Судья Ефанов В.А. Дело № 33-41865/19
№ 2-301/19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ«21» января 2020 года г. Краснодар
Суд апелляционной инстанции по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Комбаровой И.В.
судей Черновой Н.Ю., Палянчук Т.А.
при ведении протокола помощником судьи Извозчикове В.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску члена правления, председателя СГОО ИК «Прометей» Цверова Николая Михайловича к магазину «Пятерочка» и магазину ООО «Арома маркет» об устранении нарушений;
по апелляционной жалобе истца на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 19 февраля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Черновой Н.Ю. об обстоятельствах дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, суд
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к магазинам ООО «Пятерочка» и ООО «Арома маркет», в котором просил обязать ответчиков обеспечить условия беспрепятственного доступа инвалидов к объектам, занимаемым ответчиками путем установления пандусов, информационных микросхем, приведении входных групп в соответствие с нормами стандартов, установленных строительными правилами СП 59.13330.2012, установить поручни на лестницы, взыскать с ответчиков в пользу истца компенсацию морального вреда, расходы за оказанную помощь.
Исковые требования мотивированы тем, что, истец является инвалидом- колясочником не может воспользоваться услугами, предоставляемыми ответчиками, в связи с несоблюдением последними обязательных требований федерального законодательства по обеспечению беспрепятственного доступа и пользования объекта людьми с ограниченными возможностями, а именно в помещениях, расположенных по адресу ответчиков, отсутствуют пандус со специальным не скользящим покрытием, перилла пандуса, или лифт, на поверхности входных площадок и тамбуров, которые должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2%, нет наклейки со значком инвалида, нет кнопки вызова для инвалидов при входах в здания, строения, объекты, принадлежащие ответчикам.
Для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях, зданиях, расположенных на территории объекта, не мешающая основному потоку посетителей, которая должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
В связи, с чем истцу были причинены значительные неудобства и нравственные страдания, также он не может комфортно приобретать предлагаемые товары и услуги.
В судебном заседании представители СГОО ИК «Прометей» по доверенности Морозов А.И. и Моор С.С. на удовлетворении иска настаивали.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 19 февраля 2019 года исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Указанное решение обжаловано истцом по мотивам незаконности и необоснованности. В жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда. В качестве оснований для отмены решения указано на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, на несоответствие выводов суда, установленным обстоятельствам, на неправильное применение норм материального права.
Участники процесса в судебное заседание не явились, несмотря на то, что о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом. Кроме того, информация о рассмотрении жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Краснодарского краевого суда в сети Интернет; при этом каких – либо ходатайств об отложении судебного разбирательства либо рассмотрении жалобы в их отсутствие не представили; уважительности причин своей не явки не сообщили.
С учетом изложенного, судебная коллегия, руководствуясь ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии сч. 1 ст. 330ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого истцом судебного решения в апелляционном порядке не установлено.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 1 Конвенцией о правах инвалидов, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 года № 61/106, целью настоящей Конвенции является поощрение, защита и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.
К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.
Также в ст. 3 вышеуказанной Конвенции принципами настоящей Конвенции являются: уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости; не дискриминация; полное и эффективное вовлечение и включение в общество; уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества; равенство возможностей; доступность; равенство мужчин и женщин; уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей- инвалидов сохранять свою индивидуальность.
Согласно ч.1 ст.9 данной Конвенции, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
Статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрена необходимость защиты социальных прав инвалидов - лиц, имеющих нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.
Аналогичные положения закреплены в п. 6.1. Положения об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры города Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 26.10.2001 № 192 (далее - Положение).
Согласно п. 4 Положения, к объектам городской инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями, устройствами, оборудованием, относятся в том числе объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово - банковские учреждения.
Законом Краснодарского края от 27.04.2007 года №1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» определены объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащие оснащению специальными приспособлениями и оборудованием.
Так, в силу ст. 3 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 года № 1229-КЗ к вышеперечисленным объектам относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда постоянного и временного проживания, гостиницы; административные здания и сооружения; культурно-зрелищные учреждения (театры, кинотеатры, концертные, выставочные залы, библиотеки, музеи); организации образования, социального назначения, здравоохранения, аптеки, физкультурно- оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения.
Согласно ч. 1 ст.4 Закона Краснодарского края № 1229-КЗ объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, указанные в статье 3 настоящего Закона, должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, следующими специальными приспособлениями и оборудованием: пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания и на лифтовых площадках, у тротуаров в местах наземных и подземных переходов магистральных улиц, дорог, магистралей и остановок общественного транспорта, на привокзальных площадях, платформах, остановках маршрутных транспортных средств и в местах посадки и высадки пассажиров; Лифтами или подъемными платформами и другими инженерными устройствами и оборудованием в зданиях, посещаемых маломобильными гражданами, на этажах выше или ниже этажа основного входа в здание (первого этажа) со световой и звуковой информирующей сигнализацией у каждой двери лифта; специальными указателями (международными символами) переходов улиц и маршрутов движения маломобильных граждан по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон, рельефными направляющими для ориентировки незрячих на привокзальных площадях; звуковой сигнализацией у светофоров, звуковыми маяками на входах в подземные переходы; телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках; специальными предупреждающими указателями на пути движения около строящихся и ремонтируемых объектов, в том числе ограждениями, мостиками и перилами; местами для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, расположенными в зрительных залах в отдельных рядах и выходящими на самостоятельный путь эвакуации; санитарно-гигиеническими помещениями, приспособленными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках; местами хранения кресел-колясок в раздевальных помещениях при спортивных сооружениях для занимающихся спортом инвалидов.
Также в соответствии со ст.5 Закона Краснодарского края № 1229-КЗ исполнительные органы государственной власти Краснодарского края, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм создают условия для беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной и инженерной инфраструктур и для беспрепятственного пользования общественным транспортом, средствами связи и информации. Организации независимо от их организационно-правовых форм осуществляют свою деятельность на условиях соблюдения прав маломобильных граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Истец, обращаясь в суд с настоящим иском, указывает, что ответчиками не соблюдаются обязательные требования федерального законодательства по обеспечению беспрепятственного доступа и пользования объекта людьми с ограниченными возможностями.
Между тем, в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороной истца не представлены суду доказательства о принадлежности помещений, расположенных по адресу: <...>, ответчикам; о передачи указанных помещений в оперативное управление либо иное пользование (владение) ответчиков; о недоступности объектов, занимаемых ответчиками для инвалидов-колясочников, инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению, которые должны подтверждаться, в том числе паспортом доступности здания для инвалидов, составленным специалистом УСЗН в соответствующем субъекте РФ по месту нахождения ответчиков.
Помимо этого, представленные по делу доказательства не позволяют установить, что задания, в которых расположены помещения ответчиков, были вновь спроектированы, или реконструированы, а так же то, что здания имели возможность полного приспособления объекта для нужд МГН.
При этом, как правильно отмечено судом, к органам, осуществляющим контроль в сфере защиты прав МГН на доступную среду, относятся представительства территориальных органов Росздравнадзора, Фонда социального страхования, региональные органы исполнительной власти, уполномоченные в сфере здравоохранения, социальных отношений, занятости, физической культуры и спорта, строительства и инфраструктуры, органов местного самоуправления.
На данные органы законами разного уровня возложены обязанности по осуществлению контроля в области защиты прав МГН, в виду наличия в этих организациях специалистов в данной области, которые имеют необходимые познания, а потому формальные указания истца на нарушение СНиП 59.13330.2012, не могут являться безусловным основанием для удовлетворения требований об устранении нарушений, в виду сложности соблюдения норм в данной области.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что бездействие ответчиков по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры ответчиков не доказано и отказал в удовлетворении иска.
Указание в жалобе на то, что протокол судебного заседания не содержит ходатайств о внесении в протокол возражений по факту нарушения ст. 228 ГПК РФ, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные замечания на протокол судебного заседания были рассмотрены и отклонены.
Таким образом, нарушений норм процессуального права, влияющих на правильность принятого решения и являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые не были приняты судом и которые влияли бы на правильность постановленного решения, оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда по доводам, указанным в жалобе, не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
о п р е д е л и л :
Решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 19 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи