Гражданское дело № 38/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 30 октября 2014 года
Енисейский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего Лукашенок Л.Л.
при секретаре Русаковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Открытого акционерного общества «Славянка» в лице филиала «Красноярский» к Новожилову ФИО11, Новожиловой ФИО12 о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг,
установил:
ОАО «Славянка» в лице филиала «Красноярский» обратилось в суд с иском, настаивая на взыскании с нанимателей жилого помещения – <адрес>, расположенной в <адрес> военном городке <адрес>, Новожилова А.Н. и Новожиловой О.Р. в солидарном порядке задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в сумме 58 077 руб. 75 коп., образовавшейся за период с 01 октября 2012 по 01 августа 2013 года, мотивируя свои требования тем, что ответчики в течение длительного времени не выполняют обязанности по оплате предоставляемых услуг. Истец также настаивал на взыскании с ответчиков пени за просрочку платежей в размере 2594 руб.77 коп. и возврате государственной пошлины, оплаченной при подаче иска, в размере 2020 руб. 18 коп.
Истец ОАО «Славянка» в лице филиала Красноярский в судебное заседание представителя не направил, просил о рассмотрении иска в отсутствие такового.
Ответчики Новожилов А.Н. и Новожилова О.Р., также надлежаще извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, представили письменные заявления с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В ходе судебного заседания 15 ноября 2013 года ответчик Новожилова О.Р. исковые требования в части взыскания задолженности за жилищно-коммунальные услуги с учетом ноября 2010 года не признала, указав, что производила оплату поставляемых им услуг за этот период в ГУ Домоуправление № 4 Красноярского края, исполняющее функции управляющей организации до ОАО «Славянка, в подтверждение чему представила оригинал платежной квитанции. О том, что ОАО «Славянка» начала свою деятельность как управляющая компания с ноября 2010 года, их никто не уведомлял. В этой связи полагала, что сумма задолженности, начисленной истцом, подлежит уменьшению на 10284 руб. 35 коп., уплаченных ими за ноябрь 2010 года и не учтенных истцом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
К пользованию служебными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 ЖК РФ.
Согласно ст.ст. 153, 155 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
На основании ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма (ст.69 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ (в том числе горячее водоснабжение и отопление), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
02.08.2010 между Министерством обороны РФ (Заказчик), выполняющим правомочия собственника жилищного фонда военных городков, и ОАО «Славянка» (Управляющая компания), на основании результатов закрытого конкурса на право заключения договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Минобороны РФ, заключен договор управления специализированным жилищным фондом за номером 1-УЖФ, целью которого является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в специализированном жилищном фонде военных городов. Управляющая компания по заданию заказчика в соответствии с приложениями к настоящему договору, обязалась оказать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков по адресам, указанным в Сводном перечне специализированного жилищного фонда военных городков Минобороны РФ, передаваемого в управление Управляющей компании, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений и их семьям. Согласно п.2.4 договора факт передачи уполномоченным представителем Заказчика в управление объектов специализированного жилищного фонда Управляющей компании оформляется техническими соглашениями (приложение №2 к настоящему договору).
Из п. 3.1.6. указанного договора следует, что ОАО «Славянка» обязано принимать от нанимателей плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, а так же плату за управление специализированным жилым фондом военных городков, коммунальные и иные услуги в соответствии с техническим соглашением к настоящему договору. В соответствии с п. 3.1.7. договора ОАО «Славянка» обязана требовать плату от нанимателей в случае непоступления платы от них в соответствии с п. 3.1.6. в установленном законом и настоящим договором порядке, а именно согласно п. 3.2.3. в порядке установленном действующим законодательством, взыскивать с виновных суммы неплатежей и ущерба, нанесенного несвоевременной или неполной оплатой.
В соответствии с техническим соглашением № 6 от 15.10.2010 к указанному выше договору объект специализированного жилищного фонда, к числу которых, согласно приложению, относится многоквартирный жилой <адрес> военном городке г. Енисейска Красноярского края, передан в управление Управляющей компании «Славянка» для непосредственного управления указанным многоквартирным домом (юридический адрес ВЧ 14058, почтовый Енисейск-4), подписан акт приема-передачи.
Из финансово-лицевого счета № и выписки из домовой книги следует, что в жилом помещении по адресу: <адрес>-4, <адрес>, на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по месту жительства: Новожилов А.Н. (ответственный квартиросъемщик), его супруга Новожилова О.Р., несовершеннолетние дочери – Новожилова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Новожилова Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, всего 4 человека, общая площадь квартиры 59,2 кв.м. Состав семьи ответчиками не оспаривался.
Согласно лицевому счету ответчикам по состоянию на 01.08.2013 сумма задолженности ответчиков за предоставленные жилищно-коммунальные услуги составила 58077 руб. 75 коп. В связи с нарушением сроков оплаты услуг с октября 2012 начислены пени в размере 2594 руб. 77 коп.
Судом проведена проверка представленного истцом расчета задолженности, установлено, что ответчикам ОАО «Славянка» предоставляются услуги, стоимость которых в месяц составляет: водоотведение (канализация) – 935 руб. 96 коп.- до марта 2013 года включительно, с апреля 2013 года – 915 руб. 82 коп.; горячее водоснабжение – 245 руб. 70 коп. – до марта 2013 года включительно, с апреля 2013 года - 245 руб. 81 коп., наем жилья - 387 руб. 76 коп., теплоснабжение – 3180 руб. 28 коп – до марта 2013 года включительно, с апреля 2013 года – 3180 руб. 64 коп., холодное водоснабжение - 60 руб. 68 коп. – до марта 2013 года включительно, с апреля 2013 года – 80 руб. 45 коп., содержание и текущий ремонт жилья – 1275 руб. 17 коп., вывоз ТБО – 149 руб. 76 коп. (до декабря 2012 года включительно выведен отдельной строкой, с января 2013 года включен в строку «содержание и текущий ремонт жилого помещения»).
В соответствии со ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч.1). Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения (ч.2). Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (ч.3). Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (ч.7).
На основании ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.1). Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ч.2). Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги (ч.3).
Согласно п. 4.3 договора управления от 02.08.2010 № 1-УЖФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченными органами в порядке, установленном федеральным законом, в соответствии с Ведомостями размера платы за помещение и коммунальные услуги в объектах специализированного жилищного фонда, переданного в управление Управляющей компании (приложение №2-9 к техническим соглашениям), то есть носит отсылочный характер.
Исходя из изложенного, суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению требование истца ОАО «Славянка» о солидарном взыскании с ответчиков задолженности за жилищно-коммунальные услуги за период с 01 октября 2012 по 01 августа 2013 года в сумме основного долга 58077 руб. 75 коп. Расчет задолженности судом проверен, произведен правильно.
Согласно ст. 155 ГК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В силу п. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Из положений ст.ст. 330, 332 ГК РФ следует, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В этой связи требования ОАО «Славянка» о взыскании с ответчиков пени в связи с просрочкой платежей в солидарном порядке обоснованы, так как неустойка в данном случае определена законом и в силу закона не освобождает должников от ее уплаты, независимо от наличия либо отсутствия соглашения с кредитором, предусматривающего обязанность ее уплаты, а также письменных претензий со стороны кредитора.
Таким образом, с ответчиков подлежат взысканию в солидарном порядке пени за просрочку платежей в размере 2594 руб. 77 коп., всего в пользу истца с них следует взыскать солидарно 60 672 руб. 52 коп. (58077 руб. 75 коп. + 2594 руб. 77 коп.).
Вместе с тем, суд находит необоснованными доводы Новожиловой О.Р. о том, что сумма задолженности, начисленной истцом, подлежит уменьшению на 10284 руб. 35 коп., уплаченных ответчиками в ГУ Домоуправление № 4 Красноярской КЭЧ, исполняющее функции управляющей организации до ОАО «Славянка», за ноябрь 2010 года и не учтенных истцом.
Из материалов дела следует, что ОАО «Славянка» не является правопреемником Красноярской КЭЧ, дебиторская задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг ОАО «Славянка» от Красноярской КЭЧ, осуществляющей функции управляющей компании до октября 2010 года включительно, не передавалась, следовательно, из задолженности ответчиков, сложившейся за период деятельности ОАО «Славянка», сумму, ошибочно уплаченную ответчиками в ГУ Домоуправление № 4 за ноябрь 2010 года, исключить не представляется возможным.
Вместе с тем, представителем ОАО «Славянка» Рапаковой Т.А. в ходе судебного разбирательства по делу представлена копия приказа филиала «Красноярский» ОАО «Славянка» № 16 от 20 октября 2010 года, согласно которому на начальника РЭУ № 8 ОАО «Славянка» Иванюка С.Н. с 01 ноября 2010 года возложена обязанность по уведомлению граждан о необходимости оплаты коммунальных услуг в УК ОАО «Славянка». Рапакова Т.А. также пояснила, что информация о смене управляющей компании была размещена своевременно во всех общедоступных местах военного городка, в том числе и в самом РЭУ № 8.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В этой связи указанные расходы в подлежат взысканию с Новожилова А.Н., Новожиловой О.Р. в равнодолевом порядке в соответствии с требованиями пп.1, 3 п.1 ст.333.19 НК по 1 010 рублей 09 копеек с каждого ((60672 руб. 52 коп. – 20000 руб.)* 3% + 800 руб.)) /2).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Открытого акционерного общества «Славянка» в лице филиала «Красноярский» удовлетворить.
Взыскать в пользу Открытого акционерного общества «Славянка» с Новожилова ФИО13, Новожиловой ФИО14 солидарно сумму задолженности за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.10.2012 по 01.08.2013, включая пени за просрочку платежа, в размере 60 672 (шестьдесят тысяч шестьсот семьдесят два) рубля 52 копейки.
Взыскать в пользу Открытого акционерного общества «Славянка» с Новожилова ФИО15, Новожиловой ФИО16 расходы по уплате государственной пошлины в размере по 1 010 рублей 09 копеек с каждого.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий Л.Л. Лукашенок
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Л.Л. Лукашенок