Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-470/2013 ~ М-426/2013 от 19.02.2013

Дело № 2-470/2013 года    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«15» апреля 2013 года                        гор. Зея, Амурской области

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Плешкова А.А.,

при секретаре Бабенко М.Г.,

с участием помощника прокурора Сергиенко С.В., представителя ответчика ФГБУ «Зейский государственный природный заповедник» Игнатенко С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амурского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Зейский государственный природный заповедник», Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о признании незаконным бездействия по непринятию мер по обеспечению проведения лесоустройства,

УСТАНОВИЛ:

Истец - Амурский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчикам о признании незаконным бездействия по непринятию мер по обеспечению проведения лесоустройства, в обоснование требований указав, что Амурской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в лесах на территории Федерального государственного бюджетного учреждения «Зейский государственный природный заповедник». Установлено, что ГПЗ «Зейский» в полном объеме не выполняются требования мер пожарной безопасности в лесах. Проверкой установлено, что мероприятия по охране лесов от пожаров ГПЗ «Зейский», включенные в лесохозяйственный регламент, спроектированы на основании материалов лесоустройства 1980 года, с давностью таксации лесов более 10 лет, без учета действующих в настоящий момент ППБ в лесах и ЛК РФ. За время прошедшее с 1980 года изменились таксационные характеристики леса, классы природной пожарной опасности лесов в соответствующих кварталах, объемы профилактических мероприятий, и мероприятий по организации обнаружения и тушения лесных пожаров и требования к ним в соответствии с действующим законодательством. Соответственно, лесохозяйственный регламент заповедника в настоящий момент в нарушение требований ст.87 ЛК РФ основой охраны лесов от пожаров быть не может. Необходимо провести лесоустройство лесов заповедника, в частности: провести таксацию, на ее основе, с учетом обязательных к исполнению требований ППБ в лесах и ЛК РФ, спроектировать мероприятия по охране лесов от пожаров по указанным направлениям, внести изменения в лесохозяйственный регламент в объемах спроектированных лесоустройством мероприятий по охране лесов от пожаров. В соответствии с п.2 Правил проведения лесоустройства таксация лесов, проектирование мероприятий по охране лесов в отношении лесных участков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, производится Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Однако, учитывая, что распоряжением Правительства РФ № 2056-р от 31 декабря 2008 года особо охраняемые природные территории федерального значения, в том числе и ГПЗ «Зейский», из ведения Росприроднадзора и Минсельхоза переданы Министерству природных ресурсов и экологии РФ, обязанность по лесоустройству лежит на указанном Министерстве. Согласно п. 2 Устава ГПЗ «Зейский», данное Учреждение находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ, которое также осуществляет полномочия учредителя Учреждения от имени Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности ГПЗ «Зейский» осуществляется из федерального бюджета на основании сформированного в установленном законодательстве Российской Федерации государственного задания, а также от безвозмездных поступлений и доходов от приносящей доход деятельности (п. 60 Устава). В соответствии с п. 5.5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 года № 404, данное министерство в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности. Как следует из информации директора ГПЗ «Зейский», расчет потребности в дополнительных бюджетных ассигнований на проведение лесоустроительных работ в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации направлен, проведение работ запланировано на 2013-2015 годы, т.е. без определенного конкретного срока. Бездействие ГПЗ «Зейский», обусловленное недофинансированием со стороны Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, по проектированию мероприятий по охране, защите лесов, где давность таксации составляет более 10 лет, нарушает право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, а именно, значительно повышает риски возникновения и дальнейшего распространения лесных пожаров, очагов распространения вредителей лесных насаждений, и, как следствие, ухудшения состояния окружающей среды и ее природных компонентов. Прокурор просит признать незаконным бездействие Федерального государственного бюджетного учреждения «Зейский государственный природный заповедник» и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по непринятию мер по обеспечению проведения лесоустройства в виде проектирования мероприятий по охране, защите воспроизводству лесов с проведением одновременной таксации на территории ФГБУ ГПЗ «Зейский»; Обязать ФГБУ «Зейский», Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации устранить нарушения лесного законодательства путем возложения на них обязанности принять меры по обеспечению проведения лесоустройства на территории ФГБУ ГПЗ «Зейский» до 1 января 2015 года.

3 апреля 2013 года истец уточнил заявленные требования в части срока устранения нарушений лесного законодательства, просит обязать ФГБУ «Зейский государственный заповедник», Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации устранить нарушения лесного законодательства путем возложения на них обязанности принять меры по обеспечению проведения лесоустройства на территории ФГБУ «Зейский государственный заповедник» до 1 января 2016 года.

    В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Сергиенко С.В. на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал, пояснив об обстоятельствах изложенных в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения «Зейский государственный природный заповедник» Игнатенко С.Ю. уточненные исковые требования признал в полном объеме, пояснил, что работа в части лесоустройства на территории ФГБУ «Зейский государственный заповедник» уже ведется.

Представитель ответчика - Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, из представленного отзыва на иск следует, что распоряжением Правительства РФ № 2056-р от 31.12.2008 года ГПЗ «Зейский» находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ. В соответствии с п. 5.5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 года № 404, установлены полномочия Минприроды России на размещение заказов и заключение государственных контрактов. Между тем, заключение государственных контрактов осуществляется Минприроды России в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». В соответствии с п. 5.4 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации 1 декабря 2009 года Минприроды России утвержден лесохозяйственный регламент лесничества «Зейский государственный природный заповедник» на основании лесоустройства, проводившегося на территории Зейского ГПЗ в 1980 году Дальневосточным лесоустроительным предприятием. В 2011 году Минприроды России направляло в Министерство финансов РФ заявку на выделение дополнительных бюджетных ассигнований на период с 2012-2014 года для проведения лесоустройства на особо охраняемых природных территориях федерального значения. Между тем, указанная заявка не была удовлетворена. В настоящее время проведение лесоустроительных работ на территории Зейского ГПЗ запланировано на 2013-2015 г.г.

Заслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Согласно ст. 81 Лесного кодекса РФ, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся проектирование лесничеств, эксплутационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства.

Согласно п.п. 4,6 ч.1 ст. 83 ЛК РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключение случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя:

1) проектирование лесничеств и лесопарков;

2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;

3) проектирование лесных участков;

4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков,
эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;

5) таксацию лесов;

6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В соответствии со ст. 69.1 Лесного кодекса РФ, таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.

При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.

Правила проведения лесоустройства устанавливаются Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства РФ от 12.12.2011 года № 516.

Согласно п. 150 Лесоустроительной инструкции, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.

Проектирование мероприятий по защите лесов осуществляется по данным таксации лесов и результатам лесопатологических обследований (если они проводились) с составлением соответствующих проектных ведомостей, указанных в приложении 15 к настоящей Инструкции. В состав проектируемых мероприятий по защите лесов входят профилактические, истребительные, санитарно-оздоровительные и организационно-хозяйственные мероприятия по улучшению общего состояния лесов и экологической обстановки на территории объекта лесоустройства (п. 157 Лесоустроительной инструкции).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Амурским межрайонным природоохранным прокурором проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в лесах на территории Федерального государственного бюджетного учреждения «Зейский государственный природный заповедник», в ходе которой установлено, что мероприятия по охране лесов от пожаров ФГБУ «Зейский государственный заповедник», включенные в лесохозяйственный регламент, спроектированы на основании материалов лесоустройства 1980 года, с давностью таксации лесов более 10 лет, без учета действующих в настоящий момент ППБ в лесах и ЛК РФ. За время прошедшее с 1980 года изменились таксационные характеристики леса, классы природной пожарной опасности лесов в соответствующих кварталах, объемы профилактических мероприятий, и мероприятий по организации обнаружения и тушения лесных пожаров и требования к ним в соответствии с действующим законодательством.

Соответственно, лесохозяйственный регламент заповедника в настоящий момент в нарушение требований ст. 87 ЛК РФ основой охраны лесов от пожаров быть не может.

Таким образом, необходимо провести лесоустройство лесов заповедника, в частности: провести таксацию, на ее основе, с учетом обязательных к исполнению требований ППБ в лесах и ЛК РФ, спроектировать мероприятия по охране лесов от пожаров по указанным направлениям, внести изменения в лесохозяйственный регламент в объемах спроектированных лесоустройством мероприятий по охране лесов от пожаров.

В соответствии с п. 2 Правил проведения лесоустройства таксация лесов, проектирование мероприятий по охране лесов в отношении лесных участков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, производится Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Учитывая, что распоряжением Правительства РФ № 2056-р от 31.12.2008 года особо охраняемые природные территории федерального значения, в том числе и ФГБУ «ГПЗ Зейский», из ведения Росприроднадзора и Минсельхоза переданы Министерству природных ресурсов и экологии РФ, обязанность по лесоустройству лежит на указанном ответчике – Министерстве природных ресурсов и экологии РФ.

Согласно п. 2 Устава ФГБУ «Зейский государственный заповедник», данное Учреждение находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ, которое также осуществляет полномочия учредителя Учреждения от имени Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности ФГБУ «Зейский государственный заповедник» осуществляется из федерального бюджета на основании сформированного в установленном законодательстве Российской Федерации государственного задания, а также от безвозмездных поступлений и доходов от приносящей доход деятельности (п. 60 Устава).

В соответствии с п. 5.5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 года № 404, данное министерство в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

Как следует из информации директора ФГБУ «Зейский государственный заповедник», расчет потребности в дополнительных бюджетных ассигнований на проведение лесоустроительных работ в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации направлен, проведение работ запланировано на 2013-2015 годы, т.е. без определенного конкретного срока.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Бездействие ФГБУ «Зейский государственный заповедник», обусловленное недофинансированием со стороны Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по проектированию мероприятий по охране, защите лесов, где давность таксации составляет более 10 лет, нарушает право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, а именно, значительно повышает риски возникновения и дальнейшего распространения лесных пожаров, очагов распространения вредителей лесных насаждений, и, как следствие, ухудшения состояния окружающей среды и ее природных компонентов.

На основании изложенного суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, признавая незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по обеспечению проведения лесоустройства в виде проектирования мероприятий по охране, защите воспроизводству лесов с проведением одновременной таксации на территории ФГБУ «Зейский государственный заповедник» и возложении обязанности на ФГБУ «Зейский государственный заповедник», Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации устранить нарушения лесного законодательства путем принятии мер по обеспечению проведения лесоустройства на территории ФГБУ «Зейский государственный заповедник» до 1 января 2016 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Амурского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать бездействие Федерального государственного бюджетного учреждения «Зейский государственный природный заповедник» и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по непринятию мер по обеспечению проведения лесоустройства в виде проектирования мероприятий по охране, защите воспроизводству лесов с проведением одновременной таксации на территории ФГБУ «Зейский государственный заповедник» незаконным.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Зейский государственный природный заповедник», Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации устранить нарушения лесного законодательства путем возложения на них обязанности принять меры по обеспечению проведения лесоустройства на территории ФГБУ «Зейский государственный заповедник» до 1 января 2016 года.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке течение одного месяца со дня его провозглашения.

Председательствующий

2-470/2013 ~ М-426/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Амурский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ФГУП "Зейский государственный заповедник"
Министерство природных ресурсов и экологии РФ
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
19.02.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.02.2013Передача материалов судье
19.02.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.02.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2013Судебное заседание
15.04.2013Судебное заседание
15.04.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.09.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее