Дело № 2а-438/2018
(2а-9909/2017)
Решение
именем Российской Федерации
22 января 2018 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Коршуновой Т.А.,
при секретаре Базылевой О.В.,
с участием представителя Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области Женовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области к Оспанову М. К. о взыскании пени по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Амурской области обратилась в суд с административным иском к Оспанову М.К. о взыскании пени по транспортному налогу за 2015 год. Требования обоснованы тем, что Оспанов М.К. в соответствии со ст. 357 НК РФ является налогоплательщиком транспортного налога. Налоговой инспекцией начислен транспортный налог за 2015 год, в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление на оплату транспортного налога в установленный законом срок. В связи с частичной оплатой налога, в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени. В соответствии с положениями ст. 69, 70 НК РФ налоговой инспекцией направлено требование о добровольной уплате суммы недоимки по транспортному налогу, начисленных пеней. В связи с тем, что налогоплательщик в установленный срок требования в полном объеме не исполнила, в соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ, инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. 28.04.2017 года мировым судьей Амурской области вынесен судебный приказ о взыскании недоимки по транспортному налогу, включая пени. 03.08.2017 года судебный приказ был отменен. На дату составления заявления за налогоплательщиком числится задолженность за 2015 год, в связи с чем, Межрайонная ИФНС России № 1 по Амурской области, с учетом уточненных требований, просит взыскать с Оспанова М.К. пени по транспортному налогу в размере 2637 рублей 67 копеек.
В судебное заседание административный ответчик Оспанов М.К. не явился, уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрении дела не поступало, при таких обстоятельствах, суд определили в порядке статьи 150, 289 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Оспановым М.К. представлены письменные возражения, согласно которым с заявленными требованиями не согласен, недоимка по транспортному налогу за 2015 год погашена, задолженность отсутствует, напротив имеется переплата по налогу в размере 5900 рублей часть которой, заявлением о зачете будет зачтена в погашение пени в размере 2650 рублей.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области Женова А.С. настаивала на удовлетворении заявленных требований о взыскании пени по транспортному налогу за 2015 года в размере 2637 рублей 67 копеек. Дополнительно пояснила, что у Оспанова М.К. имелась переплата, ответчик подал заявление, в котором просил зачесть суммы переплаты в счет погашения недоимки по транспортному налогу за 2015 год, а не в счет погашения пени. Согласно имеющимся сведениям, недоимок по транспортному налогу за 2015 года у Оспанова М.К. не имелось, однако ответчику уже были начислены налоги за 2016 год, которые на дату 01.12.2017 год им были не уплачены, в связи с чем, сумма излишне уплаченного транспортного налога была зачтена в счет уплаты транспортного налога за 2016 год.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закреплена статьей 57 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 3 НК РФ.
Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета и подлежит исполнению в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ст. 69 НК РФ).
Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
Как следует из материалов дела, 28.04.2017г. мировым судьей Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 2 был вынесен судебный приказ о взыскании с Оспанова М.К. недоимки по транспортному налогу, начисленных пеней, госпошлины. 03.08.2017г. указанный судебный приказ отменен, в связи с чем, истец обратился с настоящим административным исковым заявлением.
Судом установлено и подтверждается представленными материалами, что Оспанов М.К. в рассматриваемый налоговый период является собственником транспортных средств: «Freightliner Century», государственный регистрационный знак «***»; «Shaanqi SX3255DR384», государственный регистрационный знак «***»; «Shaanxi SX4256NX3246», государственный регистрационный знак «***»; «Shaanxi SX4257NR324Z», государственный регистрационный знак «***»; «Shaanxi SX4257NR324Z», государственный регистрационный знак «***»; «Shaamxi SX3256DR384», государственный регистрационный знак «***»; «Bei Ben ND32502B38J7», государственный регистрационный знак «***»; «Toyota Corolla Axio», государственный регистрационный знак «***»; «Ford Focus», государственный регистрационный знак «***»; «XCMG LW500FL», государственный регистрационный знак «***».
В силу п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения в силу п. 1 ст. 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сроки и порядок уплаты транспортного налога, налоговые ставки установлены в соответствии с Законом Амурской области от 18 ноября 2002 года № 142-ОЗ «О транспортном налоге на территории Амурской области».
Таким образом, законодатель, устанавливая транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика. Из этого следует, что прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за снятием его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
Исходя из вышеперечисленного с учетом норм налогового права, Оспанов М.К. является плательщиком транспортного налога и земельного налога.
В силу п. 1 ст. 363 НК РФ (в редакции Федерального закона, действующего на момент возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате налога) налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом за 2015 год.
В силу ст. 75 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки влечет начисление и уплату суммы соответствующих пеней (пункт 1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3).
Налоговой инспекцией на основании положений ч.ч. 2, 3 ст. 52, ст. 362- 363, Закона Амурской области от 18.11.2002 года № 142-ОЗ, Оспанову М.К. за 2015 год был начислен, в том числе, транспортный налог в размере 197810 рублей, на личный кабинет налогоплательщика посредством электронного документооборота направлено налоговое уведомление № 92747062 от 13.09.2016 года о начисленных налогах, которые налогоплательщик в установленный законом срок должен уплатить.
Поскольку Оспановым М.К. в установленный налоговым законодательством срок транспортный налог в полном объеме не уплачен, в соответствии со статьей 75 НК РФ налоговой инспекцией на недоимку по транспортному налогу были начислены пени на сумму 2651 рубль 33 копейки.
В адрес Оспанова М.К. на личный кабинет налогоплательщика посредством электронного документооборота было направлено требования № 306 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 06.02.2017г., в котором налогоплательщику предложено добровольно уплатить недоимку по транспортному налогу, начисленные пени до 21.03.2017г., которое налогоплательщиком исполнено не в полном объеме, оплачена задолженность по транспортному налогу, однако начисленные пени оплачены не в полном объеме.
Согласно расшифровке задолженности налогоплательщика – физического лица, а также пени и штрафов с указанием реквизитов счетов по учету доходов соответствующих бюджетов и кодов бюджетной квалификации, расчета сумм пени, на дату подачи административного искового заявления в суд за Оспановым М.К. числилась задолженность, в том числе, пени по транспортному налогу в размере 2642 рублей 74 копеек, которые частично погашены. Доказательств, опровергающих правомерность начисления пени по транспортному налогу, подтверждающих исполнение обязательств по уплате пени по транспортному налогу в установленный законом срок, административным ответчиком не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику
В соответствии с ч. 5 ст. 78 НК РФ, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда. При этом, положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).
В силу ч. 6 ст. 78 НК РФ, возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Как следует из представленных материалов дела, денежные средства в размере 5900 рублей зачтены в счет погашения задолженности по транспортному налогу за 2016 года, в связи с чем, доводы ответчика об имеющейся у него переплате, являются несостоятельными.
В связи с установленным фактом неисполнения административным ответчиком обязанности по уплате пени по транспортному налогу за 2015 год в срок, установленный законодательством, суд приходит к выводу об обоснованности требований Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Амурской области и удовлетворении административного иска в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход местного бюджета.
В соответствии со ст. 333.19, ст. 333.20 НК РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области о взыскании пени по транспортному налогу удовлетворить.
Взыскать с Оспанова М. К., *** г.р., зарегистрированного по адресу: ***, в доход государства пени по транспортном налогу за 2015 год в размере 2637 рублей 67 копеек.
Взыскать с Оспанова М. К. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Коршунова
Решение в окончательной форме изготовлено 29 января 2018 года.
Председательствующий Т.А. Коршунова