, препятствовавших ему обратиться в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением по договору найма, в период его возраста с 18 до 23 лет.
Представитель третьего лица - Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, направил в суд письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, в связи с тем, что Стаканчиковым не названо уважительных причин для пропуска срока обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда. До 19 января 2017 года Стаканчиковым Г.В. не было предпринято никаких мер действий для постановки на учет. Для обращения в УСП МСП по СО не требуется наличие юридических знаний и использования услуг адвоката. В настоящее время у истца по по-прежнему отсутствует юридическое образование и для защиты своих интересов он обратился в органы прокуратуры, что мог сделать и ранее. Стаканчиков Г.В. будучи совершеннолетним дееспособным лицом, мог и должен был своевременно обратиться к ответчику для реализации своего права по обеспечению жильем.
Заслушав истца, прокурора, действующего в интересах истца, представителя ответчика, огласив позиции не явившихся представителей третьих лиц, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
к детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012 года, вступившего в законную силу 01.01.2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2013 года за № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены уполномоченные исполнительные органы государственной власти Свердловской области:
1) Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области:
по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области (далее - жилые помещения) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства";
по содержанию жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области:
по ведению перечня жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по ведению Реестра государственного имущества Свердловской области путем занесения соответствующих сведений о жилых помещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по управлению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относящимися к государственной казне Свердловской области;
3) Министерство социальной политики Свердловской области:
по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области;
по организационно-методическому руководству и контролю деятельности органов опеки и попечительства по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Приобретение и содержание жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства" в установленном порядке.
Согласно копии свидетельства о рождении VI-АИ №, выданного 25 октября 1979 года Отделом ЗАГС Ленинского совета народных депутатов города Нижний Тагил, составлена запись акта № от <...> года о рождении Стаканчикова Г. В., в качестве родителей указаны: <...> и <...> (л.д.11).
<...> умерла <...> (л.д.43).
<...>. умер <...> (л.д.44).
В судебном заседании установлено и не оспаривалось стороной ответчика, что Стаканчиков Г.В. относился к лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании решения исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов от 01 ноября 1979 года № 384 Стаканчиков Г.В. был помещен в дом ребенка № на полное государственное обеспечение в связи с тем, что мать <...> ДД.ММ.ГГГГ г.р. находилась в трудной жизненной ситуации, а отец <...> находился в местах лишения свободы (осужден приговором Тагилстроевского народного суда города Нижний Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ к 4 годам лишения свободы) (л.д. 12, 14-16,19).
Мать истца отказалась от него в доме ребенка № при рождении, что подтверждается копией заявления от 02 июня 1982 года на имя Главного врача медицинского учреждения (л.д.24).
Стаканчиков Г.В. был помещен в <...> детский дом с 01 сентября 1982 года, где воспитывался до достижения 6-летнего возраста, на основании решения исполнительного комитета Тагилстроевского районного совета народных депутатов от 03 июня 1982 года (л.д.25, 27).
Впоследствии Стаканчиков Г.В. был передан на воспитание в <...> детский дом, где находился до 1995 года (л.д.29 46).
В 1995 году истец поступил на обучение в Свердловский педагогический колледж (СО ПК №) города Екатеринбурга, который окончили 28 июня 2000 года, проживал в общежитии колледжа (л.д.40).
В период с 2000 до 17 июня 2004 года обучался в Уральском государственном техническом Университете - УПИ в городе Екатеринбург. На период обучения заявителю было предоставлено общежитие по адресу: ул. Коминтерна, 5 в городе Екатеринбург (л.д.10, 45).
29 августа 1997 года истец достиг возраста 18 лет, а 29 августа 2002 года возраста 23 лет.
Из материалов дела также следует, что у истца отсутствуют на праве собственности какие-либо объекты недвижимого имущества, на условиях договора найма жилое помещение истцу также не предоставлялось, правом бесплатной приватизации истец не воспользовался.
Органами опеки какие-либо жилое помещение за истцом не закреплялось.
Согласно пояснений истца, с 2004 году он снимал жилые помещения в городе Екатеринбург, без оформления регистрации. В 2006 году переехал в город Нижний Тагил, где получили регистрацию по адресу: <адрес> (жилое помещение принадлежит на праве собственности родителям бывшей супруги - <...>). В период с 2007 по 2009 год он проживал по адресу: <...> Тагил (жилое помещение родителей бывшей жены). С 2006 по 2011 год Стаканчиков имел регистрацию по адресу: <адрес>, откуда был выписан после развода. С 2009 проживал в арендованных жилых помещениях на территории МО город Нижний Тагил. С 2011 до настоящего времени истец проживает по адресу: <адрес> (квартира принадлежит на праве собственности матери сожительницы - <...>). Зарегистрирован с 2011 года по адресу: <адрес> (жилое помещение принадлежит сожительнице - <...>). Службу в армии не проходил.
15 февраля 2017 года Стаканчиков Г.В. обратился в Управление социальной политики по городу Нижний Тагил и Пригородному району с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.67).
Согласно ответу Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области гор. Нижний Тагил и Пригородному району от 20 февраля 2017 года № 1025 Д истцу отказано в принятии на учет для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда в связи с тем, что он достиг 23 лет, утратил статус лица, имеющего право на дополнительные социальные гарантии и не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.8).
В судебном заседании истец не отрицал, что до 2017 года с письменными заявлениями о постановке на учет для целей предоставления специализированного жилого помещения не обращался. Обращался устно в Управление социальной политики по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга в 2005 году. На тот момент ему исполнилось 24 года. Ему устно было отказано в постановке на учет по причине достижения 24-летнего возраста. Ввиду такого устного отказа, истец не обращался с письменными заявлениями вплоть до 2017 года.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (п. п. 1 - 3, 6 - 9), в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В связи с изменениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которой исключен п. 2 ч. 2 названной статьи.
Указанная норма ранее предусматривала предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На момент наступления совершеннолетия истца действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (п. 3 ст. 60).
Вместе с тем, ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Статьей 33 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки (ч. 2).
Таким образом, действующее до 01 марта 2005 года жилищное законодательство включало в себя обязательный принцип принятия граждан на учет нуждающихся в жилье и предоставления гражданам жилых помещений строго по очередности, в том числе и в группе граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.
В соответствии со ст. 1 вышеназванного Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам, которые в соответствии с данным законом имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также те, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из вышеприведенной ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в установленном порядке с заявлением о постановке на учет, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее социального статуса и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту вступления в силу данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.
В судебном заседании установлено, что на момент обращения истца в 2017 году с заявлением о принятии на учет для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области его возраст превышал 23-летний.
23-летнего возраста истец достиг в 2002 году. Между тем, впервые обратился с заявлением о принятии на учет в целях предоставления жилого помещения в 2017 году, то есть в возрасте 37 лет. На протяжении длительного времени, то есть более 14 лет, истец свое право на обеспечение жильем не реализовал, доказательств наличия уважительных причин, препятствующих своевременному обращению с таким заявлением, суду не представил, как и не представил доказательств более раннего обращения о постановке на учет и отказа в такой постановке.
Таким образом, в момент обращения с заявлением истец не относился к категории лиц, имеющих право на государственную поддержку в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". При таких обстоятельствах на него не распространяются меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, истцу было законно и обоснованно отказано в принятии его на учет для целей предоставления жилого помещения.
Доводы стороны истца о том, что Стаканчиков не имел возможности реализовать указанное право на постановку на учет, в связи с отсутствием у него юридического образования и отсутствия денежных средств для оплаты услуг юриста, опровергаются собранными по делу доказательствами, в том числе пояснения самого истца. В период с 18 до 23 лет истец обучался в колледже, затем в техническом ВУЗе, что предполагает наличие определенного уровня знаний у истца и свидетельствует о его грамотности. В этот период, согласно его пояснений, он получал повышенную стипендию, с учетом своего социального статуса, что свидетельствует о наличии у него денежных средств. В указанный период истец свое право на обеспечение жильем без уважительных на то причин не реализовал.
Кроме того, как обоснованно указано в письменном отзыве Министерства строительства и развития инфраструктуры по Свердловской области в настоящее время у истца по по-прежнему отсутствует юридическое образование и для защиты своих интересов он обратился в органы прокуратуры, что мог сделать и намного раньше, в том числе в период с 18 до 23 лет.
В силу ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
Незнание истцом законодательства в сфере жилищных прав не является уважительной причиной для их неиспользования, соответственно, доводы истца об его юридической неграмотности несостоятельны.
Доводы истца о том, что в 2005 году он обращался устно в Управление социальной политики по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга, судом отклоняются, поскольку какими-либо доказательствами не подтверждены.
Доводы стороны истца о том, что на учет истец не был поставлен по причине неисполнения органами опеки и попечительства и иными должностными лицами (руководителями детских домов, где воспитывался истец) обязанности по защите его прав как лица, оставшегося без попечения родителей, не разъяснения ему права на обеспечение жильем и необходимости обращения с соответствующим заявлением, не являются основанием для удовлетворения исковых требований.
Право состоять на учете ограничено достижением 23-летнего возраста, то есть после прекращения опеки в силу достижения истцом совершеннолетия, на протяжении оставшихся 5 лет до достижения 23-летнего возраста истец не был лишен возможности самостоятельно реализовать свои права и обратиться в установленном законом порядке в уполномоченный орган по вопросу постановки его на учет для получения жилья, однако данного права не реализовал.
Иных причин, которые можно посчитать уважительными, в том числе в соответствии с Обзором практики рассмотрения судами дел, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2013 года, как то: незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, состояние здоровья, которое объективно не позволяло встать на учет, попытки встать на учет нуждающихся были, но отказано в связи с отсутствием необходимых документов, истцом не представлено.
Учитывая изложенное, суд считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь статьями 12, 194-198, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах ФИО19 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району о возложении обязанности по принятиию Стаканчикова Г. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет для целей предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Свердловской области, включив Стаканчикова Г. В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для целей предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Свердловской области, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
В окончательной форме решение изготовлено 05 мая 2017 года.
Председательствующий – <...>
<...> Н.В. Горюшкина
РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 мая 2017 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:
председательствующего Горюшкиной Н.В.,
при секретаре судебного заседания Жестянкиной А.И.,
с участием старшего помощника прокурора Глазовой Е.В.,
истца Стаканчикова Г.В.,
представителя ответчика - Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области гор. Нижний Тагил и Пригородному району - Чарской М.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-742/2017 по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах ФИО1 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району о возложении обязанности по совершению действий,
Руководствуясь статьями 12, 194-198, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах ФИО1 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району о возложении обязанности по принятиию ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет для целей предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Свердловской области, включив ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для целей предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Свердловской области, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы, представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
В окончательной форме решение будет изготовлено 05 мая 2017 года.
Председательствующий – Н.В. Горюшкина