Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
30 марта 2012 года Дело № 2- 207\2012
Аскизский районный суд Республики Хакасия в с. Аскиз
в составе председательствующего Т.Э. Булавиной,
при секретаре Е.А. Ахпашевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Прокурора ***ФИО1 в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействие администрации муниципального образования ***1 сельсовет, администрации ***2 поссовета, администрации ***3 сельсовета, администрации ***4 сельсовета, администрации ***5 поссовета, администрации ***6 сельсовета, администрации ***7 сельсовета, администрации ***8 сельсовета незаконными и понуждении к действию,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ***ФИО1 в порядке главы 25 ГПК РФ обратился в Аскизский районный суд в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействие муниципального образования ***1 сельсовет, администрации ***2 поссовета, администрации ***3 сельсовета, администрации ***4 сельсовета, администрации ***5, администрации ***7 сельсовета, администрации ***6 сельсовета, администрации ***8 сельсовета по не размещению информации о деятельности органа местного самоуправления в сети «Интернет» незаконным и обязании в пределах своих полномочий, предусмотренных Уставом, разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий перечень информации о деятельности органа местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу и обязании создать в сети «Интернет» официальный сайт органа местного самоуправления либо, в случае отсутствия возможности создания такового, разместить на официальном сайте администрации Района информацию о деятельности органа местного самоуправления в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, мотивируя свои требования тем, что заинтересованные лица в нарушение требований Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» не создали официальные сайты с размещением информации о своей деятельности, на официальном сайте администрации Района и официальном сайте Республики *** информация о деятельности заинтересованных лиц либо отсутствует, либо размещена информация лишь о наименовании муниципальных образований, что не соответствует требованиям и объему подлежащей разрешению информации, закрепленным в статье 13 названного Федерального закона, что может способствовать коррупциогенным проявлениям.
Заявитель своего представителя в судебное заседание не направил, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель администрации ***1 сельсовет Симаткина Т.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела. В предварительном судебном заседании от <дата>, указала, что администрацией ***1 сельсовета в исполнение ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» принято решение от <дата> № № «Об официальном сайте администрации муниципального образования ***1 сельсовет», которым утверждено Положение об официальном сайте администрации и утвержден Регламент предоставления информации о ее деятельности. <дата> была проведена проверка создания и работы сайта Администрации ***1 сельсовет, находящегося по адресу: <адрес> Продолжается его регистрация и работа над дизайном. Считает, что администрация не бездействует в реализации норм вышеуказанного закона, просит в удовлетворении требований заявления прокурора *** отказать в полном объеме.
Глава администрации ***5 поссовета Романов С.Л. направил заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации, заявленные требования не признал, представив возражение, в котором указывает, что по смыслу ч. 1 ст. 10 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» размещение информации должно осуществляться на сайте. При этом данная норма закона не содержит указания о сроках создания сайтов. Деятельность по созданию сайта администрацией поссовета осуществляется. В настоящее время сайт создан и размещен в сети «Интернет» по адресу: <адрес>, ведется настройка программного обеспечения сайта и тестирование. После чего будет начато пополнение сайта информацией. Считает, что бездействие со стороны администрации ***5 поссовета отсутствует. Нормативный правовой акт, регламентирующий перечень информации о деятельности органов местного самоуправления ***5 поссовета, размещаемой в сети «Интернет», будет разработан и принят к моменту начала пользования сайтом в штатном режиме. Просил в удовлетворении требований заявления прокурора *** отказать в полном объеме.
Представитель администрации ***2 поссовета Топоева К.В., действующая на основании доверенности. предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в предварительном судебном заседании от <дата> требования прокурора не признала, указав, что <дата> между администрацией Района и администрацией ***2 поссовета заключено Соглашение о сотрудничестве по предоставлению ***2 поссовету странички на официальном сайте администрации Района. <дата> главой ***2 поссовета постановлено утвердить Перечень информации о деятельности органов местного самоуправления ***2 поссовета, размещаемой в сети Интернет, и установлена периодичность размещения информации.
Представитель администрации ***3 сельсовета Чайдонов С.И., действующий на основании доверенности, требования заявления не признал, суду пояснил, что в соответствии ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» администрацией выбран способ обеспечения доступа к информации о ее деятельности путем размещения информации о своей деятельности в сети "Интернет" на страничке официального сайта администрации Района, в связи с чем, между сторонами заключено Соглашение о сотрудничестве от <дата>. Разработаны и утверждены Перечень информации о деятельности администрации ***3 сельсовета, размещаемой в сети Интернет и Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом администрации сельсовета в сети Интернет. Считает, что оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется.
Представитель заинтересованного лица администрации ***4 сельсовета Петров Е.А., действующий на основании доверенности, требования заявления не признал, указав, что требование прокурора о признании незаконным бездействие администрации ***4 сельсовета <адрес> по не размещению информации о деятельности органов местного самоуправления в сети «Интернет» необоснованным, поскольку с <дата> на официальном сайте администрации Района размещена страничка администрации поселения <дата> утвержден Перечень информации о деятельности администрации ***4 сельсовета, размещаемой в сети Интернет, принят регламент ведения страницы поселения на сайте Администрации Района, в связи с чем, просил в удовлетворении требований прокурора отказать.
Представитель заинтересованного лица - глава администрации ***7 сельсовета Кызласова А.П. требования заявления не признала, суду пояснила, что <дата> между администрацией Района и администрацией ***7 сельсовета заключено Соглашение о сотрудничестве по предоставлению ***7 сельсовету странички на официальном сайте администрации Района. <дата> принято постановление № «Об обеспечении доступа к информации о деятельности администрации ***7 сельсовета», которым утвержден Перечень информации о деятельности Администрации ***7 сельсовета, размещаемой в сети Интернет, и Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом администрации сельсовета в сети Интернет. Просит в удовлетворении требований заявления прокурора *** отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица - глава администрации ***6 сельсовета Ахпашев В.Н., требования заявления не признал, указав, что <дата> между администрацией Района и администрацией ***6 сельсовета заключено Соглашение о сотрудничестве по предоставлению ***6 сельсовету странички на официальном сайте администрации Района. <дата> принято постановление № «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления», которым утвержден Перечень информации о деятельности Администрации ***6 сельсовета, размещаемой в сети Интернет, и Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом администрации сельсовета в сети Интернет. Считает требования заявления прокурора *** не подлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица - глава администрации ***8 сельсовета Войцицкая Л.П. требования заявления не признала, суду пояснила, что администрация ***8 сельсовета в <дата> году обращалось к администрации Района с просьбой о размещении на официальном сайте Района информации о деятельности заинтересованного лица. Кроме того, <дата> между заинтересованным лицом и ЗАО «ххх» заключен договор о преставления услуги связи и предоставления доступа к сети Интернет.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, проанализировав доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ч.1, 3 ст. 246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, коллегиально по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 24 - 26 настоящего Кодекса и другими федеральными законами. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами) (п.1. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").
Заявитель просит суд признать незаконным бездействие заинтересованных лиц по не размещению информации о деятельности органов местного самоуправления в сети «Интернет» и обязать создать сайт в сети «Интернет» и принять нормативный акт, регламентирующий перечень информации подлежащей размещению в сети «Интернет».
Согласно ст.2 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Если федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусматриваются особенности предоставления отдельных видов информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, положения настоящего Федерального закона применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Если законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми по предметам ведения субъектов Российской Федерации, предусматриваются особенности предоставления отдельных видов информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, положения настоящего Федерального закона применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с предоставлением государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций средств массовой информации, в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
В силу ст.6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами: 1)обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет"; 3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления;6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.
Из чего следует, что законодатель, обязав органы местного самоуправления обеспечить доступ неопределенного круга лиц к информации о своей деятельности, вместе тем предоставил им право выбора способа обеспечения доступа неопределенного круга лиц к информации о своей деятельности.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") (с изменениями и дополнениями) установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления пределах своей компетенции.
Согласно ст.10 названного Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Представители заинтересованных лиц указали, что создание своего официального сайта материально затруднительно для бюджета муниципальных образований, в связи с чем, они обращались с просьбой о размещении информации о своей деятельности на официальном сайте Района в <дата> году, в чем было отказано, в виду отсутствия технической возможности но, несмотря на это ими предприняты меры по предоставлению доступа к информации о своей деятельности через сеть « «Интернет», что следует из объяснений заместителя главы администрации Района от <дата>; решения главы муниципального образования ***1 сельсовет от <дата>№ «Об официальном сайте администрации муниципального образования ***1 сельсовет», которым утверждено Положение об официальном сайте Администрации муниципального образования ***1 сельсовет (пункт № и утвержден Регламент предоставления информации о деятельности Администрации муниципального образования ***1 сельсовет для размещения на Сайте (пункт №); Соглашения о сотрудничестве от <дата>, заключенного между администрацией Района и администрацией ***2 поссовета на предмет предоставления Поселению странички на официальном сайте администрации Района для размещения принятых и предоставленных Поселением муниципальных правовых актов и оказания содействия в их размещении (пункт №); Постановления от <дата>№ «Об утверждении Перечня информации о деятельности органов местного самоуправления ***2 поссовета, размещаемой в сети Интеренет», которым утвержден Перечень информации о деятельности органов местного самоуправления ***2 поссовета, размещаемой в сети Интернет (пункт №) и установлена периодичность размещения информации не реже № раза в месяц(пункт №); Соглашения о сотрудничестве от <дата>, заключенного между Администрацией Района и администрации ***3 сельсовета, согласно которому администрации ***3 сельсовета предоставляется страничка на официальном сайте администрации Района для размещения принятых и предоставленных Поселением муниципальных правовых актов и оказывает содействие в их размещении (пункт №); Постановления главы администрации ***3 сельсовета от <дата>№ «О порядке организации доступа к информации о деятельности администрации ***3 сельсовета», которым утверждены Перечень информации о деятельности ***3 сельсовета, размещаемой в сети Интернет(пункт №) и Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом администрации сельсовета в сети Интернет(пункт №); Соглашения о сотрудничестве от <дата> заключенного между Администрацией Района и администрацией ***4 сельсовета, по условиях которого Администрация Района предоставляет администрации ***4 сельсовета страничку на официальном сайте администрации Района для размещения принятых и предоставленных Поселением муниципальных правовых актов и оказывает содействие в их размещении (пункт №); Постановления главы администрации ***4 сельсовета от <дата>№ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности администрации ***4 сельсовета <адрес>», которым утверждены Перечень информации о деятельности Администрации ***4 сельсовета, размещаемой в сети Интернет (пункт №) и Регламент предоставления информации о деятельности Администрации ***4 сельсовет для размещения на официальной странице сайта Администрации ***4 сельсовета (пункт №).
Согласно договору № от <дата> о разработке информационного сайта следует, что Администрация ***5 поссовета заказало работы по созданию информационного Интернет - сайта индивидуальному предпринимателю ФИО12
Из представленного представителем администрации ***5 поссовета скриншота от <дата> следует, что официальный сайт муниципального образования находится по адресу: <адрес>
В соответствии с Соглашением о сотрудничестве от <дата>, Администрация Района предоставляет администрации ***7 сельсовета страничку на официальном сайте администрации Района для размещения принятых и предоставленных Поселением муниципальных правовых актов и оказывает содействие в их размещении (пункт №).
Постановлением главы администрации ***7 сельсовета от <дата>№ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления» утверждены Перечень информации о деятельности Администрации ***7 сельсовета, размещаемой в сети Интернет (пункт №) и Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования Официальным сайтом Администрации ***7 сельсовета в сети Интернет (пункт №).
Из Соглашения о сотрудничестве от <дата> следует, что Администрация Района предоставляет администрации ***6 сельсовета страничку на официальном сайте администрации Района для размещения принятых и предоставленных Поселением муниципальных правовых актов и оказывает содействие в их размещении (пункт №).
Постановлением главы администрации ***6 сельсовета от <дата>№ обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления» утверждены Перечень информации о деятельности Администрации ***6 сельсовета, размещаемой в сети Интернет (пункт №) и Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования Официальным сайтом Администрации ***6 сельсовета в сети Интернет (пункт №).
Главой ***8 сельсовета представлен проект акта приемки-передачи оборудования к Договору № от <дата> для оказания услуг связи.
Таким образом, в связи с отсутствием законодательно закрепленной обязанности органа местного самоуправления обеспечивать доступ к информации о своей деятельности только через сеть «Интернет» и учитывая предпринимаемые заинтересованными лицами, в том числе до обращения прокурора в суд, меры к обеспечению доступа к информации о своей деятельности и путем ее размещения в сети «Интернет», в удовлетворении заявленных требований заявителю следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявлений прокурора ***ФИО1 в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействие администрации муниципального образования ***1 сельсовет, администрации ***2 поссовета, администрации ***3 сельсовета, администрации ***4 сельсовета, администрации ***5 поссовета, администрации ***6 сельсовета, администрации ***7 сельсовета, администрации ***8 сельсовета по не размещению информации о деятельности органа местного самоуправления в сети «Интернет» незаконным и обязании в пределах своих полномочий, предусмотренных Уставом, разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий перечень информации о деятельности органа местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу и обязании создать в сети «Интернет» официальный сайт органа местного самоуправления либо разместить на официальном сайте администрации Района информацию о деятельности органа местного самоуправления в течение № месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Аскизский районный суд Республики Хакасия путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий Т.Э.Булавина
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья Т.Э.Булавина