Дело № 2-2679/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июня 2019 г. г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Паршуковой Н.В.,
при секретаре Юрьевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Поповой В. В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) о назначении страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Попова В.В. обратилась в суд с названными выше исковыми требованиями, указав, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако ей было отказано из-за отсутствия страхового стажа и величины ИПК. При этом пенсионный орган необоснованно отказал во включении в страховой стаж периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего продавца в ЧП Попов А.Я. в <адрес>. В связи с этим просит признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, признать право на назначение пенсии, включить вышеуказанный период ее работы в страховой стаж и назначить ей страховую пенсию по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ
В судебное заседание истец Попова В.В. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Ранее в судебном заседании истец Попова В.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, настаивая на их удовлетворении.
Представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) – Левенкова В.Т., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Поповой В.В. не признала, дав пояснения, аналогичные указанным в письменном отзыве. Просила в удовлетворении исковых требований Поповой В.В. отказать.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в УПФР в г. Калининграде (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) от 20 августа 2018 г. № 154561/18 истцу было отказано в назначении страховой пенсии из-за отсутствия требуемого страхового стажа и необходимой величины ИПК на дату обращения. Страховой стаж Поповой В.В. на дату обращения составил – <данные изъяты>
Как следует из рекомендации УПФР в г. Калининграде Калининградской области (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ на основании представленных документов в страховой стаж истца не был засчитан период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего продавца в ЧП Попов А.Я. в Республике Казахстан, поскольку данный период работы проходил на территории Республики Казахстан. Согласно Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ пенсионное обеспечение граждан осуществляется соответствии с законодательством и за счет средств государства их постоянного проживания. Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ содержит положение о том, что компетентные учреждения (органы) сторон принимают меры к установлению в необходимых для определения права на пенсию и ее размера. Учитывая изложенное, при новом установлении пенсий в рамках данного Соглашения от ДД.ММ.ГГГГг. необходимо подтверждение трудового (страхового) стажа и заработка, приобретенных на территории государств-участников Соглашения, путем направления запросов в адрес компетентных органов этих государств.
Отделом были сделаны запросы от ДД.ММ.ГГГГ № в Департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции по Карагандинской области и от ДД.ММ.ГГГГ № в Карагандинский областной государственный архив для подтверждения периода работы истца в ЧП Попов А.Я. и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Республики Казахстан. Согласно сообщения КГУ «Государственный архив города Караганды» документы ЧП Попов А.Я. на хранение в архив не поступали, местонахождение их неизвестно. Сведения об уплате страховых взносов в ПФ установленный законодательством срок не получены. Другие документы, подтверждающие период работы, не представлены.
О данном решении ответчик уведомил истца письмом от ДД.ММ.ГГГГ №
Считая такой отказ незаконным, Попова В.В. в суд с настоящим исковым заявлением.
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее ИПК) в размере не менее 30. Для назначения страховой пенсии по старости величина страхового стажа составляет не менее 7 лет, величина ИПК в размере не ниже 9,0.
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Основанием для отказа во включении спорных периодов в стаж истца послужило то обстоятельство, что в установленный законодательством срок не подтверждены сведения о трудовом (страховом) стаже и заработной плате, приобретенных на территории иностранного государства, а также не представлены сведения об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Республики Казахстан.
В ходе рассмотрения дела установлено и подтверждается письменными материалами дела, что по записям в трудовой книжке Поповой В.В., она ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в ЧП Попов А.Я. на должность продавца (Договор от ДД.ММ.ГГГГ №) и ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ №). Трудовая книжка серии ЕТ-I № от ДД.ММ.ГГГГ
Имеющаяся в материалах дела копия трудовой книжки истца соответствуют ее оригиналу, исследованному в судебном заседании.
С ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> стала действовать накопительная пенсионная система, заменившая государственное социальное страхование, и за работающих граждан Республики Казахстан уплачивались соответствующие взносы.
Согласно сведениям Центрального филиала некоммерческого акционерного общества Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения по имеющимся в базе данным сведениям на Попову В.В. за период с 7 апреля 1998 г. по 26 августа 2016 г. перечислялись обязательные пенсионные взносы.
По независящим от истца обстоятельствам других документов, подтверждающих факт ее работы в спорный период в выше указанной организации, она не смогла представить.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ).
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об, уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 44 этого же Постановления предусмотрено, что в случае если застрахованное лицо является получателем пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства, сведения о периодах, учтенных при установлении такой пенсии, подтверждаются документом, выданным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в этом государстве, или иной организацией, к полномочиям которой относится выдача таких документов.
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее Соглашение от 13 марта 1992 г.)
Из преамбулы данного Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с п. 2 ст. 6 этого же Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г., то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г., а после распада этих государств - до 13 марта 1992 г.
Вместе с тем, Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. № 1-369-18 разъяснялось, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. может быть учтен и трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время после 13 марта 1992 г.
Статьей 10 Соглашения от 13 марта 1992 г. установлено, что компетентные учреждения (органы) государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Из изложенного следует, что при определении права на пенсию на территории Российской Федерации гражданину, имеющему трудовой стаж на территории иностранного государства, зачет такого периода в страховой стаж возможен, но при условии, что он был бы учтен в соответствующий стаж для назначения пенсии этому гражданину на территории данного иностранного государства. Таким образом, при установлении пенсии на территории Российской Федерации в рамках Соглашения от 13 марта 1992 г. с бывшими республиками СССР для подтверждения страхового стажа на территории государств-участников после 1 января 1992 г., необходимо соответствующее подтверждение компетентным органом другого государства трудового (страхового) стажа и заработка лица, осуществляющего трудовую деятельность на территории указанного государства.
Из материалов дела следует, что согласно ответу Коммунального государственного учреждения «Государственный архив г. Караганды» Управления культуры, архивов и документации Карагандинской области, подтвердить факт работы Поповой В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ЧП Попов А.Я. не представляется возможным, документы ЧП Попов А.Я. на хранение в архив не поступали, сведениями о месторасположении документов архив не располагает.
Вместе с тем, вины истца в том, что документы на хранение в соответствующий архив не передавались, не имеется. Само же по себе отсутствие документов не может быть поставлено в вину истцу, и при наличии у последней надлежащим образом оформленной трудовой книжки и не должно повлечь неблагоприятные последствия для истца в виде невключения вышеуказанных периодов в страховой стаж.
Таким образом, суд приходит к выводу, что период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего продавца в ЧП Попов А.Я. в Республике Казахстан подтвержден надлежащим образом, а именно записями в трудовой книжке, которая в силу норм действующего в настоящее время и действовавшего ранее законодательства (ст. 39 Кодекса законов о труде Российской Федерации) является основным документом о трудовой деятельности работника.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о включении периода трудовой деятельности Поповой В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего продавца в ЧП Попов А.Я. в Республике Казахстан в страховой стаж истца.
Таким образом, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования Поповой В.В. о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Поповой В.В. в назначении страховой пенсии по старости.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку зачет вышеуказанного периода работы истца в ее страховой стаж свидетельствует о том, что на момент обращения Поповой В.В. ДД.ММ.ГГГГ к ответчику у нее имелась достаточная продолжительность страхового стажа и ИПК, то суд приходит к выводу об обязании Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) назначить Поповой В.В. страховую пенсию по старости, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты обращения за назначением пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Поповой В. В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) о назначении досрочной страховой пенсии – удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) включить в страховой стаж Поповой В. В., дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего продавца в ЧП Попов А.Я. в Республике Казахстан.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) назначить Поповой В. В. страховую пенсию в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 1 июля 2019 г.
Судья Н.В. Паршукова