УИД 11RS0016-01-2019-001581-04
Дело № 2-941/2019
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
в составе судьи Щенниковой Е. В.,
при секретаре судебного заседания Габовой Е. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт
25 ноября 2019 года гражданское дело по исковому заявлению Государственной жилищной инспекции по Сыктывдинскому району, действующей в интересах Овериной Л. И., к ООО «Домсервис» о возложении обязанности по оснащению общедомовым прибором учета тепловой энергии, введению его в эксплуатацию,
установил:
Государственная жилищная инспекция по Сыктывдинскому району, действуя в интересах Овериной Л. И., обратилась в Сыктывдинский районный суд Республики Коми с иском к ООО «Домсервис» о возложении обязанности устранить недостатки общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, путём проведения мероприятий по обеспечению установки общедомового прибора учета тепловой энергии, введения в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии. В обоснование заявленных требований указано, что <дата> по заявлению Овериной Л. И. проведена проверка состояния общего имущества по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, по результатам которой ООО «Домсервис» выдано предписание № от <дата> в срок до <дата> обеспечить установку общедомового прибора учета тепловой энергии, однако предписание не исполнено, работы не выполнены. Постановлением мирового судьи Выльгортского судебного участка Республики Коми директор ООО «Домсервис» признан виновным по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. В последующем, ООО «Домсервис» повторно выданы предписания, которые также оставлены без исполнения по причине отсутствия технической возможности. Полагая, что действиями ООО «Домсервис» нарушены права истца, Государственная жилищная инспекция по Сыктывдинскому району обратилась в суд с рассматриваемым иском.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, об уважительности причин неявки суд не уведомили. Стороной ответчика также не представлено каких-либо возражений относительно заявленных требований.
Суд, руководствуясь ст. 167, 233 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав письменные материалы рассматриваемого дела, материалы дела об административном правонарушении №, суд приходит к следующим выводам.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №261-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу положений ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Таким образом, предусмотренное законодательством обеспечение учета объема поставленных коммунальных услуг предполагает использование соответствующих приборов учета.
С целью осуществления такого учета, в силу с ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ до 01.07.2012, собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых: воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Как установлено в судебном заседании, Оверина Л. И. проживает по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
<дата> Государственной жилищной инспекции по Сыктывдинскому району на основании распоряжения руководителя Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) №-л от <дата> проведена проверка по обращению Овериной Л. И. на предмет состояния общего имущества (л.д. 12-14).
По результатам проверки Государственной жилищной инспекцией по Сыктывдинскому району установлено, что общедомовой прибор учета на отопление в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> отсутствует, что подтверждается актом проверки № от <дата> (л.д. 15-16).
По результатам проверки ООО «Домсервис» выдано предписание № от <дата> в срок до <дата> обеспечить в многоквартирном <адрес> установку общедомового прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию (л.д. 17).
<дата> по результатам проведения Государственной жилищной инспекции по Сыктывдинскому району проверки исполнения предписания установлено, что предписание № от <дата> не исполнено, работы по обеспечению установки общедомового прибора учета тепловой энергии не выполнены, о чем органом государственного контроля составлен акт № (л.д. 21-22).
За невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор постановлением мирового судьи Выльгортского судебного участка <адрес> Республики Коми от <дата> директор ООО «Домсервис» Коростылев А. В. признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ (л.д. 23-24).
<дата> ООО «Домсервис» повторно выдано предписание № от <дата> в срок до <дата> в многоквартирном <адрес> обеспечить установку общедомового прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию (л.д. 25).
Во исполнение требования ООО «Домсервис» <дата> направило в адрес Государственной жилищной инспекции по Сыктывдинскому району гарантийное письмо, в котором обязалось установить теплосчетчик в многоквартирном доме в срок до <дата>.
<дата> Государственной жилищной инспекции по Сыктывдинскому району проведена проверка, по результатам которой установлено, что предписание не исполнено.
Государственная жилищная инспекция по Сыктывдинскому району <дата> в отношении ООО «Домсервис» вновь вынесено предписание №в срок до <дата> в многоквартирном <адрес> обеспечить установку общедомового прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию (л.д. 31).
Актом проверки № от <дата> установлено, что предписание не исполнено, прибор учета в многоквартирном доме отсутствует (л.д. 36).
В ходе судебного заседания ответчиком не оспаривалось отсутствие общедомового прибора учета тепловой энергии.
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании достоверно установлено, что в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, фактически отсутствует общедомовой прибор учета тепловой энергии, доказательств обратного суду не представлено.
Разрешая вопрос о правомерности возложения на управляющую компанию обязанности по установке общедомового прибора учета, суд полагает, что спорная обязанность входит в содержание услуг по управлению многоквартирным домом.
При этом, оценивая в совокупности, установленные по делу обстоятельства, а также анализируя условия договора управления многоквартирного дома, суд отмечает, что ООО «Домсервис» приняло на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Так, управление многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, осуществляет ООО «Домсервис» на основании договора управления многоквартирным домом от <дата>.
По указанному договору управляющая организация принимает и осуществляет функции по управлению многоквартирным домом. Предметом указанного договора является оказание Управляющей компанией услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. При отсутствии прямых договоров с поставщиками коммунальных услуг, предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и лицам, пользующимся на законном основании помещениями в таком доме, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности. Состав общего имущества многоквартирного дома определен в приложении №1 к договору (п.2 договора, л.д.46).
В состав общего имущества многоквартирного дома включается, в том числе внутридомовая система отопления, общедомовые приборы учета тепловой энергии.
Пунктом 3.1.1 Договора управления установлено, что управляющая компания обязана осуществлять управление общим имуществом в многоквартирном доме в соответствии с условиями настоящего договора и действующим законодательством, а также оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; в случае, если между собственниками ресурсоснабжающими организациями отсутствуют прямые договорные отношения, предоставлять коммунальные услуги собственникам, нанимателям и арендаторам помещений в этом многоквартирном доме в соответствии с с обязательными требованиями, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг, установленными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, установленного качества и в необходимом объеме, безопасные для жизни, здоровья потребителей и не причиняющие вреда их имуществу, в том числе, отопление.
Так, согласно ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (п.2.3).
Отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 (далее - Правила №491).
Подпунктом «к» пункта 11 Правил №491 определено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, также закреплена обязанность исполнителя коммунальных услуг, которым в соответствии с пунктом 1 Правил является ООО «Домсервис»по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (подпункт «с» пункта 31 Правил №354).
Устанавливая правовой режим общедомового прибора учета, суд учитывает, что в силу положений ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ в договоре управления многоквартирным жилым домом среди прочих условий должен быть предусмотрен состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление (п.1 ч.3 ст.162 ЖК РФ).
В судебном заседании установлено, что в составе общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> поименована внутридомовая система отопления, состоящая, в том числе из коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии (л.д. 21).
В соответствии с пунктами 5, 6 Правил № 491 внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие, в том числе, из коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, а также внутридомовая система отопления, включающая в себя коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии, входят в состав общего имущества.
Таким образом, анализируя в совокупности приведенные выше нормы действующего законодательства, а также установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что установка, обеспечение ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета, как часть отношений, возникающих при обеспечении граждан коммунальными услугами, входит в число обязанностей управляющей организации на основании заключенного договора управления многоквартирным домом.
Поскольку действия ООО «Домсервис»по установке общедомового прибора учета и ввода его в эксплуатацию вытекают из функций этой организации по управлению общим имуществом многоквартирного жилого дома, суд полагает обязанность ООО «Домсервис»по установке общедомового прибора учета тепловой энергии установленной и надлежаще не исполненной.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что требования Государственной жилищной инспекции о возложении на ООО «Домсервис» обязанности по установке и введению в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Кроме того, при вынесении решения суд также учитывает, что согласно письменным сведениям ООО «Сыктывдинская тепловая компания» в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, имеется техническая возможность установки ОДПУ теплоэнергии. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Невыполнение ООО «Домсервис» работ по установке и введению в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в течение длительного периода нарушает права и законные интересы жителей многоквартирного дома, так как расчет платы за тепловую энергию производиться по нормативам потребления, а не исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-237 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Государственной жилищной инспекции по Сыктывдинскому району, действующей в интересах Овериной Л. И., удовлетворить.
Возложить на ООО «Домсервис» обязанность устранить недостатки общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, путём проведения мероприятий по обеспечению установки общедомового прибора учета тепловой энергии, введения в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение составлено 27.11.2019.
Судья Е. В. Щенникова