Судья – Дидик О.А. Дело №20392/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«25» августа 2016 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Сагитовой Е.И.,
судей Щуровой Н.Н., Мантул Н.М.,
при секретаре Плиевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Загуменного С.А. на основании доверенности Коява Н.Н. на решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 19 мая 2016 г.,
заслушав доклад судьи Щуровой Н.Н. об обстоятельствах дела, доводах жалобы и возражений
УСТАНОВИЛА:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Загуменному Сергею Александровичу об истребовании имущества из чужого незаконного владения и выселении без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование своих требований истец указывает, что с 2004 года ответчик проходил службу и работал по контракту в Министерстве Обороны РФ. В 2009 году ответчику, находящемуся на военной службе, было предоставлено служебное жилое помещение, а именно <...> города Сочи, а 4 декабря 2009 года между гу Хостинской КЭЧ района 925 МО РФ и Загуменным С.А. был заключен договор найма служебного помещения на период прохождения службы ответчика в войсковой части Сочинского гарнизона. К настоящему времени ответчик уволен из военной службы, в связи с чем не имеет права пользования указанным помещением, однако добровольно указанное жилое помещение не освобождает, в виду чего истец обратился в суд.
Ответчик и его представитель в суде первой инстанции возражали против удовлетворения требований.
Обжалуемым решением Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 19 мая 2016 г. требования истца удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Коява Н.Н. выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца. В обоснование жалобы указывает, что судом допущены нарушения норм материального права и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В возражениях на апелляционную жалобу ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации указывают на законность решения суда и необоснованность апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Загуменного С.А. – Насакина М.Н. поддержала доводы жалобы, просила решение отменить, в иске отказать.
Истец Министерство обороны Российской Федерации, а так же третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ОУФМС России по Краснодарскому краю в Хостинском районе и военный прокурор Сочинского района, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о чем имеются почтовые уведомления, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили.
В связи с чем, судебная коллегия, учитывая мнение представителя ответчика, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со ст. 327 и ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, письменные возражения на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения представителя Загуменного С.А. – Насакина М.Н., находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя требования истца, суд посчитал установленным факт нарушения прав истца как собственника имущества, однако не учел существенных обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего дела.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Ссылка суда на преюдицию судебных актов необоснованна, поскольку при вынесении Хостинским районным судом города Сочи Краснодарского края решения от 10 июня 2015 года, которым Загуменному С.А. было отказано в признании права собственности на спорную квартиру, рассматривались конкретные требования по передаче жилого помещения в собственность, другие обстоятельства, как то нуждаемость Загуменного С.А. в жилом помещении судом не исследовались, предметом спора не являлись.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 176-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1).
На основании ч. 4 ст. 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и в целях обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей служебными жилыми помещениями Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.1999 г. № 487 утверждено Положение об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба. Названное Положение устанавливает условия и порядок заключения жилищного договора, предусмотренного ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (п. 1).
Из материалов дела следует, что ответчик с 27.05.2002 г. по 30.06.2012 г. проходил действительную военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации.
На основании протокола заседания жилищной комиссии от 17.03.2006 г. № 2 ответчик был учтен в списках нуждающихся в предоставлении жилых помещений и протоколом №3 заседания жилищной комиссии ЦАО «СОЧИ» от 05 октября 2007 года ответчик был включен в списки на получение жилых помещений, ему была распределена жилая площадь в доме-новостройке по адресу: г. Сочи, <...>общая площадь жилого помещения <...>. м). Этим же заседанием было постановлено после заключения договора найма служебного жилого помещения снять Загуменного С.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Сведения о распределении указанной квартиры содержатся также в Списке распределения жилых помещений во вновь построенном жилом доме, согласованном и утвержденном в установленном порядке.
Из материалов дела видно, что 04.12.2009 г. между ГУ Хостинская КЭЧ района 925 КЭО МО РФ и Загуменным С.А. был заключен договор найма служебного помещения № <...>, по условиям которого ГУ Хостинская КЭЧ района 925 КЭО МО РФ передало нанимателю Загуменному С.А. квартиру № <...> состоящую из 1 (одной) комнаты, общей площадью <...> кв.м, в том числе жилой площадью <...> кв.м, расположенную по адресу: Краснодарский край, <...>. Предоставление квартиры по договору найма служебного жилого помещения послужило основанием для снятия Загуменного С.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается Протоколом № 3 заседания жилищной комиссии ЦАО «Сочи» от 05.10.2007 г.
Пунктом 19 договора найма служебного помещения от 04.12.2009 г. № 184 предусмотрено, что в случае расторжения или прекращения настоящего Договора в связи с истечением срока трудового договора, окончания срока службы, истечением срока пребывания на государственной, муниципальной или выборной должности Наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение в 2-х месячный срок. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ.
В данной квартире ответчик проживает по настоящее время, добросовестно исполняя все обязанности нанимателя жилого помещения и неся бремя содержания этого имущества. Другого жилья для постоянного проживания или в собственности Загуменный С.А. не имеет, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а так же сведениями из филиала ГУП Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация-Краевое БТИ» по городу Сочи.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.06.2012 г. № 1739 Загуменный С.А. был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Общая продолжительность военной службы составила более 10 лет в календарном исчислении.
Согласно ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы являются основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Статья 51 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает основания увольнения с военной службы.
В соответствии с п. п. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В соответствии с п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» в случае сокращения занимаемой воинской должности и при невозможности назначения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, на равную воинскую должность и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность, такой военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Согласно п. 2 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 г. № 1237 увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных статьей 51 Федерального закона, в соответствии с настоящей статьей, как правило, с занимаемых военнослужащими воинских должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников). При этом военнослужащие увольняются по истечении срока военной службы или досрочно.
Исходя из п. п. «а» п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона).
При этом, согласно ст. 24 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением. Исходя из изложенного следует, что досрочное увольнение Загуменного С.А. явилось окончанием срока его службы.
Однако, в соответствии с п. 5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, Жилищный договор расторгается в случаях:
досрочного увольнения военнослужащих, кроме военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более;
обеспечения военнослужащих и (или) совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениями для постоянного проживания по месту прохождения военной службы по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Правовая позиция в отношении названного Положения отражена в определении Верховного Суда РФ от 16.02.2010 г. № КАС10-41 по заявлению Т. о признании недействующим абзаца второго пункта 5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 года № 487, и подпункта первого пункта 9 Приложения к этому Положению в связи с тем, что они противоречат пункту 2 статьи 103 и пункту 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, в своем определении Верховный суд указал, что содержание абзаца второго пункта 5 Положения и подпункта первого пункта 9 Приложения к нему во взаимосвязи с положениями пунктов 13 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указывает на то, что названная в Положении категория военнослужащих не может быть выселена из специализированных жилых помещений до предоставления им жилья для постоянного проживания при увольнении в запас. Проанализировав указанные правовые нормы, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые Т. положения не только не нарушают его прав на получение жилья для постоянного проживания, но и создают дополнительные гарантии по пользованию служебным жилым помещением после истечения срока контракта о прохождении военной службы.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств, исходя из положений п. 5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти следует, что Загуменный С.А., не обеспеченный жилым помещением для постоянного проживания по месту прохождения военной службы, на момент досрочного увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы более 10 лет не может быть выселен из служебного жилого помещения до предоставления ему жилого помещения для постоянного проживания.
Кроме этого судебная коллегия отмечает, что в материалах дела имеются два рапорта Загуменного С.А., датированные 15.06.2012 года и 18.06.2012 года, подтверждающие, что согласие на увольнение было дано им при условии закрепления за ним занимаемого служебного жилого помещения для постоянного проживания на условиях договора социального найма или в собственность.
Ответчик своевременно подал заявление с просьбой о принятии его на учет военнослужащих, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в связи с планируемым увольнением с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, что подтверждается ответом Министерства Обороны РФ (Минобороны России) войсковая часть 33790, согласно которого документы с ходатайством от командования воинской части 33790 для признания Загуменного С.А. в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма, в связи с предстоящим увольнением по организационно-штатным мероприятиям и закрепления за ним жилого помещения по прежнему месту службы по договору социального найма (г. Сочи), были направлены в ЗРУЖО на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 г. № 128.
Однако, на обращение Загуменного С.А. в Министерство Обороны РФ с заявлением от 30 сентября 2015 года о выдаче справки и/или копий документов, подтверждающих его постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и выдачу выписки из списков военнослужащих, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на условиях социального найма или в собственность, а также обеспечении его жилым помещением по избранному постоянному месту жительства в городе Сочи Краснодарского края или в порядке, установленном нормами действующего законодательства РФ предоставления жилищной субсидии, был получен ответ об отсутствии таких сведений.
Согласно Правилам признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 г. № 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно", жилые помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства предоставляются военнослужащим – гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, признанным нуждающимися в жилых помещениях, а также военнослужащим, не обеспеченным на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, на основании решений федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Исходя из указанных Правил и положений ст. 23 Федерального закона РФ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» Загуменный С.А. должен был быть признанным нуждающимся в жилых помещениях, однако, в силу неизвестных причин, он не был поставлен на такой учет, либо сведения о его постановке на учет были утрачены. На момент увольнения постоянным жилым помещением Загуменный С.А. обеспечен не был.
Таким образом, исходя из вышеуказанных положений закона, Загуменный С.А., как военнослужащий, подлежащий увольнению с военной службы, не обеспеченный на момент увольнения постоянным жилым помещением, должен признаваться нуждающимся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства и поставлен на учет в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», и пунктами 6 и 7 Правил о порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас.
В соответствии с положением ст. 15 Федерального закона РФ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» Загуменный С.А. имеет право на обеспечение жилой площадью, то есть на получение жилого помещения на условиях договора социального найма или в собственность бесплатно.
При таком положении, основываясь на нормах, закрепленных указанным Федеральным законом, ответчик не может быть выселен из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. При решении вопроса об увольнении с военной службы ответчик дал согласие на увольнение при условии обеспечения жилой площадью для постоянного проживания по избранному месту жительства в г. Сочи, где проживал до увольнения с военной службы.
Несмотря на наличие у ответчика права на обеспечение жилой площадью за счет федерального жилищного фонда, закрепленного за Минобороны России, после увольнения жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации, ответчик жилым помещением не обеспечен, жилого помещения для постоянного проживания ему не предоставлялось, правом на приватизацию до настоящего времени он не воспользовался, денежных средств на приобретение или строительство жилья, субсидии ответчиком получено не было.
Создавшаяся ситуация, выразившаяся в бездействии органов военного управления в части обеспечения прав Загуменного С.А. на жилище нарушает права Загуменного С.А., предусмотренные ст. 35 Конституции Российской Федерации и ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Кроме того, согласно ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В силу п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» включение жилого помещения в специализированный жилищные фонд с отнесением такого жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных данными Правилами.
Из письма заместителя начальника ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации следует, что документы, подтверждающие отнесение жилого дома <...> в г. Сочи к специализированному жилищному фонду отсутствуют, в материалы дела истцом не представлены, что так же свидетельствует об отсутствии оснований для выселения ответчика без предоставления иного жилья.
В этой связи, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения и выселении Загуменного С.А. без предоставления другого жилого помещения, поскольку незаконного владения Загуменным С.А. спорным жилым помещением не установлено, как и не установлено оснований для его выселения без предоставления иного жилья.
При установлении оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представления отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Судебная коллегия, приходит к выводу, что решение Хостинского районного суда г. Сочи от 19 мая 2016 г. приведенным требованиям закона не отвечает. Выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права, что в силу пунктов 1, 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для отмены судебного акта.
На основании вышеизложенного решение Хостинского районного суда г. Сочи от 19 мая 2016 года подлежит отмене.
Вместе с тем, судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, исходя из полноты и достаточности собранных по делу доказательств, подтверждающих обстоятельства, имеющие значение для дела, выносит новое решение по делу об отказе в удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации к Загуменному С. А. об истребовании имущества из чужого незаконного владения и выселении без предоставления другого жилого помещения
Руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя Загуменного С.А. - Коява Н.Н. на решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 19 мая 2016 г. удовлетворить.
Решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 19 мая 2016 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Министерства обороны Российской Федерации к Загуменному Сергею Александровичу об истребовании имущества из чужого незаконного владения и выселении без предоставления другого жилого помещения отказать в полном объеме.
Председательствующий:
Судьи: