Дело № 2-777/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 августа 2015 года р.п.Курагино
Курагинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Чугунникова Е.В.,
при секретаре Сорокиной Т.Н.,
с участием прокурора Порядиной А.А.,
ответчика Гурай А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Курагинского района в интересах государства к индивидуальному предпринимателю Гурай А.а. о возложении обязанности произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Курагинского района обратился в суд в интересах Российской Федерации, Красноярского края и муниципального образования «Курагинский район» с заявлением к индивидуальному предпринимателю Гурай А.А. о возложении обязанности произвести и предоставить в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, размещения отходов производства и потребления за 3, 4 кварталы 2014 года.
Требования мотивировал следующим, что плата за негативное воздействие на окружающую среду должна вноситься должна вноситься в бюджет Российской Федерации, бюджет Красноярского края, бюджет муниципального образования Курагинский район. Согласно ст. 28 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 14 Федерального закона «Об охране окружающей среды» относит установление платы за негативное воздействие на окружающую среду к числу методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды.
При проверке ИП Гурай А.А. установлено, что последняя осуществляет деятельность в виде производства общестроительных работ, производства бетонных и железобетонных работ, производства товарного бетона, деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта в помещении производственной базы, расположенной в <адрес>. В результате своей деятельности Гурай А.А. оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду путем выброса вредных веществ в атмосферу от стационарных и нестационарных источников – бетоносмесительной установки, автомобилей, котла отопления, размещения отходов производства и потребления. При этом в нарушение действующего законодательства индивидуальный предприниматель Гурай за 3 и 4 кварталы 2014 года расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду не производила, соответствующие платежи не вносила.
В судебном заседании прокурор Порядина А.А. исковые требования поддержала в полном объеме, мотивировав их доводами, изложенными в заявлении.
Ответчик – индивидуальный предприниматель Гурай А.А. в судебном заседании требования прокурора признала в полном объеме. Подтвердила, что действительно с 2009 года осуществляет деятельность в виде производства общестроительных работ, производства бетонных и железобетонных работ, производства товарного бетона, эксплуатирует автомобильный грузового транспорта в помещении производственной базы, расположенной в <адрес>. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду она никогда не производила, так как не знала, что это нужно делать.
Признание иска ответчик подтвердила письменным заявлением с разъяснением последствий принятия его судом.
Представитель третьего лица - Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю Цишкевич Т.В. просила дело рассмотреть в свое отсутствие, поддерживая требования прокурора.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о рассмотрении настоящего дела в отсутствие представителя третьего лица, надлежаще уведомленного о месте и времени рассмотрения дела.
Выслушав объяснение заявителя, пояснения ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают исковые дела с участием организаций и индивидуальных предпринимателей, возникающие из экологических правоотношений.
В соответствии с положениями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципальных образований.
Иск заявлен в интересах государства и муниципального образования, данный спор не носит экономического характера и подведомствен суду общей юрисдикции.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относится размещение отходов производства и потребления. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
Настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе размещение отходов.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Аналогичная обязанность в части учета выбросов загрязняющих веществ установлена ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007г. N 204 предусмотрено, что организациями, осуществляющим любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, оформляется расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
Негативное воздействие на окружающую среду является платным (п. 1 ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды"), при этом, согласно ст. 28 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", ст. 23 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", плата за размещение отходов определяется и взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством РФ.
Согласно Приказу Ростехнадзора от 08.06.2006г. N 557, платежи за негативное воздействие на окружающую среду подлежат оплате ежеквартально к 20 числу следующего месяца квартала.
Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003г.N 344 утверждены Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.
Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000г. N 183 утверждены Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, обязанности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
С 01.10.2010 года функции администратора платы на территории Красноярского края за негативное воздействие на окружающую природную среду, а так же установления порядка проверки предоставляемых плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую природную среду в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух расчетов платы, применения единого порядка определения и внесения платы, правильности оформления и предоставления отчетности выполняется Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю.
Из материалов дела следует, что ответчик Гурай А.А. согласно свидетельству о постановке на учет от 07.10.2010 года является индивидуальным предпринимателем, действующим до настоящего времени. В выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 27.10.2014 года указывается о видах хозяйственной деятельности, осуществляемых ответчиком, в том числе:
- производстве общестроительных работ;
- разборке и сносе зданий;
- производстве бетонных и железобетонных работ;
- производстве товарного бетона;
- деятельности автомобильного грузового неспециализированного транспорта.
В судебном заседании ответчиком не оспаривалось то, что в настоящее время в помещении производственной базы, расположенной в <адрес> ей осуществляются заявленные виды деятельности, в том числе осуществляется эксплуатация транспорта (передвижных источников) и специальных установок: бетоносмесительной установки, грузового – тягача седельного, грузовых –самосвалов, самоходной машины, автомобилей спецназначения по перевозке бетона, фронтального погрузчика, то есть осуществляется деятельность, в ходе которой оказывается негативное воздействие на окружающую природную среду путем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и путем размещения отходов производства.
Таким образом, в силу вышеприведенных требований закона индивидуальный предприниматель Гурай А.А. осуществляющая деятельность на территории Российской Федерации, обязана предоставлять расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Прокуратурой Курагинского района проводилась проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой было установлено, что индивидуальный предприниматель Гурай А.А. не предоставила в установленные сроки расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3, 4 кварталы 2014 года в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю.
Доказательств обратного в нарушение требований ст.56 ГПК РФ ответчиком не представлено, кроме этого, Гурай А.А. не оспаривалось, что соответствующие расчеты ей никогда не производились.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия признания иска ответчиком и для удовлетворения заявления прокурора.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины, от уплаты которых прокурор освобожден, в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Принять признание иска ответчиком и удовлетворить заявление прокурора Курагинского района:
- обязать индивидуального предпринимателя Гурай А.а. произвести и предоставить в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, размещения отходов производства и потребления за 3, 4 кварталы 2014 года.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Гурай Анны Александровны государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня провозглашения.
Председательствующий подпись
Копия верна: судья Е.В.Чугунников секретарь Т.Н.Сорокина