Решение вступило в законную силу 15.07.2014
Дело № 2- 1059/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июня 2014 года город Нижний Тагил
Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Филатьевой Т. А.,
с участием истца Мальцевой И. В., ее представителя Дружинина А. Н.,
представителя ответчика ГСК «Дружба-1» Пономарева Н. А.,
при секретаре Малачевой О. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мальцевой И. В. к Муниципальному образованию «город Нижний Тагил», Территориальному управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области, Гаражно-строительному кооперативу «Дружба-1» о признании права собственности на гаражный бокс в силу приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
Мальцева И. В. обратилась в суд с иском к МО «город Нижний Тагил» о признании права единоличной собственности на гаражный бокс № ** в Гаражно-строительном кооперативе «Дружба-1» по адресу: город Нижний Тагил, ул. ***, по праву приобретательной давности.
В обоснование заявленных требований указала, что решением исполкома Дзержинского районного Совета депутатов трудящихся города Нижнего Тагила № ** от **.**.**** утвержден кооператив по строительству и эксплуатации индивидуальных гаражей. Письмом главного архитектора города Нижний Тагил от **** года согласовано строительство гаража-бокса с последующим включением его в ГСК «Дружба-1». Построенный гаражный бокс Б. в **** году продал К., который вместо первого был включен в члены кооператива. В *** года гаражный бокс был продан К. Мальцевой И. В., в связи с чем Мальцева И. В. вступила в челны кооператива. С указанного момента истец пользуется гаражным боксом. В настоящее время истец не может оформить право собственности на гаражный бокс, поскольку архивные документы в ГСК «Дружба-1» уничтожены в результате пожара и она не может получить справку у выплате паевого взноса. Истец пользуется гаражом до настоящего времени, с момента приобретения и до **** года производила оплату налога на имущества, в **** году заключила договор аренды с МО «город Нижний Тагил» земельного участка для эксплуатации гаража.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области и Гаражно-строительный кооператив «Дружба-1».
В судебном заседании истец Мальцева И. В. на исковых требованиях настаивала по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель истца Дружинин А. Н. иск поддержал, просил суд удовлетворить требования, указал, что истец открыто, непрерывно, добросовестно владеет гаражом более ** лет. Ранее передача прав на гаражные боксы производилась путем написания заявлений об исключении и о приеме в члены ГСК, заявления регистрировались в администрации района. На заявлении Мальцевой И. В. о приеме в члены ГСК также имеется государственной налоговой службы.
Председатель ГСК «Дружба-1» Пономарев Н. А. не возражал против удовлетворения заявленных требований, суду пояснил, что паевой взнос за спорный гараж был внесен первым либо вторым владельцем этого гаража, точнее он сказать не может ввиду утраты документов. Также у него сохранились документы, согласно которым собственники нескольких гаражных боксов, в том числе и собственник бокса № ** Мальцева, подали заявления о выходе из кооператива «Дружба», и их заявление было удовлетворено. В связи с чем, с **.**.**** Мальцева И. В. не является членом кооператива, гаражный бокс № ** также не является собственностью кооператива.
Представители ответчиков Муниципального образования «город Нижний Тагил», Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
От представителя ТУ Росимущества в Свердловской области поступил отзыв, согласно которому ответчик иск не признал, поскольку спорный объект не является федеральным имуществом.
Выслушав представителя истца, его представителя, представителя ответчика ГСК «Дружба-1», исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или иными такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом; из судебного решения, установившие права и обязанности; в результате приобретения имущества, по основаниям, допускаемым законом.
В соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, которая не имеет собственника, или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался, является бесхозной.
Пунктом 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Из разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в п. 17 Постановления № 8 от 25.02.1998 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено как на бесхозяйное имущество, так и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу.
Для возникновения права собственности в силу приобретательной давности недостаточно просто пользоваться имуществом, необходимо соблюсти некоторые условия, а именно: владеть им добросовестно, открыто и непрерывно в течение 15 лет.
Определение добросовестного приобретателя вытекает из содержания ст. 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, из которой следует, что добросовестным приобретателем является лицо, которое, приобретая имущество, не знало и не могло знать о правах других лиц в отношении этого имущества. В приобретательной давности добросовестность проявляется в том, что даже если владение незаконно, давностный приобретатель в момент начала владения не только не знал, но и не мог знать о незаконности своего владения.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.11.1994 № 52 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (редакции от 01.12.2007) действие ст. 234 Кодекса (приобретательная давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 01.01.1995 и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности предоставлена ст. 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права.
Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности. Данный спор должен быть рассмотрен судом по существу.
При удовлетворении исковых требований право собственности возникает на основании решения суда, которое, в свою очередь, является основанием для регистрации уполномоченным органом права собственности лица на недвижимое имущество.
Спорное имущество представляет собой гаражный бокс под номером **, расположенный город Нижний Тагил по ул. ***, в ГСК «Дружба-1», общей площадью 25 кв.м. Объекту присвоен инвентарный номер **, что подтверждается техническим нежилого помещения – гаражного бокса, выданным СОГУП «Областной Государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости Свердловской области» - филиал «Горнозаводское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» (л.д. 8).
Гаражный бокс расположен на земельном участке, находящемся в государственной собственности, площадью 27 + 2 кв.м, имеющем кадастровый номер **, с разрешенным использованием для эксплуатации гаража-бокса (л.д. 41).
Сведения о зарегистрированных правах на указанный гаражный бокс в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют.
Из собранных по делу доказательств следует, что решением исполкома Дзержинского районного совета депутатов трудящихся № ** от **.**.**** в целях организационного строительства и эксплуатации гаражей индивидуальных владельцев автомашин, решено утвердить кооператив по строительству и эксплуатации индивидуальных гаражей в составе тридцати человек (л.д. 11).
Постановлением от **.**.**** Исполкома Дзержинского района Совета народных депутатов города Нижний Тагил зарегистрирован гаражно-строительный кооператив «Дружба-1», расположенный в город Нижний Тагил по ул. ***, ** (л.д. 51).
Письмом Главного архитектора города от **.**.**** согласовано строительство гаража-бокса с последующим включением в ГСК «Дружба» (л.д. 12).
Согласно членской книжке владельца гаража № ** в ГСК «Дружба-1», а также копиям заявлений о вступлении в члены ГСК и о выходе из кооператива, после строительства гаражного бокса его эксплуатировал Б, затем с **.**.**** – К., а с **.**.**** – М., которая была принята в члены ГСК «Дружба-1» в связи с покупкой гаража. На заявлении о вступлении истца в члены ГСК «Дружба-1» имеются отметки о регистрации заявления **.**.**** в гаражном отделе Администрации Дзержинского района, и налоговой инспекции по Дзержинскому району города Нижний Тагил (л.д. 18), поскольку в указанный период времени в муниципальном образовании существовал именно такой порядок регистрации прав на гаражные боксы.
Доводы истца о том, что с **** года она выбыла из ГСК «Дружба-1» подтверждаются пояснениями председателя данного кооператива и представленными им копиями заявления владельцев гаражных боксов, в том числе и бокса № ** о выходе из кооператива, и копией страницы из книги учета членских взносов. Иных документов стороны представить не смогли ввиду имевшего место возгорания в ГСК «Дружба-1» и уничтожения документов, о чем свидетельствует справка на л.д. 21.
Постановлением Главы города Нижний Тагил от **.**.**** № ** Мальцевой И. В. утвержден проект границ и предоставлен сроком на пять лет земельный участок площадью 27 кв.м. для эксплуатации гаража-бокса, расположенного в районе ГСК «Дружба-1» по ул. *** в Дзержинском районе города (л.д. 35).
**.**.**** истцом получено разрешение председателя комитета по архитектуре и градостроительству администрации города Нижний Тагил на эксплуатацию гаража-бокса на земельном участке (л.д. 34).
Суд приходит к выводу о том, что спорный объект недвижимости не является самовольной постройкой, поскольку возведен на отведенном именно для этой цели земельном участке, строительство гаража согласовано комитетом по архитектуре города.
Факт открытого, непрерывного и добросовестного владения истцом спорным гаражом как своим собственным с **.**.**** по настоящее время подтверждается пояснениями представителя ответчика ГСК «Дружба-1», налоговыми уведомлениями и квитанциями об уплате налога за указанный гаражный бокс за период с **** по **** годы, договором аренды земельного участка для эксплуатации гаража от **.**.****, а также действиями Мальцевой И. В. по получению разрешительных документов на эксплуатацию гаража и использование земельного участка.
Ответчиком МО «город Нижний Тагил» сведений о постановке на учет спорного гаражного бокса в качестве бесхозяйной вещи не представлено, прав на данное имущество не заявлено.
Началом течения срока приобретательной давности суд считает **.**.**** – с момента вступления Мальцевой И. В. в члены ГСК «Дружба-1» в связи с покупкой гаража, поскольку с этого времени истец считал себя собственником гаража, именно как собственник нес обязанность по уплате налога на недвижимое имущество, в последующем обращалась в администрацию города за оформлением прав аренды на земельный участок для эксплуатации гаража.
В течение всего периода владения гаражным боксом никто не оспаривал прав истца по владению и пользованию этим имуществом. В судебном заседании доказательств обратного не представлено.
Таким образом, период времени открытого владения истцом данным гаражом как своим собственным составляет более 18 лет, что является основанием для признания судом права собственности истца на здание гаража в силу приобретательной давности.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░ **, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░. ***, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-1».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░