РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2018 г. |
г. Белогорск |
Белогорский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего Золотавина А.В.,
при секретаре судебного заседания Пристинской О.А.,
с участием представителя Гаврилова А.С. – Карташенко Е.А., представителя 2 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Сергачёвой А.А., в открытом судебном заседании в помещении военного суда, с использованием системы видеоконференц-связи, рассмотрев гражданское дело по иску военнослужащего войсковой части № <иные данные> Гаврилова <иные данные> о взыскании с ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Гаврилов обратился в суд с иском, в котором, с учетом уточнения требований его представителем, просит взыскать с ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее - «Востокрегионжилье») компенсацию морального вреда и просит взыскать с этого учреждения в его пользу 100 000 рублей, а также возместить судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 300 (триста) рублей.
Производство по другим исковым требованиям прекращено отдельным определением суда.
В обоснование исковых требований Гаврилов указал, что решением начальника 2 отдела «Востокрегионжилье» от 1 октября 2017 года № 84 ему необоснованно отказано во включении в список на предоставление служебного жилого помещения по месту военной службы в <адрес>. Данное решение он обжаловал в суд. Решением Белогорского гарнизонного военного суда от 27 октября 2017 года ему было отказано в удовлетворении требования о признании незаконным решения начальника 2 отдела «Востокрегионжилье» от 1 октября 2017 года № 84. Апелляционным определением судебной коллегии Дальневосточного окружного военного суда от 16 января 2018 года указанное судебное решение отменено, оспариваемое решение начальника 2 отдела «Востокрегионжилье» признано незаконным. В связи с незаконным решением начальника 2 отдела «Востокрегионжилье» он был вынужден проживать на условиях поднайма жилья и вносить плату за поднаем, чем ему были причинены убытки, при этом денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений он не получал. Проживая на условиях поднайма жилья за плату, помимо убытков данными незаконными действиями ответчика ему был причинен моральный вред в размере 100000 руб., который выразился в том, что на протяжении длительного времени (более полугода) ему пришлось беспокоиться и переживать, восстанавливая свои права. Кроме того, он был вынужден изыскивать дополнительные денежные средства для оплаты съемного жилья и нести бремя борьбы за свои права. При этом он был лишен возможности объяснить своей супруге и ребенку причину, по которой нарушены их права на обеспечение служебным жильем.
Гаврилов, извещенный о времени и месте судебного заседания, не прибыл.
Представитель истца – Карташенко Е.А., настаивая на удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда в указанном размере, помимо доводов Гаврилова, указала, что причиненные истцу убытки за поднаем жилого помещения к моральному вреду имеют косвенное отношение, поскольку жилищный вопрос истца решен не был, ранее предоставленное ему служебное жилое помещение он сдал, иного жилья не имеет и вынужден был искать и снимать жилье. При этом у него были кредиты, поэтому он вынужден был искать варианты и снимать недорогое жилье меньшей площади. Получить служебное жилье он не мог, свободных служебных квартир не было. Поскольку денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений истец не получал, он вынужден был занимать деньги. Кроме того, военная служба не предполагает возможность искать жилое помещение.
Представитель «Востокрегионжилье» Сергачёва А.А., возражая против удовлетворения иска, указала на необоснованность исковых требований в порядке ст. 151 и 1099 ГК РФ, поскольку решением начальника 2 отдела «Востокрегионжилье» от 1 октября 2017 года № 84 об отказе во включение в список на предоставление служебного жилого помещения личные неимущественные права или иные нематериальные блага Гаврилова не нарушены. Апелляционное определение судебной коллегии Дальневосточного окружного военного суда от 16 января 2018 года исполнено, Гаврилов включен в указанный список с 7 марта 2017 года – даты обращения во 2 отдел «Востокрегионжилье». Действующим гражданским и жилищным законодательством не предусмотрена возможность компенсации морального вреда, причиненного нарушением имущественных прав на жилое помещение. Данная правовая позиция Верховного Суда РФ изложена, в частности, в определении от 25 ноября 2014 года № 57-КГ14-8.
Представитель ФКУ «УФО по Хабаровскому краю», привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, ФИО4 в своих письменных возражениях указал, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется и просил рассмотреть дело без его участия.
Заслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, исследовав имеющиеся доказательства в их совокупности, военный суд считает, что иск Гаврилова не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено: решением начальника 2 отдела «Востокрегионжилье» от 1 октября 2017 года № 84 Гаврилову отказано во включении в список на предоставление служебного жилого помещения по месту военной службы в <адрес>. Решением Белогорского гарнизонного военного суда от 27 октября 2017 года Гаврилову отказано в удовлетворении требования о признании незаконным данного решения начальника 2 отдела «Востокрегионжилье». Апелляционным определением судебной коллегии Дальневосточного окружного военного суда от 16 января 2018 года указанное судебное решение отменено, решение начальника 2 отдела «Востокрегионжилье» от 1 октября 2017 года № 84 признано незаконным. Данное определение судебной коллегии Дальневосточного окружного военного суда исполнено, Гаврилов включен в указанный список с 7 марта 2017 года – даты обращения во 2 отдел «Востокрегионжилье». Каких либо доказательств незаконных решений «Востокрегионжилье» или неправомерных действий (бездействия) должностных лиц «Востокрегионжилье», непосредственно направленных на нарушение личных неимущественных прав истца либо посягающих на принадлежащие ему другие нематериальные блага истцом и его представителем суду не представлено.
Данные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.
Как видно из копии решения Белогорского гарнизонного военного суда от 27 октября 2017 года Гаврилову отказано в удовлетворении требования о признании незаконным решения начальника 2 отдела «Востокрегионжилье», которым истцу отказано во включении в список на предоставление служебного жилого помещения по месту военной службы в <адрес>.
Апелляционным определением судебной коллегии Дальневосточного окружного военного суда от 16 января 2018 года решение Белогорского гарнизонного военного суда от 27 октября 2017 года отменено, решение начальника 2 отдела «Востокрегионжилье» от 1 октября 2017 года № 84 признано незаконным.
Данное решение судебной коллегии Дальневосточного окружного военного суда исполнено, Гаврилов включен в указанный список с 7 марта 2017 года – даты обращения во 2 отдел «Востокрегионжилье», что подтверждается пояснениями сторон и копией решения начальника 2 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» от 19 февраля 2018 года и соответствующим уведомлением Гаврилова о включении в указанный список (л.д.58-59).
Как указал сам истец в иске, моральный вред ему причинен тем, что в связи с незаконным решением начальника 2 отдела «Востокрегионжилье» от 1 октября 2017 года № 84 он был вынужден проживать на условиях поднайма жилья и вносить плату за поднаем, чем ему были причинены убытки, при этом денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений он не получал. Проживая на условиях поднайма жилья за плату, помимо убытков данными незаконными действиями ответчика ему был причинен моральный вред, который выразился в том, что на протяжении длительного времени (более полугода) ему пришлось беспокоиться и переживать, восстанавливая свои права. Кроме того, он был вынужден изыскивать дополнительные денежные средства для оплаты съемного жилья. При этом он был лишен возможности объяснить своей супруге и ребенку причину, по которой нарушены их права на обеспечение служебным жильем.
Как пояснила в суде представитель истца - Карташенко Е.А., моральный вред ее доверителю причинен тем, что не был решен его жилищный вопрос, ранее предоставленное Гаврилову служебное жилое помещение он сдал, иного жилья не имеет и вынужден был искать и снимать жилье. При этом у доверителя были кредиты, поэтому он вынужден был искать варианты и снимать недорогое жилье меньшей площади. Получить служебное жилье он не мог, свободных служебных квартир не было. Поскольку денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений истец не получал, он вынужден был занимать деньги.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ компенсации подлежит моральный вред, причиненный действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
Согласно ч. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием) нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации только при наличии специального указания об этом в законе.
Как следует из материалов дела и пояснений сторон, Гаврилов включен в список на предоставление служебного жилого помещения по месту военной службы в <адрес> с <дата>.
Согласно копии списка на предоставление служебного жилого помещения Гаврилов включен в список в порядке очередности, где состоит пятым в очереди.
Как пояснила сама представитель истца – Карташенко Е.А. свободных (незанятых) служебных жилых помещений за этот период не имелось.
Более того, как видно из справки войсковой части № от <дата> № за выплатой денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений истец обратился <дата>.
Принимая во внимание, что законодательством РФ не предусмотрено возмещение компенсации морального вреда, причиненного нарушением имущественных прав граждан, сам истец и его представитель причинение морального вреда связывают, помимо убытков, с нарушением имущественного права, а именно с невыплатой денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений и необеспечением Гаврилова служебным жильем, учитывая, что военнослужащие обеспечиваются служебным жильем в порядке очередности, за получением денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений истец обратился к командованию части 27 апреля 2018 года - после обращения в суд с иском, поэтому оснований для компенсации морального вреда в связи с необеспечением истца служебным жильем не имеется.
Каких либо доказательств незаконных решений «Востокрегионжилье» или неправомерных действий (бездействия) должностных лиц «Востокрегионжилье», непосредственно направленных на нарушение личных неимущественных прав Гаврилова, либо посягающих на принадлежащие ему другие нематериальные блага истцом и его представителем суду не представлено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданин.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.
Таким образом, действующим гражданским и жилищным законодательством не предусмотрена возможность компенсации морального вреда, причиненного нарушением имущественных прав на жилое помещение.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, в связи с принятием решения об отказе в удовлетворении иска, судебные расходы, понесенные истцом в связи с оплатой государственной пошлины в размере 300 руб., возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░, – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 21 ░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░