Дело № 2-4485/2015 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июля 2015 г. г. Махачкала
Федеральный суд Советского района г. Махачкалы в составе председательствующего судьи Атаева Э.М., при секретаре Кадыровой А.Н., с участием помощника прокурора Советского района г. Махачкалы Арнаутовой Л., истца Нурмагомедова М.К., представителя истца Умарова Р.Т., представившего удостоверение № 612 и ордер № 063 от 25.05.2015 года, представителя ответчика Магомедова М.И., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нурмагомедова М.К. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Дагестан о признании незаконным приказа ГУ МЧС РФ по РД № 37-НС от 10.04.2015г. об увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, а также компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Нурмагомедов М.К. обратился в суд к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Дагестан (далее ГУ МЧС России по РД) с иском о признании незаконным приказа ГУ МЧС РФ по РД № 37-НС от 10.04.2015г. об увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, а также компенсации морального вреда.
В обоснование иска указал, что на службе в системе противопожарной службы МЧС России по Республике Дагестан состоял с мая 2007 года, а в занимаемой должности - инспектора отделения надзорной деятельности по г. Кизляр управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Дагестан - с июля 2014 года по 10 апреля 2015 года, имея специальное звание старшего лейтенанта внутренней службы. В 2009 году он окончил Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России в г. Махачкале, получив квалификацию по специальности «Пожарная безопасность». За время службы ни разу не привлекался к дисциплинарной ответственности и наказаний не имеет. Семейное положение – женат, на иждивении имеет троих малолетних детей: дочерей Джаннат - ДД.ММ.ГГГГ., Аиша - ДД.ММ.ГГГГ. и Назира – ДД.ММ.ГГГГ.
5 февраля 2015 года работодателем ему вручено уведомление о предстоящем увольнении в связи с предстоящим сокращением штатной должности с 10 апреля 2015 года. При этом в названном уведомлении работодателем указано, что в Главном управлении МЧС России по РД свободной вакансии, соответствующей его квалификации не имеется.
После этого, 10 апреля 2015 года, в день увольнения ему вручено письмо, составленное в его адрес от 3 апреля 2015 года и подписанное первым заместителем начальника Главного управления МЧС России по РД Халиловым О.Д., в котором работодатель информирует его о том, что по состоянию на 3 апреля 2015 года в Главном управлении МЧС России по РД имеются 4 (четыре) свободные вакантные должности и все указанные штатные должности сокращаются с 10 апреля 2015 года. Других вакантных должностей в Главном управлении МЧС России по РД и подведомственных подразделениях не имеются. Считает, что указанное письмо свидетельствует о формальном, а не реальном извещении его о наличии действительной вакансии. В течение 2-х месяцев со дня его уведомления о предстоящем сокращении штатной должности, вплоть до дня издания приказа об увольнении (с 5 февраля по 10 апреля 2015г.) работодатель ни разу не предложил ему для ознакомления список всех свободных
вакансий, имеющихся у него и его не приглашали на комиссию для обсуждения вопроса преимущественного права оставления на работе, поскольку у него на иждивении трое малолетних детей и супруга, которые находятся на его полном содержании.
Работодателем также нарушены требования инструкции, согласно которому до представления работника к увольнению он должен быть направлен для освидетельствования на военно-врачебную комиссию с целью установления категории годности к военной службе, а истец в нарушение закона на освидетельствование направлен не был.
ДД.ММ.ГГГГ приказом № 37- НС начальника Главного управления МЧС России по <адрес> он уволен по пункту «е» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов). Названный приказ о его увольнении издан с нарушением порядка и условий увольнения и поэтому подлежит признанию незаконным. Просит признать незаконным приказ ГУ МЧС РФ по РД № 37-НС от 10.04.2015г. об его увольнении, восстановить его на работе в прежней должности – инспектора отделения надзорной деятельности по <адрес> управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС РФ по РД, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, а также компенсации морального вреда.
В ходе судебного заседания истец Нурмагомедов М.К. и представитель истца - адвокат Умаров Р.Т. заявленные исковые требования поддержали и просили их удовлетворить в полном объёме.
Представители ответчика в лице Главного управления МЧС РФ по РД Магомедов М.И. и Исмаилов И.Р., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признали и просили отказать в их удовлетворении, указав, что увольнение истца Нурмагомедова М.К. произведено в соответствии с законом.
Так, старший лейтенант внутренней службы Нурмагомедов М.К. проходил службу в должности инспектора отделения надзорной деятельности по г. Кизляр управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Дагестан.
В соответствии с письмом Северо-Кавказского регионального центра МЧС России от 06.02.2015 №9/847-76 «О внесении изменений в штатное расписание» Главному управлению МЧС России по Республике Дагестан указано внести изменения в штатное расписание согласно приложенному перечню изменений к штатным расписаниям. Согласно указанной выписке из перечня изменений в штатное расписание определено в категории территориальные подразделения надзорной деятельности полностью исключить все 11 имеющихся должностей инспекторов надзорной деятельности. Таким образом, должность истца попала под указанный перечень сокращаемых должностей. О предстоящем сокращении должности М.К. Нурмагомедов был заблаговременно (за 2 месяца) письменно уведомлен ГУ МЧС России по РД, о чем свидетельствует уведомление от 05.02.2015 №7/331 с отметкой о получении.
Письмом ГУ МЧС России по РД от 03.04.2015 №7/563 истец был проинформирован об отсутствии вакантных должностей, которые могли бы подойти Нурмагомедову М.К. учитывая требования законодательства РФ. Остаются неясными доводы истца, изложенные им в иске, о том, что работодатель сообщил ему о 4 имеющихся вакантных должностях, которые так же подпадают вместе с должностью истца под сокращение. Действительно в указанном письме Нурмагомедову М.К. было доведено, что имеются 4 вакантные должности, однако ввиду их сокращения данные должности истцу предложены не были.
Сотрудники, имеющие специальные звания среднего, старшего и высшего начальствующего состава, не могут быть назначены на должности младшего начальствующего состава. 10 апреля 2015 года с истцом была проведена беседа в связи с предстоящим увольнением. Согласно расписке, при увольнении Нурмагомедов М.К. в день увольнения получил на руки трудовую книжку, военный билет и выписку из приказа об увольнении. При увольнении данному сотруднику произведены все предусмотренные законодательством РФ выплаты. Доводы истца о том, что его не направили на военно-врачебную комиссию не соответствуют действительности, так как согласно выписке из журнала Нурмагомедов М.К. получил на руки направление на ВВК. С учетом изложенного, просит в удовлетворении иска отказать.
Прокурор Арнаутова Л. в порядке ст. 45 ГПК РФ дала заключение о том, что увольнение истца является законным, а исковые требования полагает подлежащими отклонению.
Выслушав мнение сторон, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, ввиду следующего.
В соответствии со ст. 57 ГПК РФ, доказательства по гражданскому делу представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно ч. 1 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.
Согласно пункту "е" части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 N 4202-1 сотрудник может быть уволен со службы по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника на службе.
Пунктом 155 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утв. приказом МЧС России от 3 ноября 2011 года N 668 увольнение сотрудника по сокращению штатов по инициативе руководителя организации МЧС России может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования соответствующих сотрудников, при их отказе от назначения на иную должность в данной организации МЧС России или перемещения по службе в иную организацию МЧС России, в том числе в организацию МЧС России, находящуюся в другой местности. До увольнения из организации МЧС России сотруднику предлагаются все имеющиеся соответствующие его квалификации вакантные должности (в том числе нижестоящие).
Сотрудники, имеющие специальные звания среднего, старшего и высшего начальствующего состава, не могут быть назначены на должности младшего начальствующего состава.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец Нурмагомедов М.К. в системе Государственной противопожарной службы МЧС России проходил службу с мая 2007 года, а в занимаемой должности с июля 2014 года.
Истец Нурмагомедов М.К. уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России согласно приказу № 37-НС от 10.04.2015 года по пункту «е» части 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ.
Основанием для издания приказа послужило письмо Северо-Кавказского регионального центра МЧС России от 06.02.2015 № 9/847-76 «О внесении изменений в штатное расписание» Главному управлению МЧС России по Республике Дагестан, где указано о необходимости внести изменения в штатное расписание согласно приложенному перечню изменений к штатным расписаниям. Согласно указанной выписке из перечня изменений в штатное расписание определено в категории территориальные подразделения надзорной деятельности полностью исключить все 11 имеющихся должностей инспекторов надзорной деятельности.
Таким образом, должность истца попала под указанный перечень сокращаемых должностей.
О предстоящем сокращении должности Нурмагомедов М.К. был уведомлен 05.02.2015 года, то есть за 2 месяца до увольнения, что подтверждается уведомлением № 7/331 от 05.02.2015 года.
Письмом ГУ МЧС России по РД от 03.04.2015 №7/563 истец был проинформирован об отсутствии вакантных должностей, которые могли бы подойти Нурмагомедову М.К. учитывая требования законодательства РФ.
Согласно представленного ответчиком журнала учета выдачи направлений на военно-врачебную комиссию, Нурмагомедов М.К. получил на руки направление на ВВК.
10 апреля 2015 года с истцом была проведена беседа в связи с предстоящим увольнением, в ходе которой ему разъяснялся порядок увольнения по п. "е" ч. 1 ст. 58 Положения.
10 апреля 2015 года истец ознакомлен с представлением к увольнению по п. "е" ч. 1 ст. 58 Положения о прохождении службы в органах внутренних дел РФ.
При таких обстоятельствах не прохождение истцом ВВК накануне увольнения, не свидетельствуют о нарушении порядка увольнения истца со службы, которые бы привели к нарушению его служебных прав, для восстановления которых требуется признание увольнения незаконным и восстановление его на службе в прежней должности, которая сокращена.
В материалах дела имеется протокол совещания по рассмотрению данных сотрудников, состоящих на сокращаемых должностях, в соответствии с пунктом 3.2 приказа ГУ МЧС России по РД от 13.02.2015 № 51 от 19.02.2015 года, из которого следует, что преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух и более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отзыва от работы.
На момент проведения совещания Нурмагомедов М.К. имел общий стаж 15 лет, выслуга 10 лет, 2 детей, в 2003 году окончил Дагестанский государственный педагогический университет, по специальности – физическая культура и спорт, в 2009 году заочно окончил Санкт – Петербургский университет ГПС МЧС России в представительстве г.Махачкалы, по специальности пожарная безопасность; характеризуется в целом с положительной стороны, однако имеются замечания по исполнительской дисциплине и знанию нормативных документов. Имелась вакантная должность инспектора ОНД по Хасавюртовскому району, которая также была сокращена.
Согласно результатам проведенного тестирования от 04.03.2015 года, Нурмагомедов М.К. получил оценку: неудовлетворительно, поскольку правильных у него ответов было 13, что значительно ниже по сравнению с результатами остальных инспекторов ОНД.
Доводы истца об имеющихся у ответчика свободных вакансиях начальника инспекции пожарной части, а также вакансии заместителя начальника пожарной части с дислокацией в с.Бабаюрт опровергаются представленной представителем ответчика справкой начальника Главного управления Казимагомедова Н.М. о том, что с 01.01.2015 года и по настоящее время в пожарной части № 14 федерального государственного казенного учреждения «Отряд федеральной противопожарной службы по Республике Дагестан» (дислокация г.Кизляр) отсутствуют вакантные должности среднего и старшего начальствующего состава.
С учетом вышеизложенного, дав оценку, представленным сторонами доказательствам в совокупности, в соответствии с правилами ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования Нурмагомедова М.К. необоснованны и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Нурмагомедова М.К. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> о признании незаконным приказа ГУ МЧС РФ по РД № 37-НС от 10.04.2015г. об увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, а также компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ года.
Судья Э.М. Атаев
Отпечатано в совещательной комнате.