АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru e-mailinfo@omsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Омск
12 января 2010 года
№ дела
А46-25749/2009
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Н.А.Голобородько,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В.Сумбаевой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Омской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о привлечении к административной ответственности предпринимателя Сорокина Алексея Владимировича
при участии в заседании суда:
от заявителя – Ю.В.Белоозеровой, действующей на основании доверенности № 21-А от 01.09.2009,
от заинтересованного лица – представитель не явился,
У С Т А Н О В И Л:
Управление государственного автодорожного надзора по Омской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту – УГАДН по Омской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя А.В.Сорокина к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании протокола об административном правонарушении от 16.12.2009 № 010781.
В судебном заседании представитель УГАДН по Омской области поддержал заявленные требования.
Предприниматель А.В.Сорокин в судебное заседание не явился, отзыв на заявление не представил.
Поскольку о времени и месте судебного заседания предприниматель А.В.Сорокин уведомлен надлежащим образом, арбитражный суд, руководствуясь частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие предпринимателя А.В.Сорокина.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд установил, что А.В.Сорокин зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам № 1 по Центральному административному округу города Омска 26.01.2005 (основной государственный регистрационный номер 305550302600076).
На основании приказа Омского областного отделения РТИ от 04.02.2005 № 0145л предпринимателю А.В.Сорокину выдана лицензия № АСС-55-025975 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, сроком действия до 20.02.2010.
16.12.2009 специалистом УГАДН по Омской области на основании приказа № 1709 от 03.12.2009 проведена внеплановая проверка предпринимателя А.В.Сорокина по вопросу соблюдения обязательных требований законодательства РФ в сфере транспорта, результаты которой отражены в акте № 1709.
В ходе проверки административным органом было установлено, что предприниматель А.В.Сорокин осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушением условий, предусмотренных специальных разрешением (лицензией), а именно: предпринимателем не обеспечено проведение стажировки водителей; не организован контроль за соблюдением водителями графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения; предпринимателем А.В.Сорокиным не организован контроль за медицинским освидетельствованием водителей в полном объёме; выявлены нарушения несоблюдения режимов труда и отдыха водителями А.В.Сорокина; предпринимателем А.В.Сорокиным не ведётся хранение путевых листов.
Выявленные административным органом нарушения послужили основанием для составления 16.12.2009 государственным инспектором УГАДН по Омской области Д.С.Ворожцовым в отношении предпринимателя А.В.Сорокина протокола № 010781 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании данного протокола заявитель обратился в Арбитражный суд Омской области с требованием о привлечении предпринимателя А.В.Сорокина к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.
В пункте 4 названного Положения о лицензировании определены лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров.
Так, в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 в качестве лицензионных требований и условий предусмотрено соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
Пунктом 3.4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утверждённого Приказом Министра транспорта РФ от 09.03.1995 № 27, с целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация: осуществляет контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения, трудовой дисциплины, Правил перевозок пассажиров (грузов), Правил технической эксплуатации подвижного состава, временем выхода и возвращения с линии, соблюдением расписаний движения, наличием и состоянием водительских удостоверений перед выпуском транспортных средств на линию.
Обязанность владельцев автобусов (к которым относятся автотранспортные средства с двигателем, предназначенные для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8) организовывать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения, также предусмотрена пунктом 5.2.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённого Приказом Министра транспорта РФ от 08.01.1997 № 2.
В нарушение указанных норм предпринимателем А.В.Сорокиным не организован контроль за соблюдением водителями графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения. Данное обстоятельство предпринимателем Н.Я Сафоновым в ходе судебного разбирательства не опровергнуто.
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» запрещено осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.
При этом в силу пункта 18 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утверждённых приказом Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 № 152, оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет.
В нарушение указанных норм предпринимателем А.В.Сорокиным не ведётся хранение путевых листов, что предпринимателем не опровергнуто.
Подпунктом «в» пункта 4 Положения о лицензировании в качестве лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров предусмотрено соблюдение лицензиатом установленных статьёй 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством РФ режим труда и отдыха водителей.
Приказом Министерства транспорта РФ от 30.03.1994 № 15 утверждены Требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте.
Согласно пункту 2.3.2 названных Требований при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обязаны обеспечивать надёжность водительского состава за счёт организации стажировки водителей, вновь принятых на работу на предприятие или переводимых на новый тип или категорию транспортного средства, новый маршрут регулярных перевозок.
Обязательность проведения стажировки также предусмотрена в пункте 3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утверждённого Приказом Министра транспорта РФ от 09.03.1995 № 27; а также в пункте 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённого Приказом Министра транспорта РФ от 08.01.1997 № 2.
Однако предпринимателем А.В.Сорокиным требования об обязательном проведении стажировки не выполняются: приказы о закреплении стажёров за водителями-наставниками, стажировочные листы отсутствуют. Факт отсутствия стажировки водителей предпринимателем А.В.Сорокиным не опровергнут и в ходе судебного разбирательства.
Пункт 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусматривает обязанность индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, соблюдать установленный законодательством РФ режим труда и отдыха водителей.
Соблюдение установленных режимов труда и отдыха водителей, учёт рабочего времени водителей предусмотрены в качестве требований по обеспечению безопасности дорожного движения в пунктах 2.3.6, 2.6.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утверждённых приказом Министерства транспорта РФ от 30.03.1994 № 15.
В соответствии с пунктом 3.3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утверждённого Приказом Министра транспорта РФ от 09.03.1995 № 27, режим труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учётом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учёту рабочего времени и времени отдыха.
Требование о соблюдении установленных законодательством РФ режимов труда и отдыха водителей, а также о необходимости контроля за соблюдением режима труда и отдыха водителей содержится также в пунктах 2.2 и 2.3.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённого Приказом Министра транспорта РФ от 08.01.1997 № 2.
В ходе проверки установлено, что в нарушение указанных выше норм, в период с 01.12.2009 по 07.12.2009 водители Медведев, Баранков, Капустин, Грачёв, Мартыненко превысили допустимую норму рабочего времени на время от 21 часа сверх нормы до 52 часов.
Данное обстоятельство ни в ходе проверки, ни в ходе судебного разбирательства предпринимателем А.В.Сорокиным не оспорено.
В подпункте «е» пункта 4 Положения о лицензировании в качестве лицензионных условий и требований предусмотрено наличие у лицензиата водителей, имеющих необходимую квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
Обязательность медицинского освидетельствования водителей предусмотрена в качестве одного из требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утверждённых Приказом Министра транспорта РФ от 30.03.1994 № 15; а также предусмотрена в пункте 3.3.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утверждённого Приказом Министра транспорта РФ от 09.03.1995 № 27; пункте 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённого Приказом Министра транспорта РФ от 08.01.1997 № 2.
Однако, как установлено в ходе проверки и не опровергнуто предпринимателем А.В.Сорокиным, им не организован контроль за медицинским освидетельствованием водителей. Так, в реестре медицинских справок формы У-086 работающий водителей у предпринимателя А.В.Сорокина, отсутствуют сведения о медицинском освидетельствовании водителей В.И.Афанасевич, О.И.Пинигина, Пренко, Дорохова, Бородихина, Дьяченко, числящихся в журнале выпуска транспортных средств на линию.
Таким образом, предпринимателем А.В.Сорокиным были нарушены подпункты «б», «в», «е» Положения о лицензировании.
Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, суд считает правомерными требования УГАДН по Омской области о привлечении предпринимателя А.В.Сорокина к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
За совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность для должностных лиц в виде административного штрафа в размере от 3000 руб. до 4000 руб.
Учитывая, что решением Арбитражного суда Омской области от 30.06.2009 по делу № А46-12890/2009 предприниматель А.В.Сорокин привлекался к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере 3000 руб., арбитражный суд, применяя правила статьи 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, считает необходимым применить к предпринимателю А.В.Сорокину административное наказание в виде штрафа в размере 4000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь индивидуального предпринимателя Сорокина Алексея Владимировича, 14.07.1977 года рождения, уроженца города Новосибирска, проживающего по адресу: 644086, город Омск, улица 21-я Амурская, дом 28 В, квартира 75, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам № 1 по Центральному административному округу города Омска 26.01.2005, основной государственный регистрационный номер 305550302600076, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 4000 руб. 00 коп. (четыре тысячи рублей 00 копеек).
Указанную сумму административного штрафа перечислить по следующим реквизитам:
УФК по Омской области, город Омск (УГАДН по Омской области), ИНН 5503017264, КПП 550301001, ГРКЦ ГУ Банк России по Омской области, г.Омск, р/счёт 40101810100000010000, БИК 045209001, код штрафа 10611690040040000140, ОКАТО 52401000000.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.
Не вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в установленном законом порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.А.Голобородько