РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2014 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:
председательствующего Соболевой Ж.В.
при секретаре Дорожкиной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Креческу ФИО8, Креческу ФИО9 к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
установил:
Истцы обратились в суд с иском, в котором просили обязать мэрию г.о. Тольятти предоставить Креческу А.Ф., Креческу А.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма на состав семьи два человека.
В судебном заседании представитель истцов Вагизова А.А., действующая на основании доверенностей, исковые требования поддержала. Суду пояснила, что истцы, на основании решения Центрального райсуда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ были приняты мэрией г.о. Тольятти на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ. Истцы обратились в мэрию г.о. Тольятти ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о предоставлении жилья, однако ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщил им, что жилое помещение будет им предоставлено по поступлению денежных средств из федерального или областного бюджетов. Считает, что данным отказом ответчик нарушает права истцов, поскольку реализация права истцов на внеочередное обеспечение жилым помещением не может зависеть от времени поступления денежных средств. Представитель истцов просит удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Мэрии г.о.Тольятти Певзнер А.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что обеспечение жилыми помещениями граждан, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, входящих в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № является расходным обязательством РФ, однако финансирование из федерального и областного бюджетов на приобретение (строительство) жилья гражданам данной категории в бюджет города поступает. Обеспечение истцов жилым помещением будет осуществляться при поступлении средств из федерального или областного бюджетов. В удовлетворении иска просила отказать.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья обозначен федеральным законодательством.
В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст.6 ФЗ РФ № 189 от 29.12.2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан, в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Согласно п.3 ч.1 ст.14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии со ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
(часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)
Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
В соответствии с подп.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ.
Судом установлено, что Креческу ФИО10 является инвалидом с детства, страдает хроническим психическим заболеванием, что подтверждается справкой № 125 от 21.07.2011 года, выданной ГУЗ СО «Тольяттинский психоневрологический диспансер г.Тольятти», справкой ВТЭК от 16.09.2009 года. Данное заболевание входит в п.3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378, в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 года за № 817 и подпадает под действие ст.58 ЖК РФ – предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч. 1 ст.51 ЖК РФ перечне.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ мэрия обязана была принять Креческу А.В. с составом семьи 2 человека: сын Креческу А.А. на учет в качестве нуждающихся во внеочередном улучшении жилищных условий.
Апелляционным определением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение оставлено без изменения.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № 2965-р/5 Креческу А.Ф. с составом семьи 2 человека (Креческу А.А. – сын) принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на основании п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ.
Представитель ответчика не оспаривает право истцов на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ, однако считает, что жилое помещение истцам будет предоставлено по поступлению денежных средств из федерального и/или областного бюджета.
Суд не может согласиться с доводами представителя мэрии г.о. Тольятти, так как они не имеют под собой правового обоснования, поскольку право истцов на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке предусмотрено ч.2 ст.57 ЖК РФ ЖК РФ и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и реализация этого права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов, в том числе нехваткой денежных средств.
Креческу А.Ф. с составом семьи 2 человека в установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, соответственно органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить истцов жильем.
Оценивая доказательства, в совокупности, суд считает необходимым обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить истцам вне очереди жилое помещение на состав семьи два человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 192-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Креческу ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ года рождения с составом семьи 2 человека: сын - Креческу ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий: Соболева Ж.В.