--
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
-- --
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи Тарасова А.Н.,
при секретаре --6,
с участием:
истцов ---1., --2.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
--1, --2 в своих интересах и интересах несовершеннолетних --3, --4 к Администрации Новокиевского сельсовета -- о признании действия администрации Новокиевского сельсовета об отказе по включению в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения финансовой помощи за счет средств областного бюджета незаконным и обязании включить в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации,
Установил:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику, в котором просят суд:
- признать действие администрации Новокиевского сельсовета -- об отказе во включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения финансовой помощи за счёт средств областного бюджета, незаконным;
- обязать администрацию Новокиевского сельсовета -- включить их в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
В обоснование заявленных, требований в иске указано, что согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» и ч. 1 ст. 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", граждане Российской Федерации имеют право на компенсацию ущерба своему имуществу, причиненного в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, обильного выпадения осадков.
В августе 2013 г. в результате чрезвычайной ситуации природного характера – обильного выпадения осадков, продолжавшихся длительное время, на территории Новокиевского сельсовета --, подполье, расположенное в жилом доме по адресу: --, было подтоплено. Принимая во внимание факт порчи имущества, они обращались в администрацию Новокиевского сельсовета с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения за счет средств областного бюджета материальной помощи при утрате имущества.
Однако, администрацией Новокиевского сельсовета -- в данном праве на компенсацию и включении в список пострадавших было отказано в связи с тем, что все списки должны быть направлены в МЧС России и Минфин России до --.
Поскольку подполье было затоплено в августе 2013 года в результате обильного выпадения осадков, которое относится к чрезвычайным ситуациям, полагают, что имеют право на компенсацию причинённого ущерба, в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков, произошедшего на территории Новокиевского сельсовета -- в августе 2013 года.
Истцы просят суд признать действия администрации Новокиевского сельсовета -- об отказе по включению в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения финансовой помощи за счет средств областного бюджета незаконными, обязать администрацию Новокиевского сельсовета -- включить их в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории с. Н.--.
В подготовительной части судебного заседании конкретизируя исковые требования, истцы просят суд обязать ответчикавключить их и несовершеннолетних детей в списки граждан, для получения финансовой помощи за частично утраченное имущество в результате ЧС на территории Новокиевского сельсовета находящееся по адресу по адресу с. Н.Увал, -- за счет бюджетных средств,не отрицая о том, что они уже получили единовременную материальную помощь в размере 10 тыс. рублей на каждого члена семьи.
Ответчик – и.о. главы администрации Новокиевского сельсовета -- --7 по существу заявленных требований возражала, указав, что приём обосновывающих документов осуществлялся до --, исключение составляет лишь пропуск срока по уважительной причине. Однако, доказательств уважительности причин пропуска истцы не представили. Просила суд рассмотреть дело без участия стороны ответчика. Письменный отзыв ответчика приобщен к материалам дела.
Третье лицо – Министерство финансов --, по существу заявленных требований возражало, в удовлетворении искового заявления просило отказать, просило рассмотреть дело без их участия. Письменный отзыв Третьего лица – Министерства финансов --, приобщен к материалам дела.
С согласия истцов, на основании ст.167 ГПК РФ, судом рассмотрено дело в отсутствие сторон, просивших рассмотреть дело без их участия.
В судебном заседании истцы ---1., --2. действуя в отношении себя и несовершеннолетних детей, исковые требования поддержали, и привели доводы аналогичные доводам в заявления с учетом их конкретизации, просили суд об их удовлетворить в полном объёме.
Выслушав истцов, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с правилами ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Исходя из правил части 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ, к решениям действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия) в результате которых: нарушены права и свободы граждан; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая- либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности, или совершили оспариваемые действия (бездействия).
При распределении обязанностей по доказыванию по делам возникших из публичных правоотношений, суд исходя из требований ст. 249 ГПК РФ, возложил обязанность по доказыванию обстоятельств на орган, принявший оспариваемые в суде постановленное решение.
В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам представленным суду спорящими сторонами.
Статьей 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характерам закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из этого право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке.
Исходя из этого право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке.
В связи, с чем в создавшейся спорной ситуации, суд принял во внимание Постановление Правительства Российской Федерации от -- № 750, которым утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, а также и Постановление -- от -- № 214, которым был утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда --, а также Указ Президента РФ -- от -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, Амурской и Магаданской областей, --», действует которого не прекращено и в настоящее время.
При этом во исполнение выше приведенного Указа Президента РФ № 693, -- -- принято постановление -- «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета». Пунктом 2 данного постановления утвержден сам Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка формируются и утверждаются;
-1списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
- 2.списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории --, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
-3. списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации
- 4.списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории --, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с требованием подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента РФ от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, Амурской и Магаданской областей, --» Правительству Российской Федерации было поручено до -- принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
-- комиссией при -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, утверждено Положение по подготовке документов для выплат единовременной материальной помощи и финансовых выплат за утрату имущества при чрезвычайных ситуациях, с приложением методических рекомендаций по оказанию единовременной материальной и финансовой помощи гражданам с в связи с чрезвычайной ситуации, произошедшей в июле- августе 2013 года на территории --, утвержденных протоколом заседания оперативного штаба комиссии -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности от -- № 21.
Согласно пункту 9.1 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных -- заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, единовременная материальная помощь имеет целевое назначение и выплачивается на восстановление поврежденного жилого помещения. Факт повреждения жилого помещения устанавливается комиссией. Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением губернатора -- от -- № 123-р на территории -- с -- введен режим чрезвычайной ситуации. В период с -- на территории Новокиевского сельсовета -- было объявлено чрезвычайное положение (далее ЧС).
Согласно данным акта без даты осмотра жилого помещения пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, происшедшего со -- (далее Акта) представленного истцами в качестве доказательства у истцов не было утрачено имущество.
В процессе обследования жилого помещения, расположенного в с. Н.--, в результате чрезвычайной ситуации – наводнения и обильных осадков, установлено, что на стенках подполья следы от воды на уровне 1 метра, со слов хозяина пострадал дощатый настил пола, сырые завалинки, наблюдается сырость, плесень, грибок, подполье нуждается в ремонте.
Исходя из вышеуказанного акта, вода в дом по адресу в с. Н.--, не заходила.
Факт наличия на стенках подполья следов от воды, сырости завалинок, наличия плесени, грибка, по мнению суда само по себе не доказывает безусловную утрату имущества истцами и не устанавливает их права на соответствующую компенсацию, поскольку финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате ЧС, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день ЧС.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 2.2 Методических рекомендаций по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории --, в соответствии с которым единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС.
Пунктом 2.3. указанных Методических рекомендаций установлено, что финансовая помощь за утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС.
Таким образом, в рассматриваемом случае, суд считает, что обязательным условием признания пострадавшим в результате ЧС и оказании единовременной материальной и финансовой помощи является, прежде всего, это наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а также утрата имущества вследствие подтопления жилого дома.
Актом осмотра жилого помещения, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации – наводнения и обильных осадков, произошедшего со -- - наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения по адресу с. Н.--, а также утрата имущества вследствие подтопления жилого дома, судом не установлены.
По правилам части 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Понятие и статус жилого дома даны в статье 16 ЖК РФ.
В своем заявлении истцы указывают на обстоятельства подтопления подпола. Однако, подполье в силу норм Жилищного кодекса РФ не является жилым помещением.
Суду не было представлено доказательств, свидетельствующих о наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещении. Как установлено в ходе судебного заседания, и не оспаривалось сторонами, жилой дом, расположенный по адресу по адресу с. Н.Увал, --, в результате чрезвычайной ситуации (подтопления грунтовыми водами) не пострадал, истцы проживали и продолжают там проживать, при этом затопленное подполье в доме предназначено для хранения картофеля и другой продукции.
В судебном заседании в процессе обсуждения о законности действий администрации Новокиевского сельсовета -- Амурской при отказе истцам о включение их в списки граждан для получения финансовой помощи за частично утраченное имущество, судом не было установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушения ответчиком процедуры и порядка оказания истцам единовременной материальной помощи и финансовой помощи, указанной в главе 3 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных -- заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, с их изменениями от -- года.
Судом установлено, что -- ответчиком была создана комиссия для определения размера ущерба.
Комиссия провела осмотр жилого помещения по адресу с. -- --, с результатами которого истцы согласились.
Доводы истцов о незаконности отказа ответчиком, о включение их в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения финансовой помощи за частично утраченное имущество из областного бюджета, суд признает безосновательными, поскольку Пунктом 2.3. Методических рекомендаций установлено, что финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество за счет средств областного бюджета не выплачивается.
Судом установлено, что в июле- августе 2013 года с заявлением об оказании помощи истцы за частично утраченное имущество в результате ЧС никуда не обращались. Обращение в администрацию Новокиевского муниципального образования последовало --.
Постановлением Правительства РФ от -- N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда.
Согласно п. 2 указанных Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
При таком обращении должны быть указаны данные о количестве людей, получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба (п. 4).
Перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов Российской Федерации (абзац 2 п. 6 Правил).
В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается (абзац 2 п. 7 Правил).
Оценив, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, представленные суду сторонами доказательства, суд отмечает о том, что истцами в качестве доказательства суду был представлен акт ( без даты) осмотра жилого помещения пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, происшедшего со --, из которого следует, что нижняя часть подполья нарушена, смыты завалинки, дощатый настил пола повреждён, наблюдается сырость, плесень, требуется ремонт.
В данном акте отсутствует дата проведения осмотра жилого помещения пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, что дает суду основание для признания о недоказанности обстоятельств утраченного истцами имущества в результате ЧС на территории Новокиевского сельсовета, по причине того, что из фактах изложенных в акте невозможно установить причинно- следственную связь между событиями ЧС и наступившими последствиями, в связи с тем, что между фактами отраженными в акте и событиями ЧС прошел длительный период, и, принимая во внимание, что истцами в нарушение правил ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, не было суду представлено достоверных, допустимых и достаточных доказательств подтверждающих факт, о том, что они имеют право на компенсацию за частично утраченное имущество находящееся по адресу с. Н.Увал, -- --, в результате ЧС в период июля - августа 2013 года в период ЧС на территории Новокиевского сельсовета --.
При таких установленных фактических обстоятельствах, исковые требования --1., --2., --3., --4. к администрации Новокиевского сельсовета --, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований --1, --2 --3, --4 к Администрации Новокиевского сельсовета -- о признании действия администрации Новокиевского сельсовета об отказе по включению их в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения финансовой помощи за счет средств областного бюджета незаконным;
- и возложение обязанности включить --1, --2 --3, --4 в список граждан, для получения финансовой помощи за частично утраченное имущество в результате ЧС на территории Новокиевского сельсовета находящееся по адресу по адресу с. Н.Увал, -- за счет бюджетных средств- отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться в канцелярии Мазановского районного суда --.
Судья А.Н. Тарасов.