Решение по делу № 2-214/2017 ~ М-197/2017 от 24.05.2017

Дело №2-1-214/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июня 2017 года рабочий поселок Базарный Карабулак

Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Богомолова А.А., при секретаре Чумбаевой Т.О., с участием истца Волковой Е.В. , представителя ответчика Симулкина А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волковой Е.В. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ГУ – УПФ РФ) в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области о признании права на досрочную пенсию,

установил:

Волкова Е.В. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области, в котором просила признать незаконным решение комиссии по пенсионным вопросам ГУ - УПФ РФ в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области от 18 апреля 2017 года № 75 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, включить в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 17 февраля 2003 года по 19 марта 2003 года, с 04 февраля 2008 года по 06 марта 2008 года, с 28 января 2013 года по 14 марта 2013 года в календарном исчислении, период отпуска по уходу за ребенком с 28 февраля 2000 года по 31 марта 2001 года в календарном исчислении, а также просила признать за ней право на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности с момента обращения за ней – 06 апреля 2017 года.

В обоснование заявленных требований Волкова Е.В. указывает, что решением ГУ - УПФ РФ в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области от 18 апреля 2017 года № 75 ей отказано в назначении пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. В стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, ответчиком не были засчитаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации, а также период отпуска по уходу за ребенком с 28 февраля 2000 года по 31 марта 2001 года.

Волкова Е.В. считает, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, поскольку в указанные периоды за ней сохранялось постоянное место работы, заработная плата, уплачивались взносы в пенсионный фонд.

Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, по мнению истца, также подлежат зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в льготном порядке, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

В судебном заседании Волкова Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области Симулкин А.Н. (доверенность от 24 декабря 2015 года) просил в иске Волковой Е.В. отказать, указывая на то, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области от 18 апреля 2017 года № 75 истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности лечебной деятельности, поскольку действующее законодательство не предусматривает включение периодов курсов повышения квалификации, а также периода отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное учреждение здравоохранения Саратовской области (далее – ГУЗ СО) «Базарно-Карабулакская центральная районная больница» в судебное заседание не явилось, о времени и месте слушания дела было извещено.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа.

Аналогичные положения были предусмотрены подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Судом установлено, что Волкова Е.В. 01 марта 1993 года была принята на должность медицинской сестры в детское инфекционное отделение в Базарнокарабулакскую центральную районную больницу, и с указанного времени работала на различных должностях в указанном лечебном учреждении (в настоящее время ГУЗ СО «Базарно-Карабулакская районная больница»).

Данные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки, справками, уточняющими работу в должностях, дающих право на досрочную пенсию по старости, архивными справками.

Как следует из материалов дела, 06 апреля 2017 года Волкова Е.В. обратилась в ГУ - УПФ РФ в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области от 18 апреля 2017 года № 75 Волковой Е.В было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающего право на назначение такой пенсии (л.д. 10).

Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области от 18 апреля 2017 года № 34 (л.д. 11-13) из стажа истца, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, были исключены ряд периодов, в том числе периоды нахождения Волкова Е.В. на курсах повышения квалификации с 17 февраля 2003 года по 19 марта 2003 года, с 04 февраля 2008 года по 06 марта 2008 года, с 28 января 2013 года по 14 марта 2013 года, а также период отпуска по уходу за ребенком с 28 февраля 2000 года по 31 марта 2001 года.

Суд, оценив представленные по делу доказательства, приходит к выводу, что решение пенсионного органа об исключении периодов нахождения на курсах повышения квалификации из специального стажа Волкова Е.В., дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, нельзя признать законным.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.Статьей 112 Кодекса законов о труде РСФСР устанавливалось, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как следует из материалов дела в период работы в ГУЗ СО «Базарно-Карабулакская районная больница» (ранее - Базарнокарабулакская центральная районная больница) Волкова Е.В. работодателем направлялась на курсы повышения квалификации с сохранением средней заработной платы: с 17 февраля 2003 года по 19 марта 2003 года (приказ от ДД.ММ.ГГГГ ), с 04 февраля 2008 года по 06 марта 2008 года (приказ от ДД.ММ.ГГГГ -к), с 28 января 2013 года по 14 марта 2013 года (приказ от ДД.ММ.ГГГГ -к).

Право лица на назначение досрочной страховой пенсии на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании должностной инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности.

Кроме того, ни в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 78, ни в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, среди периодов, которые не включаются в периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не поименованы периоды нахождения на курсах повышения квалификации. В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, принимая во внимание приведенные положения, а также гарантии, предоставленные законодательством для лиц, направляемые на повышение квалификации в виде сохранения места работы и оплаты труда, суд приходит к выводу о включении в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, вышеуказанные периоды нахождения Волковой Е.В., на курсах повышения квалификации.

Рассматривая требования истца о включении в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, период отпуска по уходу за ребенком, суд исходит из следующего.

В соответствии с архивными справками, а также справкой, уточняющей особый характер работ или условий труда, необходимые для назначения льготных пенсий, Волкова Е.В., в период времени с 28 февраля 2000 года по 31 марта 2001 года находилась в отпуске по уходу за ребенком.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года, статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанных периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

С принятием Закона РФ № 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 06 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что поскольку отпуск по уходу за ребенком истца начался после 06 октября 1992 года, то период нахождения Волковой Е.В. в указанном отпуске не подлежит включению в специальный стаж.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Волкова Е.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии с приложением необходимых документов 06 апреля 2017 года.

С учетом включения спорных периодов, стаж Волковой Е.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, как на день обращения в пенсионный орган, так и на момент рассмотрения дела, составляет менее необходимого стажа, чем предусмотрено подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с чем требования Волкова Е.В. о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения в пенсионный орган удовлетворению не подлежат.

Частью 1 статьи 98 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Исходя из размера удовлетворенных судом требований, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца произведенные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

обязать ГУ - УПФ РФ в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области включить в стаж Волковой Е.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 17 февраля 2003 года по 19 марта 2003 года, с 04 февраля 2008 года по 06 марта 2008 года, с 28 января 2013 года по 14 марта 2013 года.

Взыскать с ГУ - УПФ РФ в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области в пользу Волковой Е.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В остальной части иска Волковой Е.В. - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 19 июня 2017 года.

Судья

А.А. Богомолов

2-214/2017 ~ М-197/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Волкова Елена Владимировна
Ответчики
ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Базарно-Карабулакском районе
Другие
ГУЗ СО "Базарно-Карабулакская районная больница"
Суд
Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области
Судья
Богомолов Андрей Александрович
Дело на сайте суда
bazarnj-karabulaksky--sar.sudrf.ru
24.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.05.2017Передача материалов судье
29.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2017Подготовка дела (собеседование)
05.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2017Судебное заседание
19.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2017Дело оформлено
02.09.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее