Дело №2-1897/2020
УИД 73RS0013-01-2020-002916-56
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31.08.2020 г.Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Кочергаевой О.П., при секретаре Ванюковой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколова Л. И. к обществу с ограниченной ответственностью «НИИАР-Генерация» о признании действий (бездействия) незаконным, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Соколов Л.И. обратился в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что 03.07.2019 он обратился к ответчику с заявлением о принятии мер в связи с некачественной услугой отопления и предоставлении соответствующей информации о некачественной услуге и других вопросах, в том числе о несвоевременном оповещении жителей об отключениях горячего водоснабжения. До дня подачи иска ответа на заявление не поступило. Уточнив исковые требования, просил признать незаконным не предоставление ему письменного ответа на его заявление в сроки, установленные законодательством, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 4500 руб.
В судебном заседании Соколов Л.И. уточненные исковые требования поддержал, просил об их удовлетворении со ссылкой на Федеральный закон «О защите прав потребителей», указав, что ответ на свое заявление он получил только в ходе рассмотрения настоящего иска, спустя более года со дня подачи заявления. Просил уточненные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «НИИАР-Генерация» Соколовская С.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточненный иск не признала, указав на то, что на дату подачи истцом заявления ответчик не являлся исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению. Дом, где проживает истец, перешел на прямое абонирование с 01.06.2020, в связи с чем считает, что законодательство о защите прав потребителей в рассматриваемом споре не может быть применено. Не смотря на то, что ответ на заявление Соколова Л.И. действительно дан спустя год, полагает, что законных оснований для удовлетворения иска не имеется, в связи с чем просила в удовлетворении уточненного иска отказать в полном объеме.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению в части взыскания компенсации морального вреда, в связи со следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Статьей 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусмотрено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что Соколов Л.И. проживает в квартире, расположенной в <адрес>, что подтверждено соответствующей справкой (л.д.16).
03.07.2019 Соколов Л.И. обратился с письменным заявлением от имени Совета <адрес> к ответчику, и в указанном заявлении истец просил предоставить ему информацию относительно оказания услуг по горячему водоснабжению и отоплению. Заявление принято ответчиком 03.07.2019, входящий номер 2848 (л.д.6-7).
Судом установлено, и указанное обстоятельство подтверждено стороной ответчика в своем отзыве (л.д.19), что ООО «НИИАР-Генерация» является исполнителем коммунальной услуги по предоставлению горячего водоснабжения и отопления.
Из представленной суду копии платежного документа по жилищно-коммунальным платежам жилого помещения, где проживает истец, - <адрес>, за июнь 2019, за услуги отопление и горячее водоснабжение взималась соответствующая плата (л.д.19).
Как следует из отзыва ответчика, и указанное обстоятельство не отрицалось в судебном заседании истцом, а также подтверждено материалами дела, до 01.06.2020 коммунальные услуги в многоквартирном <адрес> оказывало ООО «Западный», а впоследствии по решению собственников с 01.06.2020 заключены прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, в том числе на отопление и горячее водоснабжение.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).
Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Правила №354) регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно указанным Правилам "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод);
"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
"потребитель" - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;
"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно п.31 указанных Правил исполнитель обязан, в том числе, принимать в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, - также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя; вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа; информировать потребителей в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, о причинах и предполагаемой продолжительности предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В силу п. 33 Правил потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Положения Правил предоставления коммунальных услуг связаны как с деятельностью исполнителя, так и к деятельности ресурсоснабжающей организации по подаче коммунальных ресурсов.
С учетом изложенного, доводы представителя ответчика о том, что у ответчика не было обязанности отвечать на обращение истца, истцу необходимо было обратиться с заявлением на качество предоставления коммунальной услуги в управляющую компанию, являются несостоятельными. При этом из текста заявления истца от 03.07.2019 следует, что обращение истца касалось качества предоставления коммунальной услуги водоснабжения и отопления.
Судом установлено, что ответ на указанное выше обращение истца направлен лишь 26.08.2020, получен адресатом 28.08.2020, что подтверждено информацией почтового идентификатора, в связи с чем, суд считает, что данным бездействием (действием) ответчика по несвоевременному предоставлению ответчика права истца, как потребителя коммунальной услуги, нарушены.
С учетом указанных обстоятельств, исковые требования Соколова Л.И. подлежат удовлетворению, следует признать незаконным действие (бездействие) ООО «НИИАР-Генерация» по несвоевременному предоставлению ответа на обращение Соколова Л.И. от 03.07.2019.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Поскольку судом установлен факт нарушения прав Соколова Л.И. как потребителя коммунальной услуги, его требования о взыскании компенсации морального вреда обоснованы и подлежат удовлетворению.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд, исходя из положений статей 1100, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также учитывая конкретные по делу обстоятельства, принципы разумности и справедливости, степень вины ответчика, считает требования истца о компенсации морального вреда подлежащими удовлетворению частично в размере 1000 руб., в остальной части иска о возмещении морального вреда суд считает необходимым отказать, т.к. требования о возмещении морального вреда в большем размере суд считает завышенными.
Согласно разъяснениям, данным в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом РФ «О защите прав потребителей», которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
Пунктом 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» размер штрафа составляет пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, в связи с чем по настоящему делу размер штрафа, подлежащего взысканию с ответчика в пользу истца, составит 500 руб., исходя из размера компенсации морального вреда.
Поскольку истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Разрешая заявление о взыскании судебных расходов, суд, руководствуясь положениями ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства в общей сумме 402,6 руб., из которых: почтовые расходы на отправку иска и приложенных к нему документов в суд – 69,6 руб., транспортные расходы на доставку иска ответчику, доставку дополнительного иска в суд и ответчику, на явку на досудебную подготовку 21.08.2020 и в судебное заседание 26.08.2020 и 31.08.2020 в общей сумме 253 руб., изготовление ксерокопий документов для вручения ответчику и для приобщения к материалам дела – 80 руб.
Истцом представлены суду соответствующие квитанции и билеты, подтверждающие несение данных расходов. Стороной ответчика не представлено доказательств тому, что указанные расходы не были необходимы и истцом не неслись.
Вместе с тем, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца расходов на изготовление ксерокопии выступления в прениях в размере 10 руб., ксерокопии судебного решения по аналогичному делу в размере 40 руб. не имеется, поскольку указанные расходы для рассмотрения настоящего дела не были необходимы, в удовлетворении указанной части заявления о взыскании судебных расходов надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Уточненный иск Соколова Л.И. удовлетворить частично.
Признать незаконным действие (бездействие) общества с ограниченной ответственностью «НИИАР-Генерация» по несвоевременному предоставлению ответа на обращение Соколова Л. И. от 03.07.2019.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «НИИАР-Генерация» в пользу Соколова Л. И. компенсацию морального вреда в размере 1000 руб., штраф за нарушение прав потребителя в размере 500 руб., в возмещение судебных расходов 402,6 руб., а всего 1902,6 руб. (одна тысяча девятьсот два рубля шестьдесят копеек).
В удовлетворении остальной части уточненного иска Соколова Л.И. к ООО «НИИАР-Генерация» о взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов в большем размере отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «НИИАР-Генерация» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 07.09.2020.
Председательствующий судья О.П. Кочергаева