Дело № 2-149/2020
11RS0005-01-2019-005655-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Берниковой Е.Г.,
при секретаре Говязовой Е.Д.,
с участием истца Романова И.Ю., представителя истца Гросс И.Л., представителя ответчика Хомец А.В., прокурора Филипповой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 05.06.2020 гражданское дело по иску Романова И.Ю. к администрации МОГО «Ухта» о взыскании выкупной цены жилого помещения, по встречному иску администрации МОГО «Ухта» к Романову И.Ю., Баранчук Л.П., Лизункову Ю.Ю. о выселении,
установил:
Гросс И.Л. в интересах Романова И.Ю. обратилась в суд с иском к администрации МОГО «Ухта» о взыскании денежных средств в связи с выкупом жилого помещения и в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд в размере рыночной стоимости квартиры 3157000 рублей, в обоснование требований указав, что Романов И.Ю. является собственником жилого помещения - квартиры № ...., расположенной по адресу: ..... Решением межведомственной комиссии от 25.12.2008 указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации МОГО «Ухта» от 05.06.2013 № 863 утверждена муниципальная программа «Переселение граждан, проживающих на территории МОГО «Ухта», из аварийного жилищного фонда с 2013 года по 01 сентября 2017 года», согласно приложению 1 к программе в перечень аварийных многоквартирных домов включен и спорный дом по адресу: ..... Также дом входит в перечень аварийных домов, включенных в Республиканскую адресную программу, утвержденную постановлением Правительства Республики Коми от 12.04.2013 № 120. Решение о выкупе жилого помещения не принято.
Администрация МОГО «Ухта» обратилась в суд с иском к Романову И.Ю., Баранчук Л.П., Лизункову Ю.Ю. о выселении из жилого помещения по адресу: ...., в обоснование которого указала, что последствием изъятия жилого помещения у собственника путем выкупа является прекращение права собственности на него, возникновение муниципальной собственности, и удовлетворение первоначальных исковых требований влечет прекращение права пользования жилым помещением. Протокольным определением суда от 03.12.2019 исковые требования администрации МОГО «Ухта» приняты к производству суда в качестве встречных.
Определением суда от 03.12.2019 привлечены к участию в деле в качестве соответчиков по встречному иску Баранчук Л.П., Лизунков Ю.Ю.
В судебном заседании истец Романов И.Ю. исковые требования уменьшил, просил взыскать с администрации МОГО «Ухта» 2265459 рублей, истец и представитель по доверенности Гросс И.Л. на уменьшенных исковых требованиях настаивали.
Представитель ответчика по доверенности Хомец А.В. исковые требования Романова И.Ю. не признала, в письменном отзыве указав, что процедура изъятия жилого помещения не начата, на встречном иске настаивала.
Соответчики Баранчук Л.П., Лизунков Ю.Ю., извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, и суд с учетом мнения участников процесса и положений ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Прокурор Филиппова Е.В. дала заключение о необходимости удовлетворения первоначальных и встречных исковых требований.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему выводу.
На основании ч.1 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.07.2009 № 14, под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (п.20).
В силу п.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В этом случае под муниципальными нуждами понимается потребность муниципального образования в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.
В соответствии с п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 (далее Положение), в редакции, действовавшей на момент принятия решения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
Пунктом 2 Положения о Межведомственной комиссии по вопросам переустройства, перепланировки и использования жилых и нежилых помещений (домов) на территории МОГО «Ухта» (МВК), утвержденного постановлением руководителя администрации МОГО «Ухта» от 03.07.2007 года № 1908, действовавшим на момент принятия заключения, определено, что задачей МВК является, среди прочего, признание жилых домов непригодными для проживания в соответствии с Положением.
Заключением МВК от 25.12.2008 года № 32 многоквартирный жилой дом по адресу: г.Ухта, пгт.Водный, ул.Ленина, д.10, признан аварийным и подлежащим сносу.
Для удовлетворения муниципальных нужд постановлением администрации МОГО «Ухта» от 05.06.2013 года № 863 утверждена муниципальная программа "Переселение граждан, проживающих на территории МОГО "Ухта", из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы", согласно приложению 1 к которой в перечень аварийных многоквартирных домов, признанных до 01 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с фактическим износом в процессе эксплуатации, во II этап программы с планируемой датой расселения 31.12.2016, датой сноса 31.12.2017, был включен и многоквартирный дом по адресу: ..... Также дом входит в перечень аварийных домов, включенных в республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2013 - 2018 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Коми от 12.04.2013 года № 120, разработанную во исполнение Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», с указанием аналогичного срока сноса дома.
На момент принятия заключения о признании дома аварийным и подлежащим сносу первоначальный истец являлся сособственником жилого помещения – квартиры № 2 в указанном доме (в 1/2 доли). Уведомления собственникам о необходимости сноса многоквартирного дома направлены еще в 2015 году, установлен срок сноса – до 01.01.2017. До настоящего времени дом не снесен.
В соответствии с ч.4, ч.4.1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления и осуществляется ими также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Несмотря на истечение срока расселения и сноса дома более двух лет назад, процедура изъятия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, фактически не начата, поскольку земельный участок под указанным домом не сформирован. При этом доказательств реконструкции, капитального ремонта многоквартирного дома, исключающих его авариное состояние, в материалах дела не имеется.
В настоящее время из 7 квартир многоквартирного дома в муниципальную собственность в связи с предоставлением собственникам жилых помещений взамен изымаемых поступило 4 квартиры, права собственников, отказавшихся от предоставления иных жилых помещений взамен изымаемых, до настоящего времени не реализованы.
Вопреки доводам первоначального ответчика, длительное незаконное бездействие администрации МОГО «Ухта» по изъятию земельного участка для муниципальных нужд не может лишать собственника права на получение возмещения за жилое помещение, расположенное в доме, признанном аварийном и подлежащем сносу.
В силу ч.7, ч.8.2 ст.32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
На основании договора дарения доли в праве общей собственности от 08.11.2018 истец является единственным собственником спорного жилого помещения, право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 21.11.2018.
Часть 8.2 ст.32 ЖК РФ, действующая с 28.12.2019, устанавливает, что граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения.
На основании ч.1, ч.2 ст.6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Поскольку обязанность администрации МОГО «Ухта» по изъятию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, и, соответственно, по изъятию жилого помещения, принадлежащего первоначальному истцу, должна была быть исполнена до вступления в действие ч.8.2 ст.32 ЖК РФ, последняя к спорным правоотношениям не применима.
В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, и суд исходит из заявленных первоначальным истцом оснований к иску после уменьшения размера исковых требований – выплаты возмещения рыночной стоимости жилого помещения.
Определением суда от 28.01.2020 по ходатайству сторон по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, ее производство поручено оценщику ИП М. (после перемены фамилии Бородулиной) Л.А.
Как следует из заключения эксперта № 62/05/2020 от 26.05.2020, рыночная стоимость жилого помещения первоначального истца на дату проведения оценки составляет 2 265 459 рублей. Указанные выводы достаточно компетентного эксперта основаны на материалах дела, сторонами не оспариваются и принимаются судом.
В связи с изложенным исковые требования первоначального истца подлежат удовлетворению.
В силу ст.35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Взыскание в пользу первоначального истца возмещения за спорное жилое помещение является основанием для прекращения его права собственности и, соответственно, возникновения права муниципальной собственности после выплаты такого возмещения первоначальным ответчиком.
Согласно ч.1 ст.35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им); если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пп. "ж" п. 20 Постановления от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", правовым последствием изъятия у собственника принадлежащего ему жилого помещения путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 32 ЖК РФ) является его выселение из этого жилого помещения.
На основании ч.2 ст.292 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
Как установлено вступившим в законную силу решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 20.12.2017 по гражданскому делу № 2 – 4310/2017 по иску администрации МОГО «Ухта» к Кулеш М.Ю., Романову И.Ю., Баранчук Л.П., Лизункову Ю.Ю. о выселении с предоставлением другого жилого помещения, признании права собственности, прекращения права собственности, признании утратившими право пользования жилым помещением, какими - либо доказательствами не опровергнуто и в силу ч.2 ст.61 ГПК РФ не подлежит доказыванию вновь, ответчики Лизунков Ю.Ю., Баранчук Л.П. проживают в спорном жилом помещении как члены семьи собственника
Поскольку сторонами не достигнуто соглашение о сохранении за ответчиками по встречному иску права пользования спорным жилым помещением, требования истца по встречному иску также подлежат удовлетворению после выплаты первоначальному истцу администрацией МОГО «Ухта» возмещения за изымаемое жилое помещение.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:Исковые требования Романова И.Ю. удовлетворить.
Взыскать с администрации МОГО «Ухта» в пользу Романова И.Ю. в счет выплаты возмещения за жилое помещение, расположенное по адресу: ...., 2 265 459 рублей.
Прекратить право собственности Романова И.Ю. на жилое помещение, расположенное по адресу: ...., после выплаты возмещения за жилое помещение администрацией МОГО «Ухта».
Признать право собственности муниципального образования городского округа «Ухта» на жилое помещение, расположенное по адресу: ...., после выплаты возмещения за жилое помещение администрацией МОГО «Ухта».
Выселить Романова И.Ю., Баранчук Л.П., Лизункова Ю.Ю. из жилого помещения, расположенного по адресу: .....
Выселение производить после выплаты Романову И.Ю. администрацией МОГО «Ухта» возмещения за изымаемое жилое помещение по адресу: .....
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения 15.06.2020.
Судья Е.Г.Берникова