Дело № 2-136/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 февраля 2013 года г.Долинск
Долинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи - Еськовой И.П.
при секретаре - Колобовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Долинского городского суда гражданское дело по иску Ермакова Евгения Анатольевича к Комитету по управлению муниципальной собственностью МО ГО «Долинский», третье лицо – Администрация МО ГО «Долинский» о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и возложении обязанности заключить договор социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Ермаков Е.А. 24.01.2013 года обратился в Долинский городской суд с иском к Комитету по управлению муниципальной собственностью МО ГО «Долинский» (далее - КУМС) о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и возложении обязанности заключить договор социального найма на жилое помещение по адресу: с<данные изъяты> по тем основаниям, что он и члены его семьи в <данные изъяты> году были вселены в вышеуказанное жилое помещение, которое было предоставлено ему как работнику <данные изъяты> (далее-Завод), где проживает до настоящего времени. В заключении с ним договора социального найма ответчиком истцу отказано в виду отсутствия решения о предоставлении жилого помещения.
Ответчик КУМС, будучи надлежаще уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил, об уважительности причин неявки не сообщил, ходатайств об отложении не заявлено.
В судебном заседании Ермаков Е.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, и просит их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что вначале 2004 года ему по распоряжению администрации Завода было предоставлено спорное жилое помещение в заводском общежитии по адресу: <данные изъяты>, которое фактически являлось однокомнатной квартирой с ванной, туалетом и кухней. На момент вселения какой-то документ (ордер или решение профкома) ему был выдан, но он сдал его при оформлении регистрации по месту жительства. Хотя здание по адресу: <данные изъяты> считалось заводским общежитием, но требованиям общежития никогда не отвечало, поскольку мебелью вселяемые не обеспечивались. До настоящего времени истец работает в должности электромонтера на том же предприятии, которое <данные изъяты> года неоднократно переименовывалось. Требований о его выселении к нему не предъявлялось, он все эти годы добросовестно вносит плату за найм и коммунальные услуги. В <данные изъяты> году в квартире была зарегистрирована его дочь. В настоящее время проживает в квартире с гражданской женой и дочерью.
Представитель третьего лица – Администрации МО ГО «Долинский» по доверенности Фунтусов А.С. в судебном заседании с иском не согласился, считает, что документально законность вселения истца в спорное жилое помещение не подтверждена.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Статья 40 Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище и, гарантируя его предоставление бесплатно или за доступную плату малоимущим и иным указанным в законе гражданам, не регламентирует порядок предоставления жилых помещений. Такой порядок устанавливается жилищным и иным специальным законодательством в зависимости от правового положения гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.ст. 4-7, 10 ЖК РСФСР (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) находившиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образовывали жилищный фонд. Жилищный фонд включал в себя жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). Государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). Жилые дома и жилые помещения предназначались для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, жилых помещений из фондов жилья для временного поселения, общежитий и других специализированных жилых помещений.
Граждане РСФСР имели право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищного фонда и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.
Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставлялись гражданам в бессрочное пользование. Никто не мог быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом (ст. 10 ЖК РСФСР).
Управление ведомственным жилищным фондом осуществлялось министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями (ст. 17 ЖК РСФСР).
В соответствии со ст.ст. 28-30, 40, 43, 47 ЖК РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставлялись указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью. Граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие в общежитиях. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работавших на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно было быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Жилые помещения предоставлялись гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
Согласно ст. ст. 109-110 ЖК РСФСР для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы использовались общежития. Под общежития предоставлялись специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовывались мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживавших в них. Порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определялся законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР. Прекратившие работу сезонные, временные работники и лица, работавшие по срочному трудовому договору, а также лица, обучавшиеся в учебных заведениях и выбывшие из них, подлежали выселению без предоставления другого жилого помещения из общежития, которое было им предоставлено в связи с работой или учебой. Другие работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, могли быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или совершение преступления. Лица, прекратившие работу по иным основаниям, а также лица, перечисленные в статье 108 настоящего Кодекса, могли быть выселены лишь с предоставлением им другого жилого помещения (статья 97 ЖК РСФСР).
Постановлением Совета Министров РСФСР №328 от 11.08.1988 года было утверждено «Примерное положение об общежитиях» (далее –Положение), согласно которому был установлен порядок предоставления жилой площади в общежитиях государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений и общественных объединений (именуются в дальнейшем - объединения, предприятия, учреждения, организации и учебные заведения) и пользования ею (п.1 Положения).
Общежития предназначались для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы. Под общежития предоставлялись специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовывались мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них, в соответствии с типовыми нормами (п.2 Положения).
Жилая площадь в общежитии предоставлялась рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находилось общежитие. На основании принятого решения администрацией выдавался ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме. При вселении в общежитие ордер сдавался администрации общежития. Самовольное переселение из одного помещения в другое запрещалось (п.10 Положения).
Вселяемому в общежитие выдавалась мебель, постельные принадлежности и другой инвентарь. Он должен быть ознакомлен с правилами внутреннего распорядка, правами и обязанностями проживающих в общежитии (п.11 Положения).
Выселение граждан, проживавших в общежитии, производилось по основаниям и в порядке, установленным жилищным законодательством (п.22 Положения).
При рассмотрении дела установлено, подтверждается исследованными документами и не оспаривалось ответчиком, что согласно постановлению мэра МО Долинский район № 817 от 06.11.2003 года здание общежития по адресу: <данные изъяты> было принято от <данные изъяты> в муниципальную собственность и передано в доверительное управление <данные изъяты> Постановление мэра МО Долинский район №43 от 26.01.2004 года в постановление внесены изменения, согласно которым здание общежития было передано в доверительное управление ООО «Углезаводск». И только согласно Постановлению мэра МО Долинский район №186 от 30.03.2004 года общежитие было передано в хозяйственное ведение <данные изъяты>
Таким образом, до момента передачи общежития по адресу: <данные изъяты> в хозяйственное ведение МУП «Управляющая компания» администрация Завода и профком имели право предоставлять жилые помещения в общежитии своим работникам.
Решением Собрания МО ГО «Долинский» №331/23 от 26.05.2011 года здание по адресу: <данные изъяты> внесено в реестр объектов муниципального жилищного фонда МО ГО «Долинский», то есть с него снят статус «общежитие».
Ответчик не согласен заключить договор социального найма с Ермаковым Е.А. в связи с отсутствием решения о предоставлении жилого помещения.
Из записей в трудовой книжке истца следует, что Ермаков Е.А. <данные изъяты> года был принят на работу в <данные изъяты> где продолжает трудиться до сегодняшнего дня, в настоящее время наименование предприятия (после многочисленных реорганизаций и переименований) - <данные изъяты>
<данные изъяты> года Ермаков Е.А. был вселен и зарегистрирован в заводском общежитии по адресу: <данные изъяты> До настоящего времени истец проживает по месту регистрации, оплачивает коммунальные услуги. На день рассмотрения дела в суде, в спорном жилом помещении истец проживает с гражданской женой и дочерью.
Таким образом, судом установлено, что Ермакову Е.А. работодателем в феврале <данные изъяты> года в связи с его работой на Заводе было предоставлено жилое помещение в общежитии по адресу: с. <данные изъяты>, где он был зарегистрирован. Поскольку ответчиком не предоставлено суду доказательств того, что Ермаков Е.А. самовольно вселился в спорное жилое помещение, то суд считает установленным факт законного вселения истца в жилое помещение по адресу: <данные изъяты>
Также судом установлено и не оспаривается ответчиком, что Ермаков Е.А. фактически пользуется не койко-местом в общежитии, а жилым помещением в виде изолированной однокомнатной квартиры.
Как следует из материалов дела, общежитие по адресу: <данные изъяты> было принято в ноябре <данные изъяты> в муниципальную собственность, то есть на момент вступления в силу ст.7 Вводного закона указанное общежитие уже являлось муниципальной собственностью и с проживавшими в нем гражданами должны были быть заключены договора социального найма. В настоящее время с мая <данные изъяты> жилое помещение по адресу: <данные изъяты> значится в реестре объектов муниципального жилищного фонда МО ГО «Долинский», то есть не относится к специализированному жилищному фонду.
Из ст. 7 Вводного закона следует, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
При этом отсутствие письменного договора социального найма не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Гражданину, фактически пользовавшемуся всем жилым помещением (квартирой) в доме, являвшемся общежитием, и проживавшему в нем на момент вступления в силу ст. 7 Вводного закона, также не может быть отказано в заключении договора социального найма на все изолированное жилое помещение. Следовательно, граждане, занимающие такие жилые помещения, с момента вступления в силу Вводного закона и ЖК РФ приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Как следует из материалов дела, Ермаков Е.А. фактически пользуется изолированной однокомнатной квартирой по адресу: <данные изъяты>
В настоящее время статус «общежитие» с жилого дома по адресу: <данные изъяты> снят, поэтому в силу закона к отношениям по пользованию спорным жилым помещением должны применяться нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Кроме этого, в силу действовавшего на момент вселения Ермакова Е.А. жилищного законодательства, он, как проживавший в общежитии, являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 13 Вводного закона граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, имеющие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.
Поскольку Ермаков Е.А. <данные изъяты> на законных основаниях вселился в жилое помещение по адресу: <данные изъяты>, предоставленное ему по месту работы как лицу, нуждающемуся в жилье, проживает в нем фактически на условиях социального найма, так как добросовестно вносит за это плату согласно представленным квитанциям, не может быть выселен без предоставления другого благоустроенного жилого помещения, поэтому суд признает за ним право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <данные изъяты> на условиях договора социального найма.
Суд также учитывает то, что ответчиком в установленном законом порядке Ермаков Е.А. не признавался не приобретшим право пользования спорным жилым помещением, не предъявлялось к нему и встречное требование о выселении.
Статьей 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно действующему Положению о КУМС, утвержденному 27.01.2010 года, он является иным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по управлению муниципальным имуществом. Поскольку квартира по адресу: <данные изъяты> является муниципальной собственностью, то обязанность заключить договор социального найма с Ермаковым Е.А. должна быть возложена именно на Комитет по управлению муниципальной собственностью МО ГО «Долинский».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Ермаковым Евгением Анатольевичем право пользования жилым помещением по адресу: <данные изъяты> на условиях договора социального найма.
Возложить на Комитет по управлению муниципальной собственностью МО ГО «Долинский» обязанность заключить договор социального найма с Ермаковым Евгением Анатольевичем на жилое помещение по адресу: <данные изъяты>
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Долинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья – И.П.Еськова
Мотивированное решение составлено 25 февраля 2013 года.