Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2719/2019 ~ М-2728/2019 от 13.11.2019

№ 2а-2719/2019

Уникальный идентификатор дела

                                                                                     73RS0013-01-2019-003973-70

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 декабря 2019 года                                    г. Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Евдокимовой И.В., при секретаре Хабло А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Рыбакова В. В.ча к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным распоряжения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации,

     УСТАНОВИЛ:

Административный истец Рыбаков В.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, в обоснование требований указав, что приговором Октябрьского суда г.Ростов-на-Дону от 19.07.2012 был осужден к 12 годам 8 месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Начало срока – 28.09.2010, конец срока – 27.05.2023. Является гражданином Украины, где был зарегистрирован до задержания и осуждения. Ввиду произошедших в 2013-2014 г.г. на Украине событий его родственники и близкие выехали на территорию Российской Федерации и проживают в Красноярском, Краснодарском краях. На территории Украины близких родственников у него не имеется, Потому полагает, что распоряжение Министерства юстиции РФ вынесено без учета конкретных обстоятельств.

Просил признать вынесенное в отношении него распоряжение №2879-рн от 04.06.2019 о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации незаконным.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области, УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России.

Административный истец Рыбаков В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснил, что приехал в Российскую Федерацию в 2010 году, жил в <адрес> без регистрации, официально трудоустроен не был, за приобретением российского гражданства не обращался. Сейчас в <адрес> края проживают его двоюродный брат Р* и двоюродная сестра Р**. Точные их адреса ему не известны, т.к. с 2014 года он с ними связи не поддерживает. Больше на территории Российской Федерации никто из его родственников не проживает. Родители у него умерли, он не женат. Его сын Р***, (ДАТА) года рождения, живет в <адрес> ЛНР. Его родной брат Р*, (ДАТА) года рождения проживает там же. Просил административные исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства юстиции Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен. Представлен отзыв на исковое заявление, согласно которому указано следующее. Рыбаков В.В., являясь гражданином Республики Украины, был осужден 19.07.2012 года Октябрьским районным судом г. Ростов-на-Дону по ч.4 ст.188, ч.3 ст.30, п. «а» ч.3 ст.228.1, ч.4 ст.188, ч.1 ст.30, п. «а» ч.3 ст.228.1, ч.1 ст.30, п.п. «а,г» ч.3 ст.228.1, ч.1 ст.30, п. «а» ч.3 ст. 228.1, ч.3 ст. 228.1, ч.2 ст.188, ч.1 ст.30, ч.1 ст.228.1, ч.2 ст. 228, ч.3 ст. 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 12 годам 8 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Конец срока отбывания наказания – 27.05.2023, срок погашения судимости после освобождения – 8 лет(27.05.2031). Поскольку Рыбаков В.В. является гражданином Республики Украины, законных оснований для нахождения на территории Российской Федерации не имеет. На момент осуждения Рыбаков не имел ни временного разрешения на проживание, ни вида на жительство, совершил умышленное преступление на территории Российской Федерации, за что привлечен к уголовной ответственности, что создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан РФ, в связи с чем в отношении него принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации. Наличие у Рыбакова родственников на территории РФ не влечет безусловного признания решения о нежелательности пребывания на территории РФ нарушающим права Рыбакова на уважение его личной и семейной жизни; оно принято с учетом требований справедливости и соразмерности. Полагает, что данное решение принято с учетом всех обстоятельств, а потому оснований для его отмены не имеется. Просил в удовлетворении административного иска отказать.

Представители административных ответчиков Управления по вопросам миграции УМВД России по Ульяновской области, Центра временного содержания иностранных граждан, представители заинтересованных лиц ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области, УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России, Управления Минюста России по Ульяновской области в судебное заседание не явились, извещены об его месте и времени.

В соответствии с ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

    Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска в связи со следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что гражданин Республики Украины Рыбаков В.В. приговором Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 19.07.2012, с учетом постановления Президиума Ростовского областного суда от 07.11.2013, признан виновным и осужден за то, что действуя в составе созданной им организованной преступной группы, совершил ряд тяжких и особо тяжких преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств – по контрабанде наркотических средств на территории Республики Украины и в приготовлении и покушении на незаконный их сбыт в особо крупном размере, по ч.4 ст.188, ч.3 ст.30, п. «а» ч.3 ст.228.1, ч.4 ст.188, ч.1 ст.30, п. «а» ч.3 ст.228.1, ч.1 ст.30, п.п. «а,г» ч.3 ст.228.1, ч.1 ст.30, п. «а» ч.3 ст. 228.1, ч.3 ст. 228.1, ч.2 ст.188, ч.1 ст.30, ч.1 ст.228.1, ч.2 ст. 228, ч.3 ст. 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 12 годам 8 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (л.д.64-77).

Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 04.06.2019 года №2879-рн пребывание (проживание) Рыбакова В.В. в Российской Федерации признано нежелательным (л.д.5).

Не соглашаясь с указанным решением, Рыбаков В.В. обратился в суд с настоящим административным иском.

Из материалов административного дела следует, что Рыбаков В.В., (ДАТА) года рождения, уроженец РСФСР, является гражданином Республики Украины, что подтверждается копией паспорта (л.д. 78-79).

По утверждению Рыбакова, на территории Российской Федерации проживают и имеют гражданство Российской Федерации двоюродный брат административного истца – Р*, двоюродная сестра истца –Р** Больше на территории Российской Федерации никто из его родственников не проживает. Родители у него умерли, он не женат.

Также установлено, что сын административного истца Рыбакова В.В. - Р***, живет в <адрес> ЛНР. Его родной брат Р* проживает там же.

Рыбаков В.В. въехал на территорию Российской Федерации из Республики Украины в 2010 году. По сообщению УФМС по <адрес> от (ДАТА) информация о приобретении гражданства Российской Федерации на гражданина Р*** отсутствует, в установленном законом порядке по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации указанный гражданин не обращался, по вопросам миграции также не обращался (л.д. 87).

На 21 февраля 2018 года Рыбаков В.В. в Российской Федерации не был зарегистрирован; фактически проживал по адресу: <адрес>; в настоящее время отбывает наказание в ФКУ КП-5 УФСИН России по Ульяновской области по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.Промышленная, 23. Дата освобождения – 27.05.2023.

УФСИН России по Ульяновской области в установленном порядке в Министерство юстиции Российской Федерации были представлены документы для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) Рыбакова В.В. в Российской Федерации.

Так, согласно заключения от 21.02.2018, утвержденного врио начальника ФКУ ИК-9 ГУФСИН России по Ростовской области, Рыбаков В.В., являясь гражданином Республики Украины, временного разрешения на проживание в Российской Федерации не имел, вида на жительство не имел; после освобождения из мест лишения свободы намерен проживать в Украине. С учетом наличия гражданства иного государства, принимая во внимание совершение Рыбаковым В.В. умышленных особо тяжких преступлений на территории РФ, привлечение к уголовной ответственности, установлены достаточные основания для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) Рыбакова В.В. в Российской Федерации(л.д.26).

Указанное заключение составлено в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.08.2007 №171 «О Порядке предоставления о рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы» и направлено в ФСИН России, которым в Минюст России, на основании указанного выше приказа, вынесено представление.

Так, 13.05.2019 ФСИН России обратилась в Министерство юстиции Российской Федерации с представлением о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) Рыбакова В.В. в Российской Федерации иностранного гражданина, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, согласно которому данное решение принято в виду осуждения Рыбакова В.В. за совершение умышленных преступлений, создания реальной угрозы общественному порядку, правам и законным интересам граждан РФ (л.д.27).

Министерство юстиции Российской Федерации 04.06.2019 приняло оспариваемое решение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 года №199 утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, в который включено Министерство юстиции Российской Федерации.

Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства закреплены Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №313.

Таким образом, принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений, входит в компетенцию Министерства юстиции Российской Федерации.

Порядок подготовки документов и порядок принятия такого решения регламентирован Инструкцией о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 августа 2007 года №171.

Согласно подпункту «в» пункта 3 данной Инструкции решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации может быть принято в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства либо общественному порядку, либо здоровью населения.

Поскольку совершение тяжкого, особо тяжкого преступления характеризуется повышенной степенью общественной опасности, а наличие непогашенной судимости за совершение на территории Российской Федерации тяжкого преступления является основанием, препятствующим иностранному гражданину или лицу без гражданства в получении вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также гражданства Российской Федерации (подпункт 5 пункта 1 статьи 7, подпункт 5 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», часть 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»), решение Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) Рыбакова В.В. в Российской Федерации со всей очевидностью является оправданным, справедливым и соразмерным с учетом степени опасности деяний административного истца.

В силу пункта 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и пункта 3 статьи 2 Протокола №4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 16 сентября 1963 года право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.

На основании части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно подпункту 3 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с частью 4 статьи 25.10 этого же федерального закона в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Согласно постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.03.2003 №3-П, дополнительные обременения, закрепленные федеральным законодательством в отношении лиц, имеющих судимость, обусловлены общественной опасностью таких лиц, адекватны ей и связаны с обязанность нести ответственность за виновное поведение.

Доводы административного истца, его представителя о том, что факт наличия у Рыбакова В.В. родственников является препятствием для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина в Российской Федерации, суд считает необоснованными.

В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 5 марта 2014 года N 628-О, семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности.

Само по себе семейное положение Рыбакова В.В., наличие у него родственников, проживающих на территории Российской Федерации, не влечет в безусловном порядке признания оспариваемого распоряжения нарушающим его право на уважение личной и семейной жизни, поскольку оно принято с учетом степени общественной опасности преступного деяния заявителя и не противоречит правовой позиции Европейского Суда по правам человека, согласно которой признается оправданным вмешательство в семейную жизнь в случае осуждения лица за телесные повреждения, грабеж, преступления, связанные с наркотиками (решение от 24 апреля 1996 года "Бугханеми (Boughanemi) против Франции"), а Рыбаков В.В. совершил на территории Российской Федерации особо тяжкие преступления против здоровья населения и общественной нравственности, связанное с незаконным оборотом наркотических средств. В свою очередь, данное обстоятельство свидетельствует о наличии исходящей от Рыбакова В.В. реальной угрозы общественному порядку, правам и интересам, здоровью граждан Российской Федерации, и принятие в таком случае адекватных мер реагирования в отношении лица – иностранного гражданина, пребывающего на территории Российской Федерации и нарушающего порядок пребывания, находится в компетенции государства.

Таким образом, наличие непогашенной судимости за совершение на территории Российской Федерации преступлений правомерно расценено Министерством юстиции Российской Федерации как основание для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) Рыбакова В.В. в Российской Федерации, является оправданным, справедливым и соразмерным с учетом степени опасности деяния, совершенного административным истцом.

При принятии оспариваемого распоряжения Минюстом Российской Федерации отдан приоритет интересам большинства населения государства, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у иностранного гражданина устойчивых семейных связей на территории России.

Доказательств наличия каких-либо исключительных объективных обстоятельств личного характера, которые бы подтверждали чрезмерное и неоправданное вмешательство Российской Федерации в личную и семейную жизнь административного истца, в материалах дела не имеется.

Следовательно, судом установлено, что распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 04.06.2019 №2879-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» в отношении Рыбакова В.В. издано уполномоченным на то органом, с соблюдением требований закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, без нарушения прав административного истца, а потому суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований, в удовлетворении административных исковых требований Рыбакову В.В. надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

        Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Рыбакова В. В.ча к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным распоряжения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 31 декабря 2019 года.

Судья                                            И.В. Евдокимова

2а-2719/2019 ~ М-2728/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Рыбаков В.В.
Ответчики
Министерство юстиции Российской Федерации
Другие
Управление Федеральной миграционной службы по Ульяновской области
Суд
Димитровградский городской суд Ульяновской области
Судья
Евдокимова И. В.
Дело на сайте суда
dimitrovgradskiy--uln.sudrf.ru
13.11.2019Регистрация административного искового заявления
13.11.2019Передача материалов судье
18.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
18.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.12.2019Судебное заседание
10.12.2019Судебное заседание
24.12.2019Судебное заседание
31.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2020Дело оформлено
16.06.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее