Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-756/2012 ~ М-631/2012 от 20.04.2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2012 г.

Красноярский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Фаттаховой Т.В.,

при секретаре Трофимовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-756/12 по иску прокурора Красноярского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «НАНО-Нефтепром», Ковалеву ФИО1 о прекращении деятельности, создающей опасность причинения вреда

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красноярского района обратился в Красноярский районный суд с вышеуказанным иском и свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Красноярского района совместно с органами государственного контроля (надзора) проверены коллективные обращения жителей с. Красный Яр Красноярского района, главы администрации сельского поселения Красный Яр ФИО5 о нарушениях прав на благоприятную окружающую среду в связи с деятельностью ОАО «НАНО-Нефтепром», фактически осуществляемой по адресу: <адрес> Прокурорской проверкой совместно с контролирующими органами выявлены существенные нарушения экологического, санитарно-эпидемиологического законодательства и требований в области лицензирования и пожарной безопасности при осуществлении ОАО «НАНО-Нефтепром» деятельности, связанной с эксплуатацией опасного производственного объекта, а также при использовании Ковалевым ФИО1 арендуемых земельного участка и нежилого помещения по адресу: <адрес>. Таким образом, прокурор Красноярского района Самарской области просит суд в интересах неопределенного круга лиц обязать ответчиков Ковалева ФИО1 и ОАО «НАНО-Нефтепром» освободить арендуемые физическим лицом земельный участок и нежилое помещение по адресу: <адрес>, от установленной и эксплуатируемой юридическим лицом гомонизирующей установки ТГРА 3G, обязать ответчика Ковалева ФИО1 обеспечить прекращение деятельности с нарушением требований федерального законодательства о лицензировании, о промышленной безопасности опасных производственных объектов, требований пожарной безопасности, об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, осуществляемой третьими лицами (юридическими и физическими) с использованием земельного участка и нежилого помещения по адресу: <адрес>, обязать ответчика ОАО «НАНО-Нефтепром» прекратить деятельность, связанную с эксплуатацией опасного производственного объекта, осуществляемую по адресу: <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Красноярского района Чикинева Т.В. исковые требования поддержала и дала пояснения в соответствии с доводами, изложенными в иске.

Представитель ответчика ОАО «НАНО-Нефтепром» действующий по доверенности Оганисян ФИО2 исковые требования прокурора Красноярского района признал в полном объеме.

Ответчик Ковалев ФИО1 предъявленные исковые требования прокурора Красноярского района признал в полном объеме.

Представитель 3 лица ОАО «Красноярское РТП» Мареев ФИО4 просил вынести решение на усмотрение суда.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора Красноярского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям: установлено в судебном заседании, что ОАО «НАНО-Нефтепром» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекйии ФНС России № 7 по Самарской области 28.04.10 (ОГРН 1106376001478), постановлено на учет в данном налоговом органе (ИНН 6376019927). Единственным учредителем юридического лица является физическое лицо-Ковалев ФИО1. Местом нахождения юридического лица является: <адрес>. Президентом юридического лица является Ковалев ФИО1, директором-ФИО3, что подтверждается копией выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 01.03.2012 г. (л.д.50-53).

Основными видами деятельности ОАО «НАНО-Нефтепром» согласно уставу (л.д. 47-49) являются: производство нефтепродуктов (производство моторного топлива: бензина, керосина, легкого дистиллятного топлива, среднего дистиллятного топлива (дизельное, мазут), газов (этана, пропана, бутана) при переработке нефти), транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов, хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки и др. виды деятельности.

Согласно абз. 20 п. 3.2 Устава ОАО «НАНО-Нефтепром» виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляются только после получения соответствующих лицензий.

Согласно выписки из ЕГРП от 30.03.12 (л.д. 35) земельный участок с кадастровым площадью 23211 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, отнесенный к землям населенных пунктов, с целевым назначением -для промышленного строительства, для размещения производственной базы, принадлежит на праве собственности ОАО «Красноярское ремонтно-техническое предприятие».

Согласно договору аренды земельного участка от 31.12.10 № 80 (л.д. 24-25) земельный участок площадью 2000 кв. м. по адресу: <адрес> <адрес>, ОАО «Красноярское ремонтно-техническое предприятие» предоставлен в аренду сроком до 31.12.11 с последующей пролонгацией на неопределенный срок физическому лицу-Ковалеву ФИО1.

Согласно договору от 31.12.10 № 81 (л.д. 26-27) нежилое помещение (здание бывшей котельной, литер М) общей площадью 120,20 кв. м. по адресу: <адрес>, ОАО «Красноярское ремонтно-техническое предприятие» предоставлено в аренду сроком до 31.12.11 с последующей пролонгацией на неопределенный срок физическому лицу-Ковалеву ФИО1.

Из п. 2.3 указанных договоров аренды следует, что арендатор не имеет права сдавать арендуемое имущество, как в целом, так и его часть, в субаренду, без заключения дополнительного соглашения с арендодателем.

Документы, подтверждающие право ОАО «НАНО-Нефтепром» на использование указанных земельного участка и нежилого помещения е предоставлены.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно пп. 2.2 указанных договоров аренды, на арендатора (физическое лицо-Ковалева ФИО1) возлагаются обязанности по содержанию земельного участка и нежилого помещения в соответствии с требованиями санитарных и технических норм и правил пожарной безопасности, по соблюдению природоохранного законодательства, по самостоятельному определению размера и оплате платежей за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду, по получению необходимых разрешений и лимитов.

Прокурорской проверкой совместно с контролирующими органами выявлены существенные нарушения экологического, санитарно-эпидемиологического законодательства и требований в области лицензирования и пожарной безопасности при осуществлении ОАО «НАНО-Нефтепром» деятельности, связанной с эксплуатацией опасного производственного объекта, а также при использовании Ковалевым ФИО1 арендуемых земельного участка и нежилого помещения по адресу: <адрес>

Согласно имеющимся в материалах дела объяснений директора ОАО «НАНО-Нефтепром» ФИО3 (л.д. 40-41) с лета 2010 года ОАО «НАНО-Нефтепром» реализовывало мазутную эмульсию под видом топочного мазута. Заключены договоры поставки нефтешламов с ИП ФИО6 и ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ОАО «<данные изъяты>» и многими другими. За период эксплуатации перерабатывающей установки, за 2010-2011гг. произведено 3708,764т мазутной эмульсии.

Из объяснений представителя по доверенности ОАО «НАНО-Нефтепром» Оганисяна ФИО2, (л.д. 122-123) следует, что он признает, что для осуществления указанных действий оформлялись не все необходимые документы но в настоящее время фирма занимается оформлением разрешений и лицензии и согласна до получения лицензии и необходимых разрешений прекратить свою деятельность.

Согласно приложению 1 Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ (в ред. от 30.11.11) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее-ФЗ № 116) к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых (в числе прочего):

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:

а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

в) горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116 организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана (в числе прочего):

иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

разрабатывать декларацию промышленной безопасности;

заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность.

    В соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ № 116 документация на капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта; документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте; здания и сооружения на опасном производственном объекте; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности), капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта подлежат экспертизе промышленной безопасности.

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.11 № 99-ФЗ (ред. от 21.11.11) «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.

    Согласно приложению к Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, твержденному постановлением Правительства РФ от 12.08.08 № 599 в ред. от 21.11.11 (далее- Положение о лицензировании), и п. 2 Положения о лицензировании, лицензированию подлежат работы и услуги, выполняемые при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, перечисленных в приложении 1 к ФЗ № 116. Лицензирование эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (п. 3 Положения о лицензировании).

В силу ч. 2 ст. 2 ФЗ № 116 опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре.

В соответствии с пп. 3,5,6 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.98 № 1371 (в ред. от 24.11.11), регистрацию объектов в государственном реестре осуществляет (в рассматриваемом случае) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Организациям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре. Объекты, вводимые в установленном порядке в эксплуатацию, подлежат регистрации в государственном реестре не позднее 30 дней с даты начала их эксплуатации.

В соответствии с абз. 5 ст. 1 ФЗ № 116 технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, - машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.

    Согласно ч.ч. 5-6 ст. 7 ФЗ № 116 технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, если иная форма оценки соответствия таких технических устройств обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами. Применение технических устройств на опасных производственных объектах осуществляется при условии получения разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, если иная форма оценки соответствия технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами.

Согласно заключению специалиста в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, данному в ходе прокурорской проверки и выраженному в форме справки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44-46) государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за объектами химического и нефтеперерабатывающего комплекса Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому надзору, ОАО «НАНО-Нефтепром» в Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с заявлениями о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре и о получении лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов не обращалось; сведений о проведении экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений, технической документации, используемых по указанному адресу, не имеется.

В отношении должностных лиц ОАО «НАНО-Нефтепром» 31.01.12 СО ОМВД России по Красноярскому району Самарской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ, в связи с установленным в ходе проверочной закупки в ОАО «НАНО-Нефтепром» фактом осуществления в период с 16.11.10 по 05.10.11 переработки мазута без соответствующей лицензии на право эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта, которое до настоящего времени находится в производстве СО ОМВД России по Красноярскому району, что подтверждается копией постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству от 31.01.2012 г. (л.д. 33-34).

Из вышеуказанного заключения специалиста Ростехадзора от 04.04.12 также следует, что в ходе осмотра производственной площадки, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>, выявлено, что установленное на данной площадке оборудование может использоваться для хранения и перевалки нефтепродуктов. На момент осмотра 30.03.12 в 10.00 час. эксплуатация оборудования проводилась с существенными нарушениями требований промышленной безопасности, в частности требованиями ст. 9 ФЗ № 116, Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.03 № 29, Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.05.03 № 33, 7.1, Правил устройств и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 10.06.03 № 80, выявлены многочисленные проливы нефтепродукта.

При таких обстоятельствах следует считать использование физическим лицом-Ковалевым ФИО1 арендуемых им земельного участка и нежилого помещения с нарушением требований федерального законодательства и использование ОАО «НАНО-Нефтепром», учредителем которого является Ковалев ФИО1, опасных производственных объектов с грубыми нарушениями требований промышленной безопасности в условиях отсутствия лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта и экспертизы промышленной безопасности, что создает реальную угрозу наступления техногенной катастрофы, угрозу для жизни и здоровья людей, как работников расположенных вблизи осуществления данного вида деятельности предприятий, учреждений, организаций, так и проживающих в непосредственной близости от этих объектов, а также угрозу причинения существенного вреда имуществу граждан и юридических лиц, состоянию и качеству окружающей среды.

В соответствии со ст.ст. 34,37 Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ (ред. от 30.11.11) «О пожарной безопасности» на граждан, имеющих в собственности или пользовании помещения и строения, а также на руководителей организаций возложены обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности.

    Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.03 № 313, обязанности по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности возложены на собственников имущества, лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

    Проверкой, проведенной отделом надзорной деятельности муниципальных районов Красноярский и Елховский УНД ГУ МЧС России по Самарской области по требованию прокуратуры Красноярского района, выявлены существенные нарушения требований пожарной безопасности при использовании Ковалевым ФИО1 и ОАО «НАНО-Нефтепром» вышеуказанного нежилого помещения для размещения и эксплуатации опасного производственного объекта, в частности требований ППБ 01-03, в т.ч.:

- в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п.1 ст. 70 ФЗ № 123, таб. 12«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г. не соблюдено противопожарное расстояние от здания котельной (РТП), до складов нефтепродуктов;

- не соблюдено противопожарное расстояние от административно-бытового здания, до складов нефтепродуктов, в нарушение: ППБ 01-03 п.3,ФЗ-123, ст.70,п.1,таб.12 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г.;

- не соблюдено противопожарное расстояние от здания (другие арендаторы), примыкающего к административно- бытовому зданию до складов нефтепродуктов, в нарушение: ППБ 01-03 п.3,ФЗ-123, ст.70,п.1,таб.12 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г.;

- не соблюдено противопожарное расстояние от общественного здания и гаражей, филиала ОАО «Самараэнерго», до складов нефтепродуктов, в нарушение: ППБ 01-03 п.3,ФЗ-123, ст.70,п.1,таб.12 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г.;

- не соблюдено противопожарное расстояние от склада нефтепродуктов, до аварийной емкости для резервуарного парка, в нарушение: ППБ 01-03 п.3, ФЗ-123, ст.70,п.1,таб.12 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г. и многие другие нарушения, перечисленные в акте проверки от 27.03.12. (л.д. 55-56).

    По результатам проверки ОНД юридическому лицу выдано предписание № 55/1/1 (л.д. 61-65) по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности со сроком устранения всех выявленных нарушений до 27.04.12.

    Аналогичные нарушения выявлены ОНД проверкой арендатора указанных помещений Ковалева ФИО1, которому выдано предписание № 47/1/1 (л.д. 73-77) по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности со сроком устранения всех выявленных нарушений до 10.05.12.

    При этом внеплановая проверка Ковалева ФИО1 проведена ОНД на предмет исполнения аналогичных требований предписания, выданного физическому лицу 24.08.11 № 138/1/1 (л.д. 16-20), требования которого исходя из вышеизложенного не исполнены до настоящего времени.

    Таким образом, установлено, что Ковалевым ФИО1 и ОАО «НАНО-Нефтепром» грубо нарушаются требования пожарной безопасности, что влечет реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, угрозу уничтожения и повреждения имущества граждан и юридических лиц, причинения вреда окружающей среде.

    В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ (ред. от 21.11.11) «Об охране окружающей среды»    хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих, в числе прочих, принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Частью 2 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

    Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие, в числе прочих, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий) и др.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций не должен оказывать вредное воздействие на человека. Юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, обеспечению соответствия атмосферного воздуха санитарным правилам.

Согласно ст.ст. 22, 23 ФЗ от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 12 ФЗ от 04.05.99 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 20 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» одним из критериев безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха являются нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух.

В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

ОАО «НАНО-Нефтепром» представлен утвержденный проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, который прошел санитарно-эпидемиологическую экспертизу, по результатам которой 23.11.11 выдано положительное санитарно-эпидемиологическое заключение (л.д. 79-81)

Вместе с тем, до настоящего времени ОАО «НАНО-Нефтепром», в нарушение ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» не имеет разрешения на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду, а также юридическим лицом, в нарушение ст. 24 ФЗ «Об охране окружающей среды» не представлены утвержденные нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

Таким образом, выявлены следующие нарушения ОАО «НАНО_Нефтепром» федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при осуществлении деятельности по указанному адресу.

В нарушение требований ст. 20 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пп. 2.1,2.5, 3.1, 4.1, 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» юридическим лицом не разработан проект обоснования санитарно-защитной зоны, санитарно-эпидемиологическое заключение на проект обоснования санитарно-защитной зоны отсутствует.

В нарушение ст. 32 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пп. 5.1,5.4 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» юридически лицом не представлены данные по проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил (в том числе лабораторно-инструментальные исследования атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта).

В нарушение ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пп. 2.2,3.4,3.6,3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» юридическим лицом не представлены документы, подтверждающие вывоз и утилизацию отходов производства в установленные места, не представлены договоры на вывоз твердых бытовых отходов.

В соответствии с п. 2 ст. 52 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.

В нарушение данного требования вокруг объекта хозяйственной деятельности, осуществляемой ОАО «НАНО-Нефтепром», санитарно-защитная зона не создана, что не обеспечивает безопасность данной производственной деятельности для жизнедеятельности человека.

Согласно ч. 2 ст. 13 ФЗ «Об охране окружающей среды» при размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.

Согласно сведениям, предоставленным главой администрации сельского поселения Красный Яр, уполномоченным на организацию проведения публичных слушаний, референдумов на территории поселения, администрацией поселения публичные слушания, референдумы и другие формы опроса граждан по вопросу размещения на территории сельского поселения Красный Яр производственной деятельности, осуществляемой ОАО «НАНО-Нефтепром», не проводились (л.д. 121).

Таким образом, в нарушение указанных требований закона до размещения и начала эксплуатации ОАО «НАНО-Нефтепром» опасного производственного объекта мнение населения не истребовалось.

Вместе с тем, многочисленные обращения граждан и органов местного самоуправления, поступившие в прокуратуру Красноярского района, в правоохранительные и контролирующие органы, в органы государственной власти и местного самоуправления в период с августа 2011г. по настоящее время свидетельствуют о неблагоприятных последствиях для жителей с. Красный Яр, вызываемых указанной производственной деятельностью (л.д. 22-23,31-32,129).

В целях выяснения обстоятельств взаимосвязи производственной деятельности с фактами причинения вреда здоровью граждан прокуратурой района направлялось поручение Государственной инспекции труда в Самарской области о проверке исполнения требований законодательства по обеспечению работодателем безопасных условий труда в Красноярском отделении ОАО «Самараэнерго», расположенном в непосредственной близости от осуществляемой ОАО «НАНО-Нефтепром» производственной деятельности.

Из материалов проверки ГИТ в Самарской области Красноярского отделения ОАО «Самараэнерго» следует, что работники данного предприятия сообщают об ухудшении состояния их здоровья на рабочих местах и связывают это с началом работы расположенного вблизи предприятия по переработке углеводородного сырья.

Согласно сведениям, представленным МБУ «Красноярская центральная районная больница» (л.д. 130-136) в период февраль-март 2012г. в скорую помощь поступали неоднократные обращения жителей <адрес> и работников ОАО «Самараэнерго», которым после осмотра фельдшером фиксировалось повышение артериального давления, аллергические реакции, гражданам постановлялся диагноз: отравление неизвестным газом.

Опасность осуществления с нарушением вышеуказанных требований федерального законодательства указанного вида деятельности ОАО «НАНО-Нефтепром» связана, также, с расположением в 250-300м. от места осуществления производственной деятельности, связанной с эксплуатацией взрывопожароопасного объекта, государственного образовательного учреждения для детей дошкольного возраста (Детский сад «Теремок»).

В соответствии с пп. 2, 3 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет приостановление или прекращение в полном объеме по решению суда размещения, эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Статьей 56 данного ФЗ предусматривается ограничение, приостановление или прекращение деятельности, осуществляемой при строительстве, вводе в эксплуатацию зданий, сооружений, несоблюдении требований об установлении санитарно-защитных зон.

Согласно п. 2 ст. 24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

В соответствии со 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Невыполнение арендатором земельного участка и нежилого помещения, расположенных по адресу: <адрес>, Ковалевым ФИО1 и юридическим лицом- ОАО «НАНО-Нефтепром», осуществляющим деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта по данному адресу вышеуказанных требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, требований промышленной безопасности и пожарной безопасности, отсутствие лицензии и положительных результатов экспертизы промышленной безопасности у юридического лица влекут угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц и нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.

    Таким образом, исковые требования прокурора Красноярского района законны, обоснованы и подлежат удовлетворению. Кроме того, ответчик Ковалев ФИО1 и представитель ответчика Оганисян ФИО2 исковые требования признали и в соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования прокурора Красноярского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

    Обязать Ковалева ФИО1 и ОАО «НАНО-Нефтепром» освободить арендуемые физическим лицом земельный участок и нежилое помещение по адресу: <адрес> от установленной и эксплуатируемой юридическим лицом гомонизирующей установки ТГРА 3G.

    Обязать Ковалева ФИО1 обеспечить прекращение деятельности с нарушением требований федерального законодательства о лицензировании, о промышленной безопасности опасных производственных объектов, требований пожарной безопасности, об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, осуществляемой третьими лицами (юридическими и физическими) с использованием земельного участка и нежилого помещения по адресу: <адрес>

    Обязать ОАО «НАНО-Нефтепром» прекратить деятельность, связанную с эксплуатацией опасного производственного объекта, осуществляемую по адресу: <адрес>.

    Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом.

Судья -    Т.В. Фаттахова

2-756/2012 ~ М-631/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Красноярского района Самарской области
Ответчики
ОАО "Нано-Нефтепром"
Ковалев Семен Петрович
Другие
ОАО "Красноярское ремонтно-техническое предприятие"
Суд
Красноярский районный суд Самарской области
Судья
Фаттахова Т.
Дело на странице суда
krasnoiarsky--sam.sudrf.ru
20.04.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.04.2012Передача материалов судье
23.04.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.04.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2012Подготовка дела (собеседование)
16.05.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2012Судебное заседание
18.05.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее