Дело №2-303(1)/2020
64RS0008-01-2020-000378-12
Решение
Именем Российской Федерации
10 июня 2020 года рабочий поселок Базарный Карабулак
Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области
в составе председательствующего судьи Лаптева Д.Г.,
при секретаре Темновой И.Ю.,
с участием Королева Д.В., его представителя – адвоката Калина Н.В.,
представителя ГУ УПФ РФ в Базарно-Карабулакским районе Саратовской области, - Симулкина А.Н.,
третьего лица Королевой С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королева Д.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области (межрайонное) о признании незаконными решения об отказе в назначении пенсии по случаю потери кормильца,
установил:
Королев Д.В. обратился в суд с вышеуказанным иском.
Решением ГУ УПФ РФ в Базарно-Карабулакском район № 00000004952/115231/20 от 03 марта 2020 года ему было отказано в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца по нормам статьи 10 ФЗ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ УПФ РФ в Базарно-Карабулакском район № 00000004960/115255/20 от 03 марта 2020 года ему было отказано в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца по нормам статьи 11 ФЗ от 15 декабря 2001 года № 1166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ФЗ «О страховых пенсиях».
С данным решением не согласен, так как на день смерти своего отца проживал совместно со своими родителями, мамой – Королевой С.П., отцом – Королевым В.В, которые находились в зарегистрированном браке, вели совместное хозяйство, отец работал не официально, занимался ремонтом автомобилей, обеспечивал семью.
01 сентября 2017 года он является студентом ГАПОУ СО «Саратовский педагогический колледж» очной формы обучения, не работает, полностью находиться на иждивении своих родителей, в том числе своего отца. Обучение и проживание в г. Саратове требует финансовых затрат (расходы на проживание, питание, одежду). Отец постоянно ему передавал деньги на его нужды.
09 февраля 2020 года отец его умер, он обратился в ГУ УПФ в Базарно-Карабулакском районе с заявлением о назначении ему страховой пенсии по случаю потери кормильца и 03 марта 2020 года получил отказ.
Считает, что находился у отца на иждивении, от которого получал необходимую материальную помощь.
Просит признать незаконными решения об отказе в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца и обязать установить ему страховую пенсию по случаю потери кормильца со дня обращения, а также взыскать судебные расходы на оплату государственной пошлины и услуг представителя.
В судебное заседание истец Королев Д.В. и его адвокат Калина Н.В., исковые требования поддерживают и просят удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Симулкин А.Н., возражает против удовлетворения искового заявления, просит в иске отказать, мотивируя тем, что согласно разъяснениям, данным в п. 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" необходимо иметь в виду, что члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Таким образом, члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (ч. ч. 3, 4 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
Королев Д.В. в иске указал, что его умерший отец официально не работал, но занимался ремонтом автомобилей, обеспечивал семью, однако доказательств этого не представил. Письменные документы о постоянном характере оказываемой при жизни его отцом помощи, подлежащего доказыванию истцом, материалы дела не содержат.
Кроме того, сведений о том, что доходы отца были бы систематическими и позволяли бы ему в течение некоторого периода времени, регулярно материально помогать Королеву Д.В. не были представлены ни в пенсионный орган при обращении за назначением пенсии, ни в суд.
Третье лицо Королева С.П., исковые требования истца поддержала, просила удовлетворить, пояснила, что ее супруг Королев В.В. официально с 2007 года не работал, подрабатывал у частных лиц и предпринимателей, занимаясь ремонтом автомашин и установкой сигнализации, при этом его заработок не был стабильный и составлял около 1000 рублей в день. При этом часть ее заработной платы тратилась на оплату кредитов.
Суд, выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1).
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
Пунктом 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" регламентировано, что нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Королев Д.В. является сыном Королева В.В., умершего 09 февраля 2020 года, о чем свидетельствуют копия свидетельства о рождении. На момент смерти Королева В.В. проживал совместно с отцом.
Согласно копии свидетельства о смерти, Королев В.В. умер 09 февраля 2020 года. Заявитель достиг совершеннолетия до смерти его отца.
Королев Д.В. с 01 сентября 2017 года по настоящее время является студентом 3 курса очной формы обучения по основной образовательной программе по специальности "Физическая культура", предполагаемая дата окончания – 28 июня 2021 года, что подтверждается справкой № 300.26 февраля 2020 года Королев Д.В. обратился в ГУ - УПФР в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области с заявлением о назначении ему пенсии по случаю потери кормильца.
02 марта 2020 года решением ГУ УПФ РФ в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области не подтвержден факт нахождения на иждивении Королева Д.В., у умершего отца – Королева Д.В.
Решением ГУ УПФ РФ в Базарно-Карабулакском район № 00000004952/115231/20 от 03 марта 2020 года ему было отказано в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца по нормам статьи 10 ФЗ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как согласно представленным документам не установлен факт нахождения на иждивении у умершего на день его смерти.
Решением ГУ УПФ РФ в Базарно-Карабулакском район № 00000004960/115255/20 от 03 марта 2020 года ему было отказано в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца по нормам статьи 11 ФЗ от 15 декабря 2001 года № 1166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ФЗ «О страховых пенсиях».
Конституция РФ, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
Презумпция нахождения ребенка до достижения возраста 18 лет на иждивении родителей следует из норм семейного права. Согласно Семейному кодексу РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия) (п. 1 ст. 54), родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей (п. 1 ст. 80). Следовательно, до достижения ребенком совершеннолетия всю ответственность за его воспитание и содержание несут родители, что освобождает детей, не достигших 18 лет, от необходимости доказывать факт нахождения на иждивении родителей при назначении пенсии по случаю потери кормильца.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ принятым в действующем законодательстве смыслом понятия "иждивение" является нахождение лица на полном содержании кормильца или получение от него такой помощи, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 октября 2006 года N 407-О).
Устанавливая в пенсионном законодательстве требование доказывания лицами старше 18 лет факта нахождения на иждивении родителей, законодатель основывается на презумпции трудоспособности лица, достигшего совершеннолетия: в соответствии с трудовым законодательством лица, достигшие возраста 16 лет, вправе вступать в трудовые отношения в качестве работников (ч. 3 ст. 20 ТК РФ); труд лиц, достигших 18 лет, может использоваться на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания) (ч. 1 ст. 265 ТК РФ).
В материалах дела содержится справка главы администрации Базарно-Карабулакского района Саратовской области от 16 марта 2020 года с места жительства о проживании Королева Д.В. совместно с отцом Королевым В.В., согласно которой с Королевым В.В., на момент смерти проживали супруга и младшая дочь.
Также имеется справка ГБУ СО «Базарно-Карабулакский специальный реабилитационный дом-интернат для детей» от 28 мая 2020 года, из которой следует, что средняя заработная плата матери истца – Королевой С.П. составляет 26 794 рубля 87 копеек, справкой начальника РЭО ГИБДД МО МВД России «Базарно-Карабулакский» о наличии транспортного средства – ВАЗ 21100 на имя Королева В.В.
Согласно справки директора ГКУ СО «Центр занятости населения Базарно-Карабулакского района», Королев В.В., на учете в качестве безработного не состоял.
Однако, в вышеуказанных документов усматривается, что помощь отца была для истца не единственной и не постоянной.
При таких обстоятельствах Королевым Д.В. не представлены суду достоверные и достаточные доказательства, подтверждающие наличие и размер доходов умершего Королева В.В., а также доказательства, подтверждающие объём расходуемых средств на содержание его сына, с учетом его собственных нужд.
Содержание понятия иждивенства закреплено в ч. 3 ст. 10 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В соответствии с указанной нормой члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Под полным содержанием умершим кормильцем членов семьи понимаются действия умершего кормильца, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (питание, жилье, одежда, обувь и другие предметы жизненной необходимости).
Постоянный характер помощи означает, что она не была случайной, единовременной, а оказывалась систематически, в течение некоторого периода и что умерший взял на себя заботу о содержании данного члена семьи.
Понятие "основной источник средств к существованию" предполагает, что помощь кормильца должна составлять основную часть средств, на которые жили члены семьи. Она должна по своим размерам быть такой, чтобы без нее члены семьи, получившие ее, не смогли бы обеспечить себя необходимыми средствами жизни.
Опрошенные в судебном заседании свидетели Дамаева Н.Г. и Козлова О.Н. пояснили, что умерший Королев В.В. осуществлял у них ремонтные работы на основании договоров гражданско-правового характера, однако не один из договоров не был представлен, факты передачи денежных средств не подтверждены документально.
Кроме того, свидетели не подтвердили факт оказания Королевым В.В. сыну материальной помощи, которая являлась для него постоянным и основным источником средств к существованию.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что истцом не представлены доказательства о том, что он находился на полном содержании у отца или получал от него помощь, которая была для него постоянным и основным источником средств к существованию
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении искового заявления Королева Дмитрия Владиславовича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области о признании незаконными решения ГУ УПФ РФ в Базарно-Карабулакском районе № 00000004952/115231/20 от 03 марта 2020 года и решения ГУ УПФ РФ в Базарно-Карабулакском районе № 00000004960/115255/20 от 03 марта 2020 года, - отказать
Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 15 июня 2020 года.
Судья Д.Г. Лаптев