Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-1319/2018 от 04.05.2018

РЎСѓРґСЊСЏ Гузев Р’.Рђ.          Дело в„– 33Р°-1319/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 мая 2018 РіРѕРґР°                        Рі. Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,

судей Сафроновой Л.И., Сорокина С.В.,

при секретаре Сулеймановой А.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному иску Яценко Станислава Ярославовича к администрации Знаменского района Орловской области об оспаривании распоряжения главы Знаменского района Орловской области от 11 декабря 2017 № №,

по апелляционной жалобе административного истца Яценко С.Я. на решение Хотынецкого районного суда Орловской области от 23 марта 2018 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи областного суда Сорокина С.В., объяснения административного истца Яценко С.Я., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения представителя административного ответчика Боженовой О.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

Яценко С.Я. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Знаменского района Орловской области об оспаривании распоряжения главы Знаменского района Орловской области от 11 декабря 2017 № № об установлении размера пенсии за выслугу лет.

В обоснование заявленных требований указывал, что с 25 марта 2011 года является получателем пенсии за выслугу лет, как лицо, замещавшее муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области.

Первоначально размер пенсии за выслугу лет был установлен исходя из 75 процентов среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев нахождения на муниципальной должности.

Распоряжением Главы Знаменского района Орловской области от 11 декабря 2017 года № № размер пенсии за выслугу лет установлен Яценко С.Я. исходя из 55 процентов среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев нахождения на муниципальной должности Главы Знаменского района Орловской области, на основании Положения о порядке предоставления и финансового обеспечения гарантий осуществления полномочий главы Знаменского района Орловской области, утвержденного решением Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 23 ноября 2016 года № 03-02-РС.

Оспаривая распоряжение административного ответчика, указывал, что размер его пенсии уменьшен на 20 процентов, что противоречит действующему законодательству и нарушает его права, поскольку оспариваемое распоряжение придает обратную силу норме ухудшающей его положение.

Полагал, что поскольку пенсия за выслугу лет была ему назначена до 23 ноября 2016 года в размере 75 процентов среднемесячного заработка, то нормы Положения о порядке предоставления и финансового обеспечения гарантий осуществления полномочий Главы Знаменского района Орловской области от 23 ноября 2016 года, устанавливающие пенсию за выслугу лет в размере 55 процентов среднемесячного заработка, не могут быть распространены на правоотношения, возникшие до принятия данного Положения.

Просил признать распоряжение главы Знаменского района Орловской области от 11 декабря 2017 года № № незаконным и обязать административного ответчика устранить нарушения прав и законных интересов административного истца путем восстановления ранее назначенного размера пенсии за выслугу лет из расчета 75 процентов среднемесячного заработка.

В судебном заседании представитель административного ответчика административный иск не признал.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе административный истец Яценко С.Я. просит об отмене решения суда и вынесении нового решения об удовлетворении административного иска.

Указывает, что в результате принятия оспариваемого распоряжения от 11 декабря 2017 № №, размер его доплаты к пенсии уменьшился на 20 процентов, по сравнению с ранее установленным размером доплаты, при том, что ни федеральное, ни региональное законодательство не предусматривает возможность уменьшения размера ранее установленной доплаты к страховой пенсии.

Ссылается на то, что Положение о порядке предоставления и финансового обеспечения гарантий осуществления полномочий Главы Знаменского района Орловской области, утвержденного решением Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 23 ноября 2016 года № 03-02-РС, не содержит указание на то, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие до его принятия.

Обращает внимание, что суд первой инстанции не проверил решение Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 23 ноября 2016 года № 03-02-РС на предмет его соответствия Конституции Российской Федерации, федеральных, региональных законов, Устава Знаменского муниципального района.

Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объеме, в соответствии с положениями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, находит обжалуемое решение подлежащим отмене, а производство по административному делу прекращению.

В соответствии с пунктом 4 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 194 КАС РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

Частью 1 и пунктом 2 части 2 статьи 1 КАС РФ установлено, что настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно части 6 статьи 218 КАС РФ не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.

Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Таким образом, по смыслу закона, споры об осуществлении гражданских прав, соединенные с требованиями о признании незаконными ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов незаконными, если их исполнение приводит к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского (искового) судопроизводства.

Исходя из предмета и оснований административного иска, административным истцом Яценко С.Я. оспаривается ненормативный акт администрации Знаменского района Орловской области об установлении ему размера пенсии за выслугу лет.

При этом заявленные требования сопряжены со спором о праве Яценко С.Я. на указанную пенсию из расчета 75 процентов его среднемесячного заработка, то есть в данном случае имеет место спор о праве, который подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Между тем, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 13 декабря 2017 года, спор о размере пенсии за выслугу лет Яценко С.Я. разрешен.

Данным судебным актом, вступившим в законную силу, установлено, что размер пенсии за выслугу лет Яценко С.Я., в том числе на основании оспариваемого по данному административному делу распоряжению Главы Знаменского района Орловской области от 11 декабря 2017 года № №, следует исчислять из расчета 55 процентов его среднемесячного заработка, поэтому требования Яценко С.Я. о взыскании задолженности по выплате пенсии за выслугу лет за период с 1 декабря 2016 года по 30 апреля 2017 года в размере <...> рублей <...> копеек, удовлетворены частично, на сумму <...> рублей <...> копеек.

Судебная коллегия находит, что при изложенных обстоятельствах, с учетом того, что заявленные административным истцом Яценко С.Я. требования по рассматриваемому делу в порядке административного судопроизводства разрешению не подлежат, а нормами ГПК РФ не предусмотрено повторное рассмотрение спора, если имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям (пункт 2 части 1 статьи 134, статья 220 ГПК РФ), обжалуемое решение подлежит отмене, а производство по делу прекращению.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Хотынецкого районного суда Орловской области от 23 марта 2018 года отменить.

Прекратить производство по делу по административному исковому заявлению Яценко Станислава Ярославовича к администрации Знаменского района Орловской области о признании распоряжения Главы Знаменского района Орловской области от 11 декабря 2017 № № незаконным.

РЎСѓРґСЊСЏ Гузев Р’.Рђ.          Дело в„– 33Р°-1319/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 мая 2018 РіРѕРґР°                        Рі. Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,

судей Сафроновой Л.И., Сорокина С.В.,

при секретаре Сулеймановой А.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному иску Яценко Станислава Ярославовича к администрации Знаменского района Орловской области об оспаривании распоряжения главы Знаменского района Орловской области от 11 декабря 2017 № №,

по апелляционной жалобе административного истца Яценко С.Я. на решение Хотынецкого районного суда Орловской области от 23 марта 2018 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи областного суда Сорокина С.В., объяснения административного истца Яценко С.Я., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения представителя административного ответчика Боженовой О.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

Яценко С.Я. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Знаменского района Орловской области об оспаривании распоряжения главы Знаменского района Орловской области от 11 декабря 2017 № № об установлении размера пенсии за выслугу лет.

В обоснование заявленных требований указывал, что с 25 марта 2011 года является получателем пенсии за выслугу лет, как лицо, замещавшее муниципальные должности и должности муниципальной службы Знаменского района Орловской области.

Первоначально размер пенсии за выслугу лет был установлен исходя из 75 процентов среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев нахождения на муниципальной должности.

Распоряжением Главы Знаменского района Орловской области от 11 декабря 2017 года № № размер пенсии за выслугу лет установлен Яценко С.Я. исходя из 55 процентов среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев нахождения на муниципальной должности Главы Знаменского района Орловской области, на основании Положения о порядке предоставления и финансового обеспечения гарантий осуществления полномочий главы Знаменского района Орловской области, утвержденного решением Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 23 ноября 2016 года № 03-02-РС.

Оспаривая распоряжение административного ответчика, указывал, что размер его пенсии уменьшен на 20 процентов, что противоречит действующему законодательству и нарушает его права, поскольку оспариваемое распоряжение придает обратную силу норме ухудшающей его положение.

Полагал, что поскольку пенсия за выслугу лет была ему назначена до 23 ноября 2016 года в размере 75 процентов среднемесячного заработка, то нормы Положения о порядке предоставления и финансового обеспечения гарантий осуществления полномочий Главы Знаменского района Орловской области от 23 ноября 2016 года, устанавливающие пенсию за выслугу лет в размере 55 процентов среднемесячного заработка, не могут быть распространены на правоотношения, возникшие до принятия данного Положения.

Просил признать распоряжение главы Знаменского района Орловской области от 11 декабря 2017 года № № незаконным и обязать административного ответчика устранить нарушения прав и законных интересов административного истца путем восстановления ранее назначенного размера пенсии за выслугу лет из расчета 75 процентов среднемесячного заработка.

В судебном заседании представитель административного ответчика административный иск не признал.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе административный истец Яценко С.Я. просит об отмене решения суда и вынесении нового решения об удовлетворении административного иска.

Указывает, что в результате принятия оспариваемого распоряжения от 11 декабря 2017 № №, размер его доплаты к пенсии уменьшился на 20 процентов, по сравнению с ранее установленным размером доплаты, при том, что ни федеральное, ни региональное законодательство не предусматривает возможность уменьшения размера ранее установленной доплаты к страховой пенсии.

Ссылается на то, что Положение о порядке предоставления и финансового обеспечения гарантий осуществления полномочий Главы Знаменского района Орловской области, утвержденного решением Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 23 ноября 2016 года № 03-02-РС, не содержит указание на то, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие до его принятия.

Обращает внимание, что суд первой инстанции не проверил решение Знаменского районного Совета народных депутатов Орловской области от 23 ноября 2016 года № 03-02-РС на предмет его соответствия Конституции Российской Федерации, федеральных, региональных законов, Устава Знаменского муниципального района.

Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объеме, в соответствии с положениями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, находит обжалуемое решение подлежащим отмене, а производство по административному делу прекращению.

В соответствии с пунктом 4 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 194 КАС РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

Частью 1 и пунктом 2 части 2 статьи 1 КАС РФ установлено, что настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно части 6 статьи 218 КАС РФ не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.

Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Таким образом, по смыслу закона, споры об осуществлении гражданских прав, соединенные с требованиями о признании незаконными ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов незаконными, если их исполнение приводит к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского (искового) судопроизводства.

Исходя из предмета и оснований административного иска, административным истцом Яценко С.Я. оспаривается ненормативный акт администрации Знаменского района Орловской области об установлении ему размера пенсии за выслугу лет.

При этом заявленные требования сопряжены со спором о праве Яценко С.Я. на указанную пенсию из расчета 75 процентов его среднемесячного заработка, то есть в данном случае имеет место спор о праве, который подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Между тем, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 13 декабря 2017 года, спор о размере пенсии за выслугу лет Яценко С.Я. разрешен.

Данным судебным актом, вступившим в законную силу, установлено, что размер пенсии за выслугу лет Яценко С.Я., в том числе на основании оспариваемого по данному административному делу распоряжению Главы Знаменского района Орловской области от 11 декабря 2017 года № №, следует исчислять из расчета 55 процентов его среднемесячного заработка, поэтому требования Яценко С.Я. о взыскании задолженности по выплате пенсии за выслугу лет за период с 1 декабря 2016 года по 30 апреля 2017 года в размере <...> рублей <...> копеек, удовлетворены частично, на сумму <...> рублей <...> копеек.

Судебная коллегия находит, что при изложенных обстоятельствах, с учетом того, что заявленные административным истцом Яценко С.Я. требования по рассматриваемому делу в порядке административного судопроизводства разрешению не подлежат, а нормами ГПК РФ не предусмотрено повторное рассмотрение спора, если имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям (пункт 2 части 1 статьи 134, статья 220 ГПК РФ), обжалуемое решение подлежит отмене, а производство по делу прекращению.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Хотынецкого районного суда Орловской области от 23 марта 2018 года отменить.

Прекратить производство по делу по административному исковому заявлению Яценко Станислава Ярославовича к администрации Знаменского района Орловской области о признании распоряжения Главы Знаменского района Орловской области от 11 декабря 2017 № № незаконным.

1версия для печати

33а-1319/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с прекращением производства
Истцы
Яценко Станислав Ярославович
Ответчики
Администрация Знаменского района Орловской области
Суд
Орловский областной суд
Судья
Сорокин Сергей Вячеславович
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
17.05.2018Судебное заседание
28.05.2018Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее