Дело № 2-62/2021 15 января 2021 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
в составе председательствующего судьи Иванова М.А.,
при секретаре Рычиной Е.В.,
с участием истца Духовникова Ю.Г.,
представителя ответчика Попович Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане, в помещении Магаданского городского суда Магаданской области, гражданское дело по иску Духовникова юг к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области о взыскании недоначисленной заработной платы, отпускных, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Духовников Ю.Г. обратился в Магаданский городской суд с исковым заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Магаданской области (далее – ГУ МЧС России по Магаданской области), указав в его обоснование, что работает по трудовому договору у ответчика. В нарушение требований трудового законодательства ответчиком в третьем квартале 2020 года недоначислена ему заработная плата за август в сумме <данные изъяты>, оплата сверхурочных в размере <данные изъяты>, а также отпускные на общую сумму <данные изъяты>
Просил суд взыскать с ответчика в свою пользу недоначисленные заработную плату, сверхурочные и отпускные в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>
В последующем, неоднократно увеличивая исковые требования, истец окончательно просил суд взыскать с ГУ МЧС России по Магаданской области в свою пользу недоначисленные заработную плату, сверхурочные и отпускные в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>
В судебном заседании истец поддержал заявленные исковые требования с учетом их увеличения. Ссылаясь на доводы и расчеты, приведенные в исковом заявлении и дополнениях к нему, а также в письменных возражениях на отзыв ответчика, просил суд иск удовлетворить.
Дополнительно суду пояснил, что ответчиком произведено начисление ему заработной платы за август без учета отработанных им 33 часов 05 августа и 08-09 августа 2020 года.
Также считает, что при исчислении размера сверхурочных за третий квартал 2020 года ответчик должен был исходить из 68,5 часов переработки у истца, в связи с этим, сумма недоплаченных ему сверхурочных составила <данные изъяты>
Указывает, что выплата ему премий в апреле, октябре и в ноябре 2020 года, а также материальной помощи к отпуску в размере трех окладов произведена без начисления районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера. В связи с этим, недоплата составила <данные изъяты>
Помимо изложенного, в апреле, мае и в ноябре 2020 года приказами ГУ МЧС России по Магаданской области были установлены особые режимы работы управления в условиях распространения короновирусной инфекции. В этой связи, на основании Положения об оплате труда, истцу подлежит к начислению надбавка в размере 30% тарифной ставки за работу в эти месяцы на общую сумму <данные изъяты>.
В связи с неправильным произведением ответчиком исчислений заработной платы, сверхурочных, премий, истец считает, что в 2020 году ему также недоначислены и невыплачены отпускные на общую сумму <данные изъяты>
Участвовавшая в судебном заседании представитель ответчика, ссылаясь на доводы, приведенные в письменных отзывах, признала исковые требования в части перерасчета и взыскания заработной платы за период нахождения истца на больничном в августе 2020 года в сумме <данные изъяты>, доплаты сверхурочных за работу в третьем квартале 2020 года на сумму <данные изъяты>, отпускных на сумму <данные изъяты> В оставшейся части, просила Духовникову Ю.Г. отказать. При этом указала, что в период рассмотрения настоящего дела, помимо вышеуказанных сумм, ответчиком истцу произведены доначисления и выплаты сверхурочных за 3 квартал 2020 года в размере <данные изъяты> и отпускных на сумму <данные изъяты>
Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, а также материалы гражданского дела № 2-2284/2020, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим кодексом.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (абзацы второй и шестой части 2 статьи 22 ТК РФ).
Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Под тарифной ставкой понимается фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч.3 ст. 129 ТК РФ).
Согласно ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 1, 2 ст. 135 ТК РФ).
Из приведенных нормативных положений следует, что действующим трудовым законодательством каждому работнику гарантирована своевременная и в полном размере выплата заработной платы, которая устанавливается трудовым договором и зависит от квалификации работника, количества и качества затраченного труда.
В соответствии со статьей 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Судом установлено, что истец, на основании приказа ГУ МЧС России по Магаданской области №1-к от 01 января 2020 г., принят с 1 января 2020 г. на работу в порядке перевода в пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Магаданской области на должность <данные изъяты> <данные изъяты> (по охране п. Уптар) (т.1 л.д. 83).
Согласно разделу 4 трудового договора от 1 января 2020 г., заключенного между истцом и ответчиком, работнику (Духовникову Ю.Г.) устанавливается посменный режим работы в соответствии с графиком сменности, утвержденным работодателем. Продолжительность рабочей смены составляет 24 часа 30 минут. В отношении работника установлен суммированный учет рабочего времени. Учетным периодом является квартал (т.1 л.д. 80-81).
Оплата труда работника осуществляется в соответствии с приказом МЧС России от 14 декабря 2019 г. № 747 «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России», Положением об оплате труда работников Главного управления МЧС России по Магаданской области. При этом работнику устанавливается тарифная ставка в размере <данные изъяты> в месяц, районный коэффициент в размере 1,7, процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 80% (раздел 5 трудового договора).
Выплата заработной платы производится не реже двух раз в месяц – 10 числа месяца, следующего за истекшим (прошедшим); 25 числа выплачивается аванс в счет заработной платы за текущий месяц (п. 5.3 трудового договора).
Приказом Главного управления МЧС России по Магаданской области от 27 февраля 2020 г. № 165 утверждены и введены в действие с 1 января 2020 г. Положение о порядке и условиях оплаты труда работников всех категорий Главного управления МЧС России по Магаданской области (далее – Положение об оплате труда) (Приложение № 1), Положение о премировании работников всех категорий Главного управления МЧС России по Магаданской области (далее – Положение о премировании) (Приложение № 2).
Представленными в деле доказательствами подтверждается, что в состав заработной платы истца помимо, установленных трудовым договором, тарифной ставки, районного коэффициента и процентной надбавки, включены следующие постоянные составляющие:
- надбавка за выслугу лет - 20% от должностного оклада,
- надбавка за сложность – 100% от должностного оклада,
- надбавка за пожаротушение - 15% от должностного оклада,
- надбавка за вредные условия труда в размере 8% должностного оклада,
Согласно табелю учета рабочего времени, истцом в августе 2020 года отработано 131 час (5 полных смен по 24,5 часа и одна смена -8,5 часов), в том числе в ночное время – 46 часов. (т.1 л.д. 117-119).
При этом, в соответствии с листком нетрудоспособности № 910033258835 истец с 05 по 18 августа 2020 года находился на больничном (т.1 л.д. 219).
Однако как следует из содержания, представленных в материалы дела, копий листов книги службы ОП ПСЧ-20 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Магаданской области, табеля учета рабочего времени за август 2020 года и подтверждено сторонами в судебном заседании, в период нахождения на больничном, Духовников Ю.Г. работал 05 августа 2020 г. – 8,5 ч. и 8-9 августа 2020 г. – 24,5 ч. (т.1 л.д. 15-23, 25).
При этом, согласно пояснений представителя ответчика в суде, работа истца 5 и 8-9 августа 2020 года, в период нахождения на больничном, была оплачена по среднему заработку Фондом социального страхования на основании листка нетрудоспособности и данные дни работы не учитывались при определении размера заработной платы. Что также подтверждается представленной ответчиком в материалы дела справкой ГУ Магаданское региональное отделение ФСС РФ о выплатах за период с 01 января 2020 г. по 08 декабря 2020 г. № 1902, согласно которой Духовникову Ю.Г. выплачено пособие по временной нетрудоспособности за период с 05 по 18 августа 2020 года в сумме <данные изъяты> за вычетом НДФЛ (т.1 л.д. 227).
Вместе с тем, поскольку факт работы истца 05 и 8-9 августа 2020 года установлен в судебном заседании и сторонами не оспаривался, то суд приходит к выводу о том, что время работы Духовникова Ю.Г. в эти дни подлежит оплате работодателем, а не Фондом социального страхования.
Истец оспаривает размер начисленной и выплаченной ему заработной платы за август 2020 года в связи с неначислением ему заработной платы за работу 05 августа в количестве 8,5 часов и за работу 08-09 августа в количестве 24,5 часов, а всего в количестве 33 часов. При этом, по мнению последнего, общая сумма недоначисленной и невыплаченной ему заработной платы за август 2020 года составляет <данные изъяты>
Оценивая представленные сторонами расчеты, суд приходит к следующему. Норма часов по производственному календарю в августе 2020 года составляет 168 часов. С учетом фактического времени нахождения истца на больничном с 10 по 18 августа, период нетрудоспособности составил 56 часов (7 раб. дней х 8 ч.). Таким образом, нормальная продолжительность рабочего времени в августе 2020 года для истца, с учетом нахождения на больничном, составила 112 часов (168 ч. – 56 ч.). При этом, согласно табеля учета рабочего времени за август 2020 года Духовниковым Ю.Г. отработан 131 час.
В соответствии с п.2.5. Положения об оплате труда, если работник отработал неполную рабочую норму по причине нетрудоспособности, то заработная плата исчисляется пропорционально отработанному времени. При этом, часовая тарифная ставка определяется путем деления его месячной тарифной ставки на количество рабочих часов в данном месяце по производственному календарю (п. 2,6 Положения об оплате труда).
Работникам за каждый час работы в ночное время производится доплата из расчета 35% часовой тарифной ставки, а в случае непосредственного участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций из расчета 50% часовой тарифной ставки (п.5.3 Положения об оплате труда).
С учетом изложенного, часовая тарифная ставка для расчета заработной платы Духовникова Ю.Г. за август составила <данные изъяты>/ 168 ч. = <данные изъяты>, 112 ч. х 46,45 = <данные изъяты> – размер тарифной ставки за август с учетом фактически отработанного времени.
Доплата за работу в ночное время: 46 ч. х 46,45 х 0,35= <данные изъяты>
Компенсационные и стимулирующие выплаты составили: 100% сложность + 20% выслуга + 15% за пожаротушение + 8% за вредность = 143%.
Таким образом, заработная плата истцу за август 2020 года должна составлять: (5202,4 +(5202,4 х 143%) + 747,85) х 2,5 (рай. коэф. и сев. надбавка) = 13389,68 х 2.5 = <данные изъяты>
Согласно расчетному листку за август 2020 года истцу начислена заработная плата в размере <данные изъяты> Следовательно, выплате истцу подлежит дополнительно <данные изъяты> (33474,21 – 26699,75).
Помимо изложенного, в силу статьи 97 ТК РФ работа за пределами продолжительности рабочего времени допускается в виде сверхурочной работы (статья 99 Кодекса) или при работе работника на условиях ненормированного рабочего времени (статья 101 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 99 ТК РФ сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно (часть 1 статьи 152 ТК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 08 декабря 2011 г. № 1622-О-О, при проверке конституционности статьи 152 ТК РФ, сверхурочная работа является частным случаем выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 149 ТК РФ), и, следовательно, должна быть оплачена в повышенном размере. Это согласуется со статьей 4 Европейской социальной хартии 1996 года, признающей право работников на повышенную оплату сверхурочной работы в целях обеспечения эффективного осуществления права на справедливое вознаграждение за труд.
Повышенная оплата сверхурочной работы имеет целью компенсацию трудозатрат работника в условиях большей физиологической и психоэмоциональной нагрузки на организм, вызванной переутомлением в связи с осуществлением работником работы в предназначенное для отдыха время, которое он, к тому же, не может использовать по своему усмотрению.
Сверхурочная работа должна оплачиваться в большем размере, чем работа, произведенная в пределах установленного работнику рабочего времени (об этом, в частности, свидетельствует и использование законодателем в статье 152 ТК ПФ термина "повышенная оплата" при установлении правила о возможности замены такой оплаты предоставлением работнику дополнительного времени отдыха). В противном случае не достигалась бы цель компенсации работнику повышенных трудозатрат и сокращения времени отдыха, нарушался бы принцип справедливости при определении заработной платы, а работодатель приобретал бы возможность злоупотребления своим правом привлечения работников к сверхурочной работе. Работники, выполняющие работу сверхурочно, оказывались бы в худшем положении по сравнению с теми, кто выполняет аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего времени, что противоречит принципу равной оплаты за труд равной ценности.
Таким образом, статья 152 ТК РФ в системе действующего правового регулирования предполагает установление оплаты сверхурочной работы в размере, превышающем оплату равного количества времени при выполнении работником работы той же сложности в пределах установленной для него продолжительности рабочего времени (нормальное вознаграждение работника).
С учетом изложенного, при определении размера оплаты сверхурочной работы необходимо учитывать все составляющие заработной платы установленные работнику, включающие в себя наряду с тарифной частью, компенсационные и стимулирующие выплаты.
Данные выводы также подтверждаются, вступившим в законную силу, решением Магаданского городского суда Магаданской области от 28 октября 2020 г. по гражданскому делу № 2-2284/2020, которым признаны незаконными действия ГУ МЧС России по Магаданской области, выразившиеся в неправильном начислении заработной платы за период с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г. в части оплаты работы в праздничные дни, сверхурочной работы Духовникова Ю.Г. без учета причитающихся компенсационных и стимулирующих выплат.
С ответчика в пользу истца взыскана задолженность по заработной плате за период с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г. в общей сумме <данные изъяты>, а также компенсация морального вреда в сумме <данные изъяты>.
Принимая данное решение, суд пришел к выводу о том, что в оплату сверхурочной работы и работы в праздничные дни Духовникова Ю.Г., наряду с тарифной частью заработной платы, исчисляемой исходя из должностного оклада, должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные системой оплаты труда ГУ МЧС России по Магаданской области.
В силу ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 2.4, 4.6.4 Положения об оплате труда в ГУ МЧС России по Магаданской области установлен суммированный учет рабочего времени. Отчетным периодом для оплаты сверхурочной работы является квартал. При этом часовая рабочая ставка рассчитывается путем деления размера оклада на среднемесячное количество часов в квартале, по итогам которого была образована переработка.
Согласно разделу 4 Положения об оплате труда, выплаты компенсационного характера (в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время) устанавливаются работникам приказом начальника Главного управления, на основании документов, подтверждающих выполнение работ. Оплата труда за работу в ночное время работникам, имеющим сменный режим работы, производится на основании табеля учета рабочего времени и графика сменности.
Оплата за сверхурочные производится в месяце, следующем за отчетным периодом (квартал), на основании приказа начальника Главного управления.
Приказом начальника ГУ МЧС России по Магаданской области <данные изъяты> от 15 октября 2020 г. <данные изъяты> пожарного автомобиля отдельного поста 20 пожарно-спасательной части Духовникову Ю.Г. определено произвести оплату сверхурочных часов за 3 квартал 2020 года в количестве 23 ч. 30 мин. (т.1 л.д. 84-10).
Из представленного в материалы дела ответчиком расчета сверхурочных за третий квартал 2020 года следует, что количество сверхурочных часов работы Духовникова Ю.Г. в июле 2020 года составило – 11 ч. 30 мин., в августе - 12 ч., в сентябре – 00 ч. (т.1 л.д. 125). При этом, согласно расчетному листку Духовникова Ю.Г. за октябрь 2020 года, сумма оплаты за сверхурочную работу в третьем квартале составила <данные изъяты> (т.1 л.д. 111).
По мнению истца, данное количество часов переработки в третьем квартале определено ему неправильно, без учета времени работы 5 и 8-9 августа 2020 года. При этом истец считает, что общее количество сверхурочных часов его работы в третьем квартале 2020 года составляет 68,5 часов. Однако данное утверждение истца суд находит необоснованным и ошибочным.
Согласно представленным в материалы дела табелям учета рабочего времени следует, что истцом в июле 2020 года отработано 7 полных смен по 24,5 + 16 ч., итого: 187,5 ч. (т.1 л.д. 112-116), в августе 2020 года - 5 полных смен по 24,5 часа и одну смену - 8,5 часов, итого: 131 ч. (т.1 л.д. 117-120). В сентябре истец не работал, в связи с нахождением в очередном оплачиваемом отпуске.
В соответствии с производственным календарём 2020 года, нормы рабочего времени в третьем квартале 2020 года составляют 520 часов (176 в июле, 168 в августе и 176 в сентябре). В связи с нахождением истца в августе на больничном и в сентябре в очередном отпуске, нормы рабочего времени для него в третьем квартале 2020 года составят 288 часов (520 – 176 – 56 (количество часов на больничном с 10 по 18 августа)).
Следовательно, количество часов отработанных истцом сверхурочно в третьем квартале составляет 30,5 ((187,5+131)– 288).
Среднемесячное количество часов для определения часовой тарифной ставки Духовникову Ю.Г. в третьем квартале составит 96 часов (288 / 3).
Часовая тарифная ставка для расчета сверхурочной работы в третьем квартале 2020 года для Духовникова Ю.Г. составляет 7 803 / 96 = <данные изъяты>
Учитывая, что в соответствии с ч.1 ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере, то расчет сверхурочных за третий квартал 2020 года будет следующий:
(81,28х2х1,5) + (81,28х28,5х2) = 243,84+4 632,96=<данные изъяты>
4 876,8х143%=6 973,82 (увеличение с учетом компенсационных и стимулирующих выплат)
(4876,8+6973,2)х2,5 (рай. коэф. и сев. надбавка) = <данные изъяты>
Поскольку ответчиком в октябре 2020 года начислены и выплачены истцу сверхурочные за третий квартал в размере <данные изъяты>, то сумма сверхурочных, дополнительно подлежащих выплате истцу составит <данные изъяты> (29 626,56 - 5 054,22).
При этом доводы ответчика о доначислении и выплате истцу в ноябре 2020 года сверхурочных за третий квартал в сумме <данные изъяты> объективными доказательствами не подтверждены. В представленных в материалы дела расчетных листках за ноябрь и декабрь 2020 года указанная выплата и сумма также отсутствует.
Кроме этого, в соответствии с нормами статьи 191 ТК РФ премия является одним из видов поощрения работника, добросовестно исполняющего трудовые обязанности, размер и условия выплаты которого работодатель определяет с учетом совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку работодателем выполненных работником трудовых обязанностей, и иных условий, влияющих на размер премии, в том числе результатов экономической деятельности самой организации. Трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем стимулирующих выплат, а лишь предусматривает, что такие выплаты входят в систему оплаты труда, а условия их назначения устанавливаются локальными нормативными актами работодателя.
В ГУ МЧС России по Магаданской области в соответствии с п. 1.6 Положения о премировании работников всех категорий, утвержденного Приказом ГУ МЧС России по Магаданской области от 27 февраля 2020 г. № 165 установлены следующие виды премий:
- по результатам работы (месяц, квартал, иной период текущего года);
- по случаю государственных праздников, профессиональных праздников, памятных и знаменательных дат Российской Федерации;
- за выполнение особо важного задания;
- годовая премия.
При этом конкретные размеры премий работников определяются приказом начальника Главного управления, на основании представленных <данные изъяты> структурных подразделений документов (рапортов, представлений, ходатайств), в соответствии с личным вкладом каждого работника в выполнение задач, стоящих перед Главным управлением и максимальными размерами не ограничиваются (п.1.5 Положения о премировании).
Помимо этого, пунктом 5.1 Положения о премировании и пунктов 4.5. и 8 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России, утвержденного приказом МЧС России № 747 от 14 декабря 2019 г. установлено, что из фонда оплаты труда работникам всех категорий оказывается материальная помощь в размере трех окладов (тарифных ставок) один раз в календарном году в пределах фонда оплаты труда при уходе в ежегодный основной оплачиваемый отпуск или другое время на основании приказа начальника Главного управления и письменного заявления работника.
Приказами ГУ МЧС России по Магаданской области <данные изъяты>-к от 24 апреля 2020 г. и <данные изъяты> от 13 апреля 2020 г. Духовникову Ю.Г. выплачены единовременная поощрительная (разовая) выплата в связи с празднованием 371-й годовщины Пожарной охраны РФ в размере <данные изъяты> и единовременная поощрительная (разовая) выплата в целях поощрения личного состава по итогам работы за 1 квартал 2020 года в размере <данные изъяты>.
В соответствии с приказом ГУ МЧС России по Магаданской области <данные изъяты> от 12 октября 2020 г. Духовникову Ю.Г. выплачена единовременная поощрительная (разовая) выплата в связи с празднованием Дня гражданской обороны в размере <данные изъяты>.
Приказом ГУ МЧС России по Магаданской области <данные изъяты> от 23 ноября 2020 г. Духовникову Ю.Г. выплачена единовременная поощрительная (разовая) выплата в связи с празднованием Дня спасателя Российской Федерации в размере <данные изъяты>.
Также Духовникову Ю.Г. согласно расчетному листку за август 2020 года, при уходе в очередной, ежегодный оплачиваемый отпуск, произведена выплата материальной помощи в размере трех тарифных ставок (<данные изъяты>).
По мнению истца, ответчик, производя выплату указанных премий и материальной помощи, был обязан начислять на данные суммы районный коэффициент и надбавки за работу в районах Крайнего Севера.
В соответствии с ч. 2 ст. 146, ст. 148 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На основании статьи 315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Аналогичные положения закреплены в ч. 1 ст. 10, ст. 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В соответствии с пунктом 1 Разъяснений Минтруда России от 11 сентября 1995 г. № 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утвержденных Постановлением Минтруда России от 11 сентября 1995 г. № 49, процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, и коэффициенты (районные), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок.
Таким образом, районный коэффициент и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера применяются лишь к тем выплатам, которые предусмотрены системой оплаты труда соответствующей организации.
В соответствии с п. 5 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России, утвержденного приказом МЧС России № 747 от 14 декабря 2019 г., фонд оплаты труда работников формируется с учетом размеров районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что выплата материальной помощи в размере трех окладов (тарифных ставок) один раз в календарном году в пределах фонда оплаты труда при уходе в ежегодный основной оплачиваемый отпуск, учитываемая при формировании фонда оплаты труда, входит в систему оплаты труда, а следовательно является постоянной выплатой, носит обязательный и гарантированный характер, поэтому, в силу вышеприведенных положений, на неё подлежат начислению районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера.
Таким образом, размер материальной помощи, недоначисленной истцу при его уходе в сентябре 2020 года в очередной оплачиваемый отпуск с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера составит <данные изъяты> ((23409 х 2,5) – 23409).
При этом, доводы ответчика о том, что выплата указанной материальной помощи с учетом районного коэффициента и процентной надбавки не предусмотрена законодательством РФ, являются необоснованными и опровергаются вышеприведенными положениями.
В тоже время, суд не усматривает правовых оснований к начислению районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера на выплаченные истцу, в соответствии с приказами ГУ МЧС России по Магаданской области <данные изъяты>-к от 24 апреля 2020 г., <данные изъяты> от 13 апреля 2020 г., <данные изъяты> от 12 октября 2020 г. и <данные изъяты> от 23 ноября 2020 г. единовременные поощрительные (разовые) выплаты.
Данные единовременные поощрительные выплаты, относящиеся, согласно Положению о премировании работников всех категорий ГУ МЧС России по Магаданской области, утвержденного Приказом ГУ МЧС России по Магаданской области от 27 февраля 2020 г. № 165 к выплатам стимулирующего характера, не носят систематического характера, не являются постоянной составной частью заработной платы и в соответствии с п. 3.9 данного Положения, могут производиться только за счет дополнительно выделенных главным распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на эти цели.
Более того, в соответствии с п.1.4. указанного Положения, решение об их выплате является правом, а не обязанностью работодателя.
Пунктом 19 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 2 предусмотрено, что в состав заработка, на который начисляются надбавки, не включаются выплаты, носящие разовый поощрительный характер и не обусловленные системой оплаты труда.
При этом ссылка истца на решение Верховного суда РФ от 01 декабря 2015 г. № АКПИ15-1253 в обоснование своих доводов о необходимости начисления районного коэффициента и процентной надбавки на выплаченные ему в соответствии с вышеуказанными приказами ГУ МЧС России по Магаданской области единовременными поощрительными (разовыми) выплатами, является ошибочной и не может быть принята судом. Названным решением Верховного суда РФ данный пункт Инструкции признан недействующим частично, а именно в части, предусматривающей, что в состав заработка, на который начисляются надбавки, не включаются единовременное вознаграждение за выслугу лет и вознаграждение по итогам работы за год. В остальной части пункт 19 является действующим и подлежит применению.
Учитывая, что выплаченные истцу в соответствии с приказами ГУ МЧС России по Магаданской области <данные изъяты>-к от 24 апреля 2020 г., <данные изъяты> от 13 апреля 2020 г., <данные изъяты> от 12 октября 2020 г. и <данные изъяты> от 23 ноября 2020 г. единовременные поощрительные (разовые) выплаты не являются вознаграждением за выслугу лет и вознаграждением по итогам работы за год, то решение Верховного суда РФ от 01 декабря 2015 г. № АКПИ15-1253 к ним не применимо.
Таким образом, поскольку выплаты, носящие разовый поощрительный характер и не обусловленные системой оплаты труда исключены действующими нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок применения районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, из состава заработка, на который начисляются указанные надбавки, то исковые требования Духовникова Ю.Г. в данной части не подлежат удовлетворению.
Разрешая требование истца о взыскании с ответчика недоначисленной и невыплаченной суммы отпускных в размере <данные изъяты>, суд приходит к следующему.
Как следует из представленных в материалы дела письменных доказательств, приказом Главного управления МЧС России по Магаданской области № <данные изъяты> от 21 августа 2020 г. Духовникову Ю.Г. предоставлены основной и дополнительные оплачиваемые отпуска за период работы с 01 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в количестве 57 календарных дней с 01 сентября 2020 г. по 27 октября 2020 г. (т.1 л.д. 82).
Согласно расчетным листкам за август и сентябрь 2020 года Духовникову Ю.Г. в августе начислены отпускные в размере <данные изъяты>, в сентябре доначислены отпускные в сумме <данные изъяты> (т.1 л.д. 108-109). Кроме того, в результате произведенного перерасчета отпускных, ответчиком в декабре 2020 года дополнительно доначислены <данные изъяты>, что подтверждается расчетным листком за декабрь 2020 года. Итого: <данные изъяты>
В соответствии со статьей 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).
Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно пункту 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 при определении среднего заработка для оплаты отпусков используется средний дневной заработок.
Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.
Пунктом 10 указанного Положения установлено, что средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,3).
В случае если один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,3), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных календарных месяцах.
Количество календарных дней в неполном календарном месяце рассчитывается путем деления среднемесячного числа календарных дней (29,3) на количество календарных дней этого месяца и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце.
При произведении расчета отпускных суд, исходит из фактического размера заработной платы начисленной истцу за период его работы у ответчика с 01 января 2020 г. по 31 августа 2020 г., приведенной в расчетных листках за указанный период (<данные изъяты>), а также с учетом доначисленных сумм заработной платы за период с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г. (<данные изъяты>.), взысканной по решению Магаданского городского суда Магаданской области от 28 октября 2020 г. по гражданскому делу № 2-2284/2020, и установленного в ходе рассмотрения настоящего дела размера недоначисленной заработной платы, сверхурочных и материальной помощи (6 774,46+24 572,34+35 113,50 = <данные изъяты>). Таким образом, общая сумма выплат за 8 месяцев, предшествовавших отпуску, и учитываемых при исчислении среднего заработка, составит: <данные изъяты> + <данные изъяты> + <данные изъяты> = <данные изъяты>
Поскольку в судебном заседании установлено, что в связи с нахождением истца в августе 2020 года на больничном (с 10 по 18), им фактически было отработано в указанном месяце 22 дня соответственно, то согласно пункту 10 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, количество календарных дней расчетного периода составит: (29,3 х 7) +20,8 (август) = 225,9 дней.
При этом среднедневной заработок за указанный период составит <данные изъяты>70 коп. (586 826,28 / 225,9).
Поскольку общее количество дней отпуска, представленных истцу, составило 57 дней, то сумма отпускных, подлежащих начислению ДуховниковуЮ.Г., должна составить <данные изъяты> (586 826,28 х 57).
Таким образом, разница между суммой отпускных, начисленных истцу ответчиком и суммой отпускных, подлежащих начислению ему, с учетом установленного в судебном заседании размера недоначисленной заработной платы за август 2020 года, сверхурочных за третий квартал 2020 года, материальной помощи к отпуску, а также с учетом доначисленных по решению суда сумм заработной платы за период с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г., составит: <данные изъяты> – <данные изъяты> = <данные изъяты>
Помимо изложенного, разрешая требования истца о взыскании с ответчика недоначисленной в апреле, мае и в ноябре 2020 года надбавки в размере 30% тарифной ставки за особый режим работы, суд приходит к следующему.
Пунктом 4.7. Положения об оплате труда предусмотрена обязанность работодателя по выплате <данные изъяты> автомобилей надбавки за трехсменный и особый режим работы в размере 30% тарифной ставки (т.1 л.д. 29). Данная надбавка, согласно разделу 4 Положения об оплате труда относится к выплатам компенсационного характера, которые устанавливаются работникам приказом главного управления, на основании документов, подтверждающих выполнение работ (п.4.4. Положения).
В соответствии с приказами <данные изъяты> ГУ МЧС России по Магаданской области от 06 апреля 2020 г. № 248, от 14 октября 2020 г. <данные изъяты> и от 11 ноября 2020 г. <данные изъяты> в целях предупреждения распространения короновирусной инфекции (COVID-19), в период с 07 апреля по 04 мая 2020 года, с 15 октября по 11 ноября 2020 года, а также с 12 ноября по 09 декабря 2020 года, введен особый порядок несения службы реагирующих подразделений федеральной противопожарной службы Магаданского пожарно-спасательного гарнизона, с переводом личного состава дежурных караулов (смен) пожарно-спасательных частей №№ 1, 2, 20 на режим работы в две смены. При этом рабочие смены распределены таким образом, чтобы 2 караульные службы работали первые две недели день через день, вторые караулы остальные две недели в таком же порядке (т.2 л.д. 12-16).
Как следует из указанных приказов и пояснений представителя ответчика в судебном заседании, введенный особый порядок несения службы, помимо установления периодов несения службы, предусматривал отмену процессов обучения и практических занятий с личным составом, был направлен на снижение времени контакта между личным составом и минимизацию вероятности заболевания работников в период распространения короновирусной инфекции.
При этом данный режим не связан с увеличением количества пожаров, чрезвычайными ситуациями. Предусмотренные п.4.4. Положения об оплате труда приказы Главного управления о произведении соответствующих выплат за особый режим работы, введенный вышеуказанными приказами ГУ МЧС России по Магаданской области от 06 апреля 2020 г. № 248, от 14 октября 2020 г. <данные изъяты> и от 11 ноября 2020 г. <данные изъяты>, ответчиком не издавались.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в части взыскания с ответчика недоначисленной в апреле, мае и в ноябре 2020 года надбавки в размере 30% тарифной ставки за особый режим работы.
Таким образом, судом установлено, что вопреки требованиям трудового законодательства ответчиком истцу недоначислена заработная плата за август 2020 года, сверхурочные за третий квартал 2020 года, материальная помощь к отпуску и отпускные в общей сумме <данные изъяты>
В силу пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.
В этой связи, в пользу Духовникова Ю.Г. подлежит взысканию заработная плата за август 2020 года, сверхурочные за третий квартал 2020 года, материальная помощь к отпуску и отпускные в общей сумме <данные изъяты>, из указанной суммы подлежит удержанию и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации налог на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты> Выплате на руки истцу подлежит – <данные изъяты>
Разрешая требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Учитывая, что Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда в случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац 14-й части 1-й) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя.
Таким образом, из приведенных положений Трудового кодекса Российской Федерации следует, что в случае нарушения работодателем предусмотренных действующим трудовым законодательством прав работника, причинение работнику морального вреда предполагается, и доказыванию подлежит лишь размер его денежной компенсации.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, а также учитывает степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, а также требований разумности и справедливости.
Поскольку в ходе судебного разбирательства по настоящему делу факт нарушения со стороны работодателя трудовых прав истца нашел свое частичное подтверждение, суд, принимая во внимание степень вины работодателя и обстоятельства дела, находит целесообразным взыскать с ответчика в пользу Духовникова Ю.Г. денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Поскольку ответчик является территориальным органом федерального органа исполнительной власти (Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий), то оснований для взыскания с ГУ МЧС России по Магаданской области государственной пошлины на основании статьи 103 ГПК РФ не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ – 22 ░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░
░░░░ № 2-62/2021 15 ░░░░░░ 2021 ░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>