Дело № г.
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Ивановский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи ФИО7
при секретаре ФИО2
с участием заместителя прокурора <адрес> ФИО3
главы администрации Черемховского сельсовета ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Ивановка гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Черемховский сельсовет о признании бездействия администрации Черемховского сельсовета и обязании устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц и муниципального образования,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Черемховский сельсовет обратился в Ивановский районный суд с данным заявлением, указывая на то, прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории муниципального образования – Черемховский сельский совет, в ходе которой было установлено следующие: прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории муниципального образования - Черемховского сельский совет, в ходе которой было установлено следующие.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п. 1 сг. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу п.п. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора...».
Аналогичное положение закреплено в ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которого, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежа; регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства администрацией Черемховского сельсовета не принимаются меры по ликвидации несанкционированной свалки
Так, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> проведена проверка, в результате которой было установлено следующее.
На территории Черемховского сельсовета на землях сельскохозяйственного назначения имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, расположенная в 1 км северо-восточного направления от <адрес> (кадастровый номер №).
Данная свалка образована от складирования бытового мусора местным населением, проживающим в <адрес> и <адрес>.
Согласно постановления главы администрации Черемховского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный земельный участок был определен для размещения бытовых отходов для жителей <адрес> и <адрес> (схема расположения прилагается).
Актом от ДД.ММ.ГГГГ целью выбора данного участка являлось обустройство полигона для складирования твердых бытовых отходов.
Постановлением Главного государственного врача РФ от 30.05.2001 № 16 введены в действия СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01"
В соответствии с пунктом 2.1 указанных санитарных правил предусмотрено, что полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов.
Пункт 2.2. гласит, что выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
Согласно пунктов 3.1-3.12: при выборе участка для устройства полигона ТБО следует учитывать климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности. Не допускается размещение полигонов на территории зон санитарной охраны водоисточников и минеральных источников; во всех зонах охраны курортов; в местах выхода на поверхность трещиноватых пород; в местах выклинивания водоносных горизонтов, а также в местах массового отдыха населения и оздоровительных учреждений.
Размер санитарно - защитной зоны от жилой застройки до границ полигона 500 м. Кроме того, размер санитарно - защитной зоны может уточняться при расчете газообразных выбросов в атмосферу. Границы зоны устанавливаются по изолинии 1 ПДК, если она выходит из пределов нормативной зоны. Уменьшение санитарно - защитной зоны производится в установленном порядке. На участке, намеченном для размещения полигона для бытовых отходов, проводятся санитарное обследование, геологические и гидрологические изыскания. Перспективными являются места, где выявлены глины или тяжелые суглинки, а грунтовые воды находятся на глубине более 2 м. Не используются под полигоны болота глубиной более 1 м и участки с выходами грунтовых вод в виде ключей. Целесообразно участки под полигоны выбирать с учетом наличия в санитарно - защитной зоне зеленых насаждений и земельных насыпей.
Участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки города и его пригородной зоны. Полигон для твердых бытовых отходов желательно размещать на ровной территории, исключающей возможность смыва атмосферными осадками части отходов и загрязнения ими прилегающих земельных площадей и открытых водоемов, вблизи расположенных населенных пунктов. Допускается отвод земельного участка под полигоны ТБО на территории оврагов, начиная с его верховьев, что позволяет обеспечить сбор и удаление талых и ливневых вод путем устройства перехватывающих нагорных каналов для отвода этих вод в открытые водоемы.
Санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигонов ТБО выдает территориальный
Полигон состоит из двух взаимосвязанных территориальных частей: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно - бытовых объектов.
Устройство полигонов ТБО должно осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов.
По всей площади участка складирования предусматривается устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО. Грунт из котлованов складируется в отвалах по периметру полигона.
С учетом объема годовых атмосферных осадков, испарительной способности почв и влажности складируемых ТБО учитывается возможность образования в их толще жидкой фазы - фильтрата.
Для полигонов, принимающих менее 120 тысяч ТБО в год, рекомендуется траншейная схема складирования ТБО. Траншеи устраиваются перпендикулярно направлению господствующих ветров, что препятствует разносу ТБО. Грунт, полученный от рытья траншей, используется для их засыпки после заполнения ТБО.
Основание (днище) траншеи в климатических зонах, где возможно образование фильтрата, должно быть не менее чем на 0,5 м заглублено в глинистые грунты.
Длина одной траншеи должна устраиваться с учетом времени заполнения траншей:
а) в период температур выше 0 град. С в течение 1 - 2 месяцев;
б) в период температур ниже 0 град. С - на весь период промерзания грунтов.
Складирование ТБО в воду на болотистых и заливаемых паводковыми водами
участках не допускается. До использования таких участков под полигон ТБО на них должна устраиваться подсыпка инертными материалами на высоту, превышающую на 1 м максимальный уровень поверхностных или паводковых вод. При подсыпке устраивается водоупорный экран. При наличии грунтовых вод на глубине менее 1 м на поверхность наносится изолирующий слой с предварительным осушением грунта.
В настоящее время, данный земельный участок под полигон твердых бытовых отходов надлежащим образом не оформлен. Несанкционированная свалка, расположена на землях сельскохозяйственного назначения, что является не допустимым.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», органы местного самоуправления являются субъектами природоохранной деятельности, ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях является принципом охраны окружающей среды.
Полномочия органов местного самоуправления предусматривают и решение вопросов местного значения и в сфере охраны окружающей среды. Реализация таких полномочий направлена на сохранение и восстановление окружающей среды, благоприятной для проживания населения, на предотвращение и уменьшение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение компенсации причиняемого экологического вреда.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды устанавливаются экологическим законодательством - путем прямого закрепления, а также муниципальным законодательством - посредством их включения в перечень вопросов местного значения.
В соответствии с ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды»: «Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды: К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора...».
Кроме этого, в соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88) на органы местного самоуправления также возложены полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов.
В частности, согласно п. 2.1.3 вышеприведенных Санитарных правил на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Кроме этого, в соответствии с ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, захламления земель.
Таким образом, администрацией муниципального образования Черемховского сельсовета меры по оформлению земельного участка под санкционированную свалку не приняты, в связи с чем, зафиксирован факт наличия несанкционированной свалки расположенной в 1 км северо-восточного направления от <адрес> (кадастровый номер №).
Сложившееся ситуация негативно воздействует на окружающую среду и приводи! к ее загрязнению, что является недопустимым.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Не принятие мер по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки на территории муниципального образования - Черемховского сельсовет, нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на данной территории.
Просит суд признать бездействие администрации Черемховского сельского совета, в части не принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, расположенной в 1 км северо-восточного направления от <адрес> (кадастровый номер №), незаконным.
Обязать администрацию Черемховского сельского совета в течении 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу, принять меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора, расположенной на территории муниципального образования Черемховский сельский совет в 1 км северовосточного направления от <адрес> (кадастровый номер №).
В ходе судебного заседания заместитель прокурора <адрес> ФИО3, действующий на основании прав по должности, на удовлетворении заявления настаивал, по доводам в нем изложенным.
Глава администрации Черемховского сельсовета ФИО4, действующая на основании прав по должности, требования прокурора признала, о чем в судебном заседании ею было сделано соответствующее заявление, при этом, главе администрации Черемховского сельсовета ФИО4 разъяснены последствия, предусмотренные ч.3 ст.173 ГПК РФ.
Учитывая, что признание администрацией Черемховского сельсовета в лице главы администрации ФИО4 заявления прокурора Ивановского района не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным его принять и вынести решение об удовлетворении заявления в соответствии с п. 6.1, 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.203 г. № 313, зарегистрированным в Минюсте РФ 27.06.2003 г. № 4838, ст.ст.39, 173 ГПК РФ, без исследования доказательств по делу.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ прокурор <адрес> ФИО5 от уплаты госпошлины освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.39, 173, 194 -198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Принять признание заявления прокурора <адрес> со стороны главы администрации Черемховского сельсовета.
Заявление прокурора <адрес> - удовлетворить.
Признать бездействие администрации Черемховского сельского совета, в части не принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, расположенной в 1 км северо-восточного направления от <адрес> (кадастровый номер №), незаконным.
Обязать администрацию Черемховского сельского совета в течении 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу, принять меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и мусора, расположенной на территории муниципального образования Черемховский сельский совет в 1 км северовосточного направления от <адрес> (кадастровый номер №).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья: ФИО8