РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 ноября 2019 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе
председательствующего судьи Балаганской И.В.,
при секретаре судебного заседания Безкровной А.С.,
с участием представителя ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области Макаровой Ю.А., действующей на основании доверенности от 31.10.2019, сроком действия по 31.12.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2659/2019 по иску Филипповой Натальи Николаевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований Филиппова Н.Н. указала, что является неработающим пенсионером, проживает в г. Усть-Илимске. С 14.09.2019 по 06.10.2019 ездила на отдых в Турцию. Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области в оплате стоимости проезда отказано в связи с нахождением места отдыха за пределами Российской Федерации. Просит признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области об отказе в оплате стоимости проезда к месту отдыха незаконным; взыскать с ответчика стоимость проезда к месту отдыха и обратно в размере 35 034 рубля.
В судебное заседание истец не явилась, согласно исковому заявлению, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области Макарова Ю.А. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном возражении, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме, привела доводы о законности решения управления.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав их в соответствии с требованиями статей 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) наряду с представленными письменными доказательствами, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в случаях, предусмотренных настоящим Законом, государственные гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам.
В силу статьи 34 указанного Закона, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определенных Правительством Российской Федерации.
В развитие указанной нормы 01.04.2005 Правительством РФ принято Постановление за № 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно».
Согласно пункту 2 Постановления финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией утвержденных им Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых Министерством финансов Российской Федерации в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.
Правила определяют размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости или страховых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (пункт 1).
Компенсация может производиться в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 Правил (подпункт б пункт 3).
Заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер или его представитель подает по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, с указанием места отдыха и предъявлением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы. Решение о предоставлении указанной компенсации принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления о компенсации и проездных документов (пункт 9).
В соответствии с пунктом 10 Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем определенного минимального уровня затрат на проезд транспортом в перечисленных в нем случаях. Так, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: железнодорожным транспортом в плацкартном вагоне пассажирского поезда; воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса; автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» в редакции Постановления Совета Министров СССР № 12 от 03.01.1983, г. Усть-Илимск и Усть-Илимский район отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Судом установлено, что Филиппова Н.Н. является неработающим пенсионером, проживающим в г. Усть-Илимске Иркутской области - районе, приравненном к районам Крайнего Севера, что подтверждается паспортом с отметкой о регистрации на территории г. Усть-Илимска, пенсионным удостоверением, трудовой книжкой и имеет право на компенсацию расходов на проезд к месту проведения отдыха и обратно один раз в два года.
Истец находилась в отпуске в городе Анталья (Турция), к месту проведения которого следовала по маршруту Усть-Илимск-Иркутск-Анталья-Иркутск-Ангарск-Усть-Илимск.
Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области № 048-606654/19 от 24.10.2019 пенсионеру отказано в выплате компенсации, поскольку отпуск проведен за передами Российской Федерации, а также по причине указания в авиабилетах тарифа, итоговой стоимости в зашифрованном виде, кроме того по маршруту Иркутск-Анталия-Иркутск отсутствует обязательный реквизит – код статуса бронирования, утвержденный Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.11.2006 № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации».
С таким обоснованием отказа в оплате компенсации суд согласиться не может, поскольку реализация права на получение компенсации по оплате проезда по территории Российской Федерации не может быть поставлена в зависимость от выбранного пенсионером места отдыха. Выплата компенсации должна производиться в пределах денежных сумм, затраченных на проезд по территории Российской Федерации.
Отсутствие в вышеуказанных Правилах прямого указания о порядке выплаты компенсации гражданам, осуществляющим отдых за пределами Российской Федерации, не может рассматриваться как запрет на получение ими такой компенсации стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации.
Несоответствие представленных пенсионером проездных документов установленной Приказом Минтранса Российской Федерации от 08.11.2006 N 134 (ред. от 18.05.2010) форме электронного пассажирского билета, указание в билетах их стоимости в зашифрованном виде, также не могут послужить основанием к отказу в выплате компенсации. Указание в билетах тарифа и стоимости в зашифрованном виде не означает, что данный билет приобретен не истцом.
Данные доводы ответчика основаны на неверном толковании норм материального права и оценке представленных суду проездных документов.
Толкование действующих норм права, как позволяющих не компенсировать расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, по указанным пенсионным органом основаниям, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации данного права, что недопустимо с точки зрения требований статей 19, 27, 39, 45 Конституции Российской Федерации, приводило бы к неправомерному ограничению данного права пенсионеров.
Доводы истца о том, что она имеет право на оплату стоимости проезда по маршруту Усть-Илимск–Иркутск-Анталия-Иркутск-Ангарск-Усть-Илимск по территории Российской Федерации, суд находит обоснованными.
Истцом в подтверждение несения расходов на оплату проезда по вышеуказанному маршруту представлены электронные билеты, маршрутные квитанции, посадочные талоны, справки о стоимости проезда.
Согласно справке ИП Богдановой «Магазин горящих путевок» от 13.10.2019, стоимость авиаперелета по маршруту Иркутск-Анталия-Иркутск составляет 35 225, 52 рублей на одного туриста. Отношение ортодромии по РФ к общей ортодромии составляет 85, 98 %, исходя из чего стоимость авиаперелета по территории РФ составляет 30 286, 90 рублей.
Согласно справкам о стоимости проезда железнодорожным транспортом, стоимость проезда по маршруту Усть-Илимск-Иркутск отправлением 14.09.2019 составляет 2 160 рублей 90 копеек, Ангарск-Усть-Илимск отправлением 05.10.2019 составляет 2 136 рублей 20 копеек.
В представленных истцом копиях маршрутных квитанций по маршруту Анталия-Иркутск, Иркутск-Анталия указаны фамилия, имя истца, ее паспортные данные, в связи с чем оснований не доверять представленным истцом бланкам проездных документов, а также подлинным справкам, подтверждающим стоимость проезда, у суда не имеется.
Таким образом, оснований сомневаться в том, что истец действительно следовала по маршруту Усть-Илимск-Иркутск-Анталья-Иркутск-Ангарск-Усть-Илимск, у суда не имеется. Доказательств, свидетельствующих о том, что представленные проездные документы и справки о стоимости проезда принадлежат иному лицу ответчиком суду не представлено.
Факт нахождения истца в месте проведения отдыха – город Анталия (Турция), маршрут следования Усть-Илимск-Иркутск-Анталья-Иркутск-Ангарск-Усть-Илимск, в ходе судебного разбирательства стороной ответчика не оспорен. Доказательств, свидетельствующих об обратном, а также об иной стоимости проезда суду не представлено.
Таким образом, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать сумму расходов на проезд к месту отдыха и обратно по территории Российской Федерации в размере 35 034 рубля (30 286, 90 + 2610, 90 + 2 136, 20).
Подлежащая взысканию сумма расходов, не превышает фактически понесенных истцом расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив в совокупности с объяснениями сторон представленные доказательства, принимая во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 02.02.2006 № 38-О по запросу Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа о проверке конституционности положений пунктов 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, суд приходит к выводу о незаконности отказа Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области в выплате компенсации и необходимости взыскания в пользу истца 35 034 рублей в счет понесенных расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно.
Статьей 103 ГПК РФ предусмотрено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы – пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
Исследовав материалы дела, учитывая приведенные нормы материального и процессуального права, а также то обстоятельство, что истцом заявлено два требования, суд приходит к выводу, что с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход городского бюджета, размер которой в соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, составляет 1551 рубль 02 копейки.
По требованию имущественного характера государственная пошлина составляет 1251 рубль 02 копейки, по требованию неимущественного характера - 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Филипповой Натальи Николаевны удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области № 048-606654/19 от 24.10.2019 об отказе в выплате Филипповой Наталье Николаевне компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области в пользу Филипповой Натальи Николаевны компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 35 034 рубля.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области в бюджет муниципального образования г. Усть-Илимск 1551 рубль 02 копейки государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья И.В. Балаганская
Решение в окончательной форме изготовлено 02.12.2019