Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-416/2021 (2-2877/2020;) ~ М-2736/2020 от 19.11.2020

                            Гр. дело № 2-416/12-2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 февраля 2021 года                                  г. Курск

    Промышленный районный суд г.Курска в составе:

председательствующего судьи                Никитиной Е.В.,

при секретаре                        Мищенко И.Н.,

с участием истца Миндрика В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миндрика Валерия Сергеевича к АО «Спецавтобаза по уборке мусора города Курска» о возложении обязанности закрыть лицевой счет, не начислять платежи за коммунальные услуги и не выставлять квитанции на оплату,

у с т а н о в и л:

Миндрик В.С. обратился в суд с иском к АО «Спецавтобаза по уборке мусора города Курска» о возложении обязанности закрыть лицевой счет, не начислять платежи за коммунальные услуги и не выставлять квитанции на оплату, мотивируя тем, что письменный договор с ответчиком на оказание данной услуги он не заключал, поскольку не нуждается в услугах этой организации, так как твердых коммунальных отходов на участке не имеет, на участке расположены компостная яма и баня с печным отоплением. На его требования закрыть лицевой счет, не производить начисления за вывоз ТКО и не выставлять квитанции на оплату ответчик не реагирует, в связи с чем вынужден обратиться в суд с иском.

В судебном заседании истец Миндрик В.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - АО «Спецавтобаза по уборке мусора города Курска» в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее исковые требования не признал, указав, что оснований для удовлетворения иска не имеется. В настоящее судебное заседание представил отзыв о том, что договор на обращение с ТКО является публичным, составлен на основании типового договора, утвержденного Постановлением Правительства №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами», что является требованием законодательства, предусмотренным п.5. ст. 24.7 Федерального Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Ответчик, являясь собственником домовладения, несет обязанность по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО. Доказательства заключения ответчиком самостоятельного договора на вывоз отходов, либо обеспечения утилизации твердых коммунальных отходов иным не запрещенным законом способом в материалы дела не представлены. Претензий от ответчика о ненадлежащем качестве предоставляемой услуги и/или с перерывами, превышающими установленную продолжительность в адрес АО «САБ по уборке г. Курска» не поступало. Просит суд в иске отказать в полном объеме.

Выслушав в судебном заседании истца, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п. (статья 426 ГК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство, а также уполномоченные Правительством федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

В силу ч. 1 статьи 428 ГК РФ договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

В соответствии с ч. 1 статьи 781 ГК РФ потребитель обязан оплачивать фактически оказанные исполнителем услуги, исходя из объема оказанных услуг и установленного тарифа.

В силу п.1 ст. 24.6. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с пунктом 4 ст. 24.6. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 6 ст. 24.6. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» закреплено, что содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

В пункте 7 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» указано, что зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.

Порядок обращения с ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению ТКО установлены Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства № 1156 от 12.11.2016г.

В пункте 8(17) Правил установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайге в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Публичная оферта (адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора) была опубликована Региональным оператором Курской области АО «Спецавтобаза по уробке города Курска» в различных источниках, в том числе «Городские известия», «Курская правда», а также на официальном сайте https:// www.sab46.ru.

Договор на обращение с ТКО является публичным, составлен на основании типового договора, утвержденного Постановлением Правительства №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами», что является требованием законодательства, предусмотренным п.5. ст. 24.7 вышеназванного Федерального Закона.

Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.

Из материалов дела следует, что на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с Комитетом ЖКХ и ТЭК Курской области, региональный оператор АО «Спецавтобаза по уборке мусора г.Курска» осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Истец Миндрик В.С. является собственником домовладения по адресу: <адрес>

Структура платы за коммунальные услуги раскрыта в ч.4 ст. 154 ЖК РФ, в которую включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам ст. 157 ЖК РФ.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3 раздел I Правил обращения с ТКО).

При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4 раздел I Правил).

Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года.

Из изложенного выше следует, что в силу закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.

Статья 42 Конституции РФ закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду.

Эти положения Конституции РФ конкретизированы в Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно ч. 1 ст. 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Как следует из ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Частью 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Данные положения закона тесно связаны с конституционной нормой, предусмотренной ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, возлагающей на граждан обязанность соблюдения законодательных положений, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождения Миндрик В.С. об обязанности оплаты услуг ответчика по вывозу ТКО, поскольку в нарушение требований ст.56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств самостоятельного вывоза и утилизации бытовых отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, при этом, отсутствие заключенного между истцом и ответчиком договора в письменной форме договора, не исключает обязанность истца оплатить услугу, которой он пользуется.

Достоверных доказательств, подтверждающих, что истец не принимал услуги ответчика по вывозу мусора, суду не представлено.

В соответствии с положениями ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Пунктом 1 ст. 9 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Исходя из системного толкования указанных норм права, избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав. При этом защите подлежит только нарушенное право.

Таким образом, исходя из отсутствия доказательств, свидетельствующих о самостоятельной утилизации истцом твердых бытовых отходов, в том числе данных о заключении договоров утилизации бытовых отходов с иной специализированной организацией, принимая во внимание оказание ответчиком услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всем без исключения жителям территории г.Курска, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 25.02.2021░.

░░░░░                        ░.░. ░░░░░░░░

2-416/2021 (2-2877/2020;) ~ М-2736/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Миндрик Валерий Сергеевич
Ответчики
АО "САБ по уборке города Курска"
Суд
Промышленный районный суд г. Курска
Судья
Никитина Елена Викторовна
Дело на сайте суда
promyshleny--krs.sudrf.ru
19.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.11.2020Передача материалов судье
20.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.12.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2020Подготовка дела (собеседование)
25.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2021Судебное заседание
05.02.2021Судебное заседание
05.02.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
17.02.2021Судебное заседание
25.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2021Дело оформлено
23.08.2021Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее