Дело № 2-84/2021
УИН: 54RS0012-01-2020-001673-45
Р Е Ш Е Н И ЕИменем российской Федерации
14 января 2021 года село Убинское
Барабинский районный суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи Первушина Ю.Н.,
При помощнике судьи Селезневе Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Котляровой Федосьи Михайловны к администрации Убинского сельского совета Убинского района Новосибирской области о признании права собственности на жилой дом,
У С Т А Н О В И Л:
В суд с исковым заявлением о признании права собственности на жилой дом к администрации Убинского сельского совета Убинского района Новосибирской области обратилась Котлярова Федосья Михайловна указывая, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок <адрес>. Разрешенное использование земельного участка – для ведения личного подсобного хозяйства.
В ДД.ММ.ГГГГ на указанном земельном участке истец с мужем за счет собственных средств возвели одноэтажный жилой дом, площадь которого составила 30, 4 кв.м. Возведение жилого дома подтверждается техническим паспортом. При строительстве истец с мужем не получали необходимые разрешения, что подтверждается архивной справкой № от ДД.ММ.ГГГГ. Возведенный объект недвижимого имущества обладает признаками самовольной постройки. Муж истца умер ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к нотариусу за получением свидетельства о праве на наследство по закону на жилой дом. Однако постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону было отказано в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на жилой дом. Истцу было рекомендовано обратится в суд.
В соответствии с п.1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется судом, в том числе, путем признания права.
Как следует из ст. 219 ГК РФ право собственности на здание, сооружение и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не представленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими да дату выявления самовольной постройки.
В соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку, может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
- если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 26 ПП ВС РФ и ПВАС РФ от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственным признаком самовольной постройки является отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен установить так же, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Стоит отметить, что истец предпринимала меры для легализации самовольной постройки, а именно обращалась в управление строительства, архитектура, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации Убинского района с уведомлением об окончании строительства. Однако документы истца были оставлены без рассмотрения, поскольку истец не может представить документы, предусмотренные п. 1-3 ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, а именно технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости, а так же разрешение (уведомление) на строительство жилого дома. Разрешение на строительство истец не может предоставить, так как за его получением при начале строительства истец с мужем не обращались, а технический план объекта готовится органами БТИ на основании разрешения на строительство, либо правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности на жилой дом, которых у истца то же нет.
Возведенный жилой дом не противоречит санитарным, противопожарным и прочим нормам и правилам, техническое состояние строительной конструкции расценивается, как удовлетворительное и может далее эксплуатироваться по его назначению. Фактов свидетельствующих о том, что сохранение указанного жилого дома нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и создает угрозу жизни и здоровью граждан, не имеется.
Жилой дом не является муниципальной собственностью. Осуществлен государственный кадастровый учет жилого дома с присвоением кадастрового номера 54:25:010118:224.
Кроме того, как следует из разъяснение, содержащихся в п. 27 ПП ВС РФ и ПВАС РФ от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.
Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных ст. 222 ГК РФ.
Право собственности на ? доли земельного участка, на котором возведен жилой дом, перешло к истцу в порядке наследования после смерти мужа, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону.
Просит суд признать за Котляровой Федосьей Михайловной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, право собственности на одноэтажный жилой дом, площадью 30, 4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
В судебном заседании Черепанова Татьяна Альбертовна, представитель по нотариальной доверенности Котляровой Федосьи Михайловны исковые требования поддержала в полном объеме и попросила суд их удовлетворить.
Представитель администрации Убинского сельского совета Убинского района Новосибирской области суду показал, что администрация Убинского сельсовета, Убинского района Новосибирской области не возражает против удовлетворения исковых требований Котляровой Федосьи Михайловны.
Изучив материалы дела, заслушав мнения участников процесса, суд полагает, что исковые требования Котляровой Федосьи Михайловны полежат удовлетворению.
Свидетель ФИО1 показала, что ранние она проживала на <адрес>. По соседству с ней проживала семья Котляровых, ФИО3 и Федосьи Михайловны. До ДД.ММ.ГГГГ семья Котляровых проживала в старом ветхом доме, а в ДД.ММ.ГГГГ они построили своими силами и за собственные средства на этом месте новый большой дом и проживали в нем. Жилой дом, который построили супруги Котляровы расположен по адресу: <адрес>.
Свидетель ФИО2 показал суду, что Котлярова Федосья Михайловна его родная сестра.
Его сестра ранние с мужем – ФИО3 проживала в старом доме на <адрес>, а в ДД.ММ.ГГГГ они построили на этом месте новый дом. Дом они строили сами, своими силами и за собственные средства. В строительстве дома им помогали так же и родственники.
Действительно как установлено в судебном заседании Котлярова Федосья Михайловна и ее муж ФИО3 в ДД.ММ.ГГГГ не имея соответствующего разрешения, своими силами и за собственные средства построили жилой дом по адресу: <адрес> проживали в нем. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умер и его супруга осталось проживать одна.
Согласно выписки из ЕГРН (л.д. 12-15), Котлярова Федосья Михайловна, является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно справки администрации Убинского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом расположенный по адресу: <адрес>, в реестре муниципальной собственности не значится.
Частью 3 ст.222 ГК РФ установлено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Актом обследования фактического состояния здания и признания его соответствующим градостроительным, санитарным и противопожарным нормам от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по адресу: <адрес>, признан пригодным для постоянного проживания. По заключению комиссии охраняемые законом интересы других лиц, при сохранении постройки, нарушены не будут, постройка не создает угрозы жизни и здоровью граждан.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 30, 4 ░░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.