Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2498/2013 ~ М-2812/2013 от 26.06.2013

Дело № 2-2498/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 июля 2013 г. г. Саранск

Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе

председательствующего судьи Скуратович С.Г.,

при секретаре судебного заседания Куршевой А.В.,

с участием в деле

истца Захаровой Н.М., ее представителя Миронова С.А., действующего по доверенности от 31 мая 2013 г.,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Захарова А.А.,

ответчика - Администрации городского округа Саранск,

ответчика – Казенного учреждения городского округа Саранск «Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади», его представителя Н.И. Цымдянкина, представившего доверенность от 26 января 2011 года № 02,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Захаровой Н.М. к Администрации городского округа Саранск, Казенному учреждению городского округа Саранск «Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади» о признании за ней права собственности на квартиру <адрес> в порядке приватизации,

установил:

Захарова Н.М. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

В обоснование своих требований указала, что 21 октября 2010 г. между ней и Администрацией Ленинского района городского округа Саранск был заключен типовой договор социального найма от 21 октября 2010 г. № 7130 вы­шеуказанной квартиры.

24 октября 2012 г. между КУ «Городское агентство по приватизации жилищного фон­да и обмену жилой площади» и ней был заключен договор передачи № 74439. В соответствии с данным договором КУ «Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади», выступающее от имени г. Саранска, - собст­венника двухкомнатной квартиры , расположенной по адресу: <адрес>, передает в собственность ей указанную квартиру.

07 ноября 2012 г. она обратилась в Управление Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (Росреестр) с просьбой зарегистрировать возникшее в порядке приватизации право собственности на указанную квартиру. Однако 12 апреля 2013 г. было получено сообщение об отказе в государственной регистрации ее права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. В сообщении об отказе в государственной регистрации было указано, что право муниципальной собственности г.о. Саранск (передающей стороны) на указанную квартиру не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недви­жимое имущество, что препятствует регистрации перехода права собственности на указан­ную квартиру к Захаровой Н.М. в порядке приватизации.

В связи с этим регистрация перехода права собственности к ней в
порядке приватизации на указанную квартиру возможна только после государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Саранск на указанную квар­тиру в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.

В соответствии со статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд в зависимости от формы собственности подразделяется на частный жилищный фонд, госу­дарственный жилищный фонд и муниципальный жилищный фонд. Администрация город­ского округа Саранск выполняет полномочия собственника квартиры, расположенной по ад­ресу: <адрес>, о чем свидетельствует то, что указанная квартира внесена в Реестр муниципального имущества городского округа Саранск, что подтверждается выпис­кой из Реестра муниципального имущества г.о. Саранск от 20 июня 2013 г. № 2825, а также то, что с нее как с нанимателя жилого помещения по договору взимается плата за найм квартиры в пользу городского округа Саранск.

Реализация ее права на приватизацию квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, необоснованно ограничена ответчиком, не исполняющим своей прямой обязанности по осуществлению государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Саранск на указанную квартиру. То есть фактически от­ветчик злоупотребляет правом, поскольку именно по причине отсутствия государственной регистрации муниципальной собственности городского округа Саранск на указанную квар­тиру ей было отказано в регистрации перехода права собственности на указанную квартиру в порядке приватизации.

Просила обязать Администрацию городского округа Саранск зарегистрировать право муници­пальной собственности городского округа Саранск на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 50,8 кв.м, жилой площадью 27,9 кв.м, инвентарный номер в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия.

10 июля 2013 г. Захарова Н.М. обратилась в суд с заявлением об уточнении исковых требований, в котором просила признать за Захаровой Н.М. право собственности в порядке приватиза­ции на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 50,8 кв. м, жилой площадью 27,9 кв. м.

В судебном заседании истец Захарова Н.М., ее представитель Миронов С.А. уточненные исковые требования поддержали, просил суд их удовлетворить.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Захаров А.А. просил иск удовлетворить, суду пояснил, что он от участия в приватизации спорного жилого помещения отказался.

Представитель ответчика - Казенного учреждения городского округа Саранск «Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади» Цымдянкин Н.И. не возразил относительно удовлетворения исковых требований.

В судебное заседание представитель ответчика - Администрации городского округа Саранск не явился по неизвестной суду причине, о дне рассмотрения дела извещался своевременно.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.

Как следует из типового договора социального найма № 7130 от 21 октября 2010 г., Администрация Ленинского района городского округа Саранск в лице Главы Администрации городского округа Саранск и Захарова Н.М. заключили указанный договор о передаче ей и членам ее семьи в бессрочное владение и пользование изолированного жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, состоящего из одной комнаты в однокомнатной квартире, жилой площадью 27,9 кв.м и общей площадью 50,8 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>. В качестве члена семьи нанимателя указан сын – Захаров А.А. (л.д. 6-7).

24 октября 2012 г. между КУ «Городское агентство по приватизации жилищного фон­да и обмену жилой площади» и Захаровой Н.М. заключен договор передачи № 74439. В соответствии с данным договором КУ «Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади», выступающее от имени Администрации городского округа Саранск, передало в собственность Захаровой Н.М. квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 9).

07 ноября 2012 г. Захарова Н.М. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (Росреестр) зарегистрировать возникшее в порядке приватизации право собственности на указанную квартиру.

Письмом от 02 апреля 2013 г. № 10-04199 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (Росреестр) сообщило истцу об отказе в государственной регистрации по тем основаниям, что право муниципальной собственности городского округа Саранск (передающей стороны) на указанную квартиру не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недви­жимое имущество, что препятствует регистрации перехода права собственности на указан­ную квартиру к Захаровой Н.М. в порядке приватизации (л.д. 11).

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Пунктом 2 статьи 4 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлена обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Закона о регистрации.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 7 названного Закона предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (статья 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъяснено, что исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).

В этой связи, по смыслу вышеуказанных правовых норм, если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

Однако отсутствие государственной регистрации права городского округа Саранск на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, нарушает права истца Захаровой Н.М. на приобретение указанного жилого помещения в собственность.

Согласно выписке из Реестра муниципального имущества городского округа Саранск, утвержденного решением Саранского городского Совета депутатов от 14 июня 2012 г. № 90, квартира <адрес> передана в муниципальную собственность распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2003 г. № 1284-р, на основании договора об условиях приемки-передачи из государственной собственности РФ в муниципальную собственность от 02 июня 2000 г. (л.д. 8).

На момент передачи государственная регистрация права собственности Российской Федерации на указанный объект недвижимого имущества отсутствовала. Соответственно, государственная регистрация перехода права собственности не производилась.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – фактический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.

Исходя из изложенного, отсутствие зарегистрированного права муниципальной собственности Администрации городского округа Саранск на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, по мнению суда, не должно являться препятствием в регистрации права собственности за истцом Захаровой Н.М. жилого помещения.

Согласно пунктам 1-3 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

При этом следует учитывать, что право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения либо члена семьи нанимателя, поскольку данное право - исходя из того, что приватизация жилья определяется в статье 1 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" как бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, - возникает, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде.

В силу статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 677 Гражданского кодекса Российской Федерации, Захарова Н.М. указана в договоре социального найма спорного жилого помещения в качестве нанимателя, следовательно, она вправе приобрести занимаемое жилое помещение в собственность в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

При таких обстоятельствах исковые требования Захаровой Н.М. к Администрации городского округа Саранск, Казенному учреждению городского округа Саранск «Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади» о признании за ней права собственности на квартиру <адрес> в порядке приватизации являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцами требований и по указанным ими основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Захаровой Н.М. к Администрации городского округа Саранск, Казенному учреждению городского округа Саранск «Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади» о признании за ней права собственности на квартиру <адрес> в порядке приватизации удовлетворить.

Признать за Захаровой Н.М. право собственности в порядке приватиза­ции на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 50,8 кв. м, жилой площадью 27,9 кв. м.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия С.Г. Скуратович

1версия для печати

2-2498/2013 ~ М-2812/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Захарова Наталья МИхайловна
Ответчики
Администрация городского округа Саранск
КУ "Городское агентство по приватизации жилищного фонда и обмену жилой площади"
Другие
Министерство внутерениих дел по Республике Мордовия
Миронов Сергей Александрович
Захаров Алексаендр Александрович
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Скуратович Светлана Геннадьевна
Дело на странице суда
leninsky--mor.sudrf.ru
26.06.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.06.2013Передача материалов судье
01.07.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2013Судебное заседание
22.07.2013Судебное заседание
22.07.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.07.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2013Дело оформлено
29.11.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее