РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 марта 2015 года Центральный районный суд г.о.Тольятти Самарской области в составе
судьи Сметаниной О.Н.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Бушуева А.В. о признании распоряжения мэрии г.о.Тольятти незаконным,
установил:
Бушуев А.В. обратился с заявлением об оспаривании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти №10481-р/5 от 30.12.2014г. «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключении из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Представитель заявителя ФИО3 в судебном заседании просила удовлетворить заявленные требования, в обоснование которых указала, что распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение снять с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий: Бушуева А.В. с составом семьи 3 человека, проживающего по адресу: <адрес>, <адрес>, в связи с утратой оснований, дающих им право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Заявитель указывает, что при вынесении решения о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий заявителя и членов его семьи не учитывалось, что общая площадь жилых помещений, находящихся в собственности заявителя и его супруги ФИО5, была зарегистрирована с учетом площади лоджий и балконов. Заявитель считает, что обеспеченность общей площадью жилых помещений на каждого члена его семьи приходится 11,77 кв.м. что меньше учетной нормы, установленной Постановлением Мэра г.Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. № №
Представитель мэрии г.о.Тольятти ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что уровень обеспеченности Бушуева А.В. и членов его семьи жилыми помещения должен определяться, исходя из нахождения в собственности Бушуева А.В. и его жены ФИО5 жилых помещений, общая площадь которых 50,7 кв.м, что составляет более учетной нормы – 12,67 кв.м.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд считает, что заявление Бушуева А.В. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к таким решениям, действиям (бездействию) относятся коллегиальные или единоличные решения и действия в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина возложена какая-либо обязанность или он необоснованно привлечен к ответственности. Заявление в порядке ст. 254 ГПК РФ подлежит удовлетворению в том случае, если судом будет установлено, что оспариваемое решение, действие (бездействие) государственного органа, должностного лица, служащего не соответствует требованиям закона.
В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
По данной категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия), согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ и с учетом положений п.20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. № 2, возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а на заявителя в силу ч.1 ст.247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод.
Согласно п.3 и 10 ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
В соответствии с ч.1 ст.10 Закона Самарской области от 05.07.2005г. №139-ГД «О жилище» отказ в принятии заявителя и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 1 статьи 8 настоящего Закона документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 3 статьи 8 настоящего Закона, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек указанный в статье 7 настоящего Закона срок.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года №1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». Приложением № 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В соответствии с п.5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы участницей подпрограммы может быть молодая семья, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 Правил.
Согласно п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утв.Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы", участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно пункту 7 указанных Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно пп.1.1 п.1 Постановления Мэра г. Тольятти от 05.10.2005 года № 141-1/п «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и стоимости одного квадратного метра жилья для определения стоимости приобретения жилого помещения, наличие которого не дает оснований для признания заявителя и членов его семьи (одиноко проживающего гражданина) нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на территории г.о.Тольятти», учетная норма площади жилого помещения, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет менее 12,0 кв.м. общей площади жилого помещения на человека.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. заявитель обратился в мэрию г.Тольятти с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы молодой семьи в составе 3-х человек: Бушуев А.В., его супруга ФИО5, его сын ФИО6
Распоряжением заместителя мэра №№ от ДД.ММ.ГГГГ. Бушуева А.В. с составом семьи три человека признали нуждающимся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы, он был признан с составом семьи 3 человека участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы со дня подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. в связи с рождением второго ребенка заявитель обратился в мэрию г.о.Тольятти с заявлением об изменении состава семьи с трех человек на четверых.
Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти №№ от ДД.ММ.ГГГГ. принято решение снять с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Бушуева А.В. с составом семьи 3 человека, в связи с утратой оснований, дающих им право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: обеспеченностью общей площади жилых помещений по норме, заявитель с составом семьи 3 человека был исключен из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, в связи с несоответствием молодой семьи требованию, указанному в пп. «б» пункта 6 Правил.
Заявитель, не согласившись с данным распоряжением, просит признать его незаконным и обязать мэрию г.о.Тольятти восстановить его семью в качестве нуждающихся в жилых помещениях, восстановить его семью в качестве участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы с составом семьи 3 человека с присвоением номера очередности, который им должен был быть присвоен.
Из выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ. видно, что заявителю и его супруге ФИО5 на праве общей совместной собственности принадлежит квартира общей площадью 33,1 кв.м по адресу: <адрес>
Из выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ. видно, что ФИО5 принадлежит 1/3 доля в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 53 кв.м по адресу: <адрес>
Заявитель в обоснование своих требований указывает, что обеспеченность общей площадью жилых помещений на каждого члена его семьи приходится 11,77 кв.м, что меньше учетной нормы, установленной Постановлением Мэра г.Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. № №
С данными доводами суд не соглашается, поскольку при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения необходимо учитывать суммарную площадь всех принадлежащих заявителю и его семье на праве собственности жилых помещений на момент обращения в мэрию г.о.Тольятти ДД.ММ.ГГГГ., т.е. на 3 человек (ч.2 ст.51 ЖК РФ). Таким образом, общая площадь жилых помещений, находящихся в собственности у заявителя и его семьи, составляет 50,77 кв.м (33,1 кв.м+(53 кв.м*1/3 доли), общая площадь на каждого члена семьи Бушуева на ДД.ММ.ГГГГ. составила 16,92 кв.м (50,77 кв.м / 3 человека), что более учетной нормы 12 кв.м, установленной Постановлением Мэра г.Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. № № следовательно семья Бушуева А.В. была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях ошибочно, т.к. их жилищные условия не свидетельствовали о нуждаемости в их улучшении. При этом установление нуждаемости в улучшении жилищных условий является необходимым условием участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Ссылка заявителя на то, что при определении нормы общей площади жилых помещений необходимо учитывать состав семьи 4 человека (т.е. с учетом рожденной ДД.ММ.ГГГГ. дочери) не основана на законе, поскольку на момент рассмотрения заявления Бушуева А.В. в ДД.ММ.ГГГГ. состав его семьи был 3 человека. Заявление об участии в программе «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015гг. на состав семьи 4 человека Бушуев А.В. в установленном порядке, с соблюдением всей процедуры и приложением необходимых документов не подавал, жилищные условия всей семьи после изменения ее состава не проверялись, при этом участие в программе носит заявительный характер. Заявление об изменении состава семьи не является заявлением об участии в программе «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015гг. семьи с составом 4 человека и постановкой на учет с даты первоначального обращения. Самостоятельным правом принятия решения, которое входит в компетенцию органов местного самоуправления, суд не наделен. Кроме того, Бушуев А.В. обратился в суд с заявлением о восстановлении его семьи с составом 3 человека в составе участников указанной программы, в то время как установлено, что состав семьи Бушуева А.В. с ДД.ММ.ГГГГ. изменился на 4 человека.
Доводы заявителя о том, что при определении общей площади жилых помещений должна была учитываться без учета площади лоджий и балконов, как указано в ЕГРП Управления Росреестра, не влияют на решение по данному делу, поскольку не имеют правового значения. У заявителя на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ. отсутствовали основания для признания его семьи нуждающейся. Кроме того, даже с учетом этих доводов общая площадь жилых помещений, находящихся в собственности семьи Бушуевых, будет составлять 47,13 кв.м (30,2 кв.м+(50,8 кв.м*1/3 доли), общая площадь на каждого члена семьи Бушуева составила бы 15,71 кв.м (47,13 кв.м / 3 человека), что также более учетной нормы 12 кв.м.
По смыслу ст.254-255 ГПК РФ защите подлежит имеющееся у гражданина не оспариваемое и нарушенное действиями органа местного самоуправления право. Как указано выше на момент подачи заявления и принятия семьи заявителя на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и признании участником указанной программы у Бушуевых такого права не имелось. Отсутствующее право судебной защите путем признания незаконным действия органа местного самоуправления не подлежит.
Суд отмечает, что удовлетворение заявления Бушуева А.В. в данном случае повлечет за собой нарушение законных прав иных участников программы, действительно нуждающихся в улучшении жилищных условий на момент подачи заявления.
Анализируя изложенное, суд считает, что распоряжение заместителя мэра г.о.Тольятти №№№5 от ДД.ММ.ГГГГ. вынесено в соответствии с требованиями закона, т.к. семья Бушуевых на момент обращения была обеспечена общей площадью жилых помещений по норме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Бушуева А.В. о признании распоряжения об оспаривании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти №№ от ДД.ММ.ГГГГ. «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключении из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о.Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательно форме изготовлено 20 марта 2015 года.
Судья (подпись) Сметанина О.Н.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья: