Дело № 2-2718/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июля 2014 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Кандрина Д.И.,
при секретаре судебного заседания Светкиной А.Н.,
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г.Саранска Республики Мордовия Мещеряковой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г.Саранска Республики Мордовия в интересах Российской Федерации к Ашумовой О. В., Ахмадалиеву Х. М. о признании постановки на учет по месту пребывания недействительной,
установил:
Прокурор Ленинского района г.Саранска действующий в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Ашумовой О.В., Ахмадалиеву Х.М. о признании постановки на учет по месту пребывания недействительной, указав, что прокуратурой Ленинского района г. Саранска проведена проверка исполнений миграционного законодательства. В ходе проверки установлено, что Ашумовой О.В. в г.Саранске оформлялись уведомления о временном пребывании по адресу: <адрес>, граждан иностранных государств. В настоящее время в квартире по месту пребывания поставлены на учет граждане иностранных государств, в числе которых Ахмадалиев Х.М. Однако фактически иностранные граждане, в том числе Ахмадалиев Х.М. в указанном жилом помещении не проживают, их регистрация по данному адресу носит фиктивный характер, в связи с чем является недействительной.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Саранска Республики Мордовия Мещерякова И.М. иск, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объёме.
Ответчики Ашумова О.В. и Ахмадалиев Х.М. в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, о дне и времени слушания дела извещались надлежащим образом судебными повестками. О причинах невозможности явки в судебное заседание своевременно не известили и доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки и ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представили, несмотря на разъяснения указанных прав и обязанностей судом.
Ответчица Ашумова О.В. представила письменное заявление, в котором указала, что с иском согласна полностью, просит рассмотреть дело без своего участия.
Судебные повестки, а также иные документы, направленные по адресу указанному в исковом заявлении и по адресу регистрации ответчика Ахмадалиева Х.М. по месту жительства, согласно сведениям УФМС по Республике Мордовия, согласно информации, представленной в суд почтовой организацией, указанным лицам не доставлены за истечением срока хранения почтовой корреспонденции.
Согласно части 1 статьи 115 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить. Время их вручения адресату фиксируется установленным в организациях почтовой связи способом или на документе, подлежащем возврату в суд.
Согласно статье 117 ГПК РФ при отказе адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд.
Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
ГПК РФ не предусматривает последствия пассивного отказа лица, участвующего в деле, от получения судебного извещения, то есть, когда данное лицо активно не отказывается от получения судебного извещения, но не открывает дверь почтальону и не является в почтовую организацию за получением судебного извещения.
Для решения этого вопроса следует на основании части 4 статьи 1 ГПК РФ применять норму, регулирующую сходные отношения.
В качестве такой нормы может выступать пункт 2 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчика Ахмадалиева Х.М.
Суд, выслушав сторону истца, проверив материалы дела, полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Ашумова О.Н. является нанимателем квартиры расположенной по адресу: <адрес>.
Из представленной в материалах дела копии объяснения Ашумовой О.В. следует, что по просьбе своего знакомого Игоря Николаевича она поставила на учет шесть граждан Узбекистана, в том числе Ахмадалиева Х.М., которые не проживали у нее ни одного дня с момента постановки на учет. В своих объяснениях Ашумова О.В. указала, что поставила на учет иностранных граждан в связи с тяжелым материальным положением и нехваткой денежных средств. В качестве материальной благодарности за оказанную услугу Игорь Николаевич заплатил ей по 2000 рублей за каждого поставленного на учет гражданина иностранного государства ( л.д. 7).
В соответствии с Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и ниц без гражданства» от 18.07.2006 № 109-ФЗ, миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
Статья 4 указанного Федерального закона определяет следующие цели, принципы и содержание регистрационного учета: создание необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей; формирование полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям; систематизация сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 7 этого же Федерального закона, при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и Снимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 21 указанного Федерального закона, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющимся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Статья 23 ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым иностранный гражданин может быть снят с учета по месту пребывания: постановка иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания; выезд иностранного гражданина из Российской Федерации; смерть иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступление в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
Порядок постановки на миграционный учет по месту пребывания и снятия с него регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
В силу п. 37 указанного Постановления, снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется: после получения территориального органа Федеральной миграционной службы по новому месту пребывания иностранного гражданина сведений о его постановке на учет по новому месту пребывания; после получения от органа пограничного контроля в соответствующем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации сведений о выезде иностранного гражданина из Российской Федерации; после получения от органов записи актов гражданского состояния либо от заинтересованного физического или юридического лица документа, подтверждающего смерть иностранного гражданина, либо после получения от заинтересованного физического или юридического лица заверенной в установленном порядке копии вступившего законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
В соответствии с пунктом 40 указанного Постановления Правительства Российской Федерации, при получении документов, предусмотренных пунктом 37 настоящих Правил, должностное лицо территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
При отсутствии сведений, указанных в статье 23 ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снять иностранных граждан с учета по месту пребывания, а также внести необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
Сведений о снятии с миграционного учета по месту пребывания иностранных граждан, поставленных на учет по адресу: <адрес> до настоящего времени не поступало.
Из материалов дела следует, что ответчик Ахмадалиев Х.М. встал на учет по указанному адресу, заведомо зная, что не будет находиться в указанной квартире в течение всего периода учета по месту пребывания.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора Ленинского района г.Саранска Республики Мордовия в интересах Российской Федерации к Ашумовой О. В., Ахмадалиеву Х. М. о признании постановки на учет по месту пребывания недействительной удовлетворить;
Признать постановку на учёт по месту пребывания Ахмадалиева Х. М. по адресу: <адрес> недействительной.
Снять Ахмадалиева Х. М. с миграционного учета по месту пребывания по адресу: <адрес>, внести необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в апелляционном порядке через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Д.И. Кандрин