РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июля 2014 года суд Ленинского района Свердловской области в составе председательствующего судьи Зайцевой И.Н.
при секретаре Жернове Г.С.
с участием истца Журавлева В.В., его представителя Злодеевой Г.В., допущенной по устному ходатайству,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2- 1708/2014 по иску Журавлева В.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о возложении обязанности принять к зачету в общий трудовой стаж периода пребывания на инвалидности, произвести перерасчет трудовой пенсии по старости, и выплате задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Журавлев В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о возложении обязанности принять к зачету в его общий трудовой стаж периода пребывания на инвалидности <...> группы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с учетом указанного стажа с даты назначения пенсии и выплатить задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ. без ограничения времени.
В обоснование требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ был призван на специальные военные сборы для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем его здоровью был причинен вред.
ДД.ММ.ГГГГ впервые освидетельствован Главным бюро № гос. службы МСЭ г. Екатеринбурга, признан инвалидом <...> группы по общему заболеванию, переосвидетельствован ДД.ММ.ГГГГ. подтверждена <...> группа инвалидности, с причиной - увечье связанно с аварией на ЧАЭС, ДД.ММ.ГГГГ. Федеральным государственным учреждением «Главного бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области» установлена <...> группа инвалидности с причиной - заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС, ДД.ММ.ГГГГ. при переосвидетельствовании подтверждена <...> группа, причина заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС, ДД.ММ.ГГГГ. вновь определена <...> группа бессрочно с аналогичной причиной. Во всех случаях причина инвалидности - воздействие вредных факторов вследствие катастрофы на ЧАЭС.
С ДД.ММ.ГГГГ. он уволен с работы и более не был трудоустроен, что подтверждается записью в трудовой книжке.
С момента установления инвалидности он являлся получателем пенсии по инвалидности на основании Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», ст. 29 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по старости в связи с достижением пятидесятилетнего возраста. При определении размера пенсии по возрасту в общий трудовой стаж не был включен период его нахождения на инвалидности <...> группы с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
В ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области с заявлением о включении ему в стаж для трудовой пенсии по старости периода нахождения на инвалидности <...> группы, вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.
ДД.ММ.ГГГГ во включении данных периодов ему отказано, что повлекло нарушение его прав т.к. он недополучил положенную ему пенсию.
Свои требования обосновывает п. 1 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 № 179-ФЗ), ч.3 и ч.4 ст. 30, п.2 ст. 23 ФЗ №173-ФЗ» О трудовых пенсиях в Российской Федерации», принятого 17.12.2001г., вступивший в законную силу с 01.01.2002, ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 5, ч.1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 ч.2 ст. 55 Конституции РФ.
Полагает, что до 01.01.2002г. при включении в общий трудовой стаж периода нахождения на инвалидности необходимо было руководствоваться законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации» № 340-1 от 20.11.1990, пункт «а» статьи 92 которого содержал аналогичное правило: в общий трудовой стаж включается наравне с работой, указанной в статье 89 Закона, инвалидность 1 и 2 группы вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания и указанием Минсоцзащиты РФ от 10.11.1992 № 1-98-У «О порядке назначения (перерасчета) пенсий гражданам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы...» в соответствии с которым заболевание рабочих и служащих, вызванное воздействием ионизирующего излучения при эксплуатации Чернобыльской АЭС и ликвидации последствий аварии в зоне отселения, следует считать профессиональным.
Согласно Разъяснению от 27.01.1993 года, № 1 «О порядке определения размера фактического ущерба для установления пенсии военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, и их семьям по случаю потери кормильца», утвержденного Постановлением Министерства Труда РФ от 27.01.1993 года, № 9, «инвалидность, полученная вследствие увечья, связанного с производством, или профессиональным заболеванием» и «инвалидность вследствие военной травмы» признаны равнозначными для включения в общий трудовой стаж при определении расчетного периода пенсии.
Из положения пункта 2 статьи 23 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», следует, что трудовая пенсия (часть трудовой пенсии), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
В связи с тем, что на день возникновения права на получение пенсии и не включении в его трудовой стаж спорных периодов, при предоставлении всех необходимых документов для расчета размера пенсии, считает, что его требования о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет трудовой пенсии с учетом указанного стажа с ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.
В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковые требования и основания требований, изложенные в исковом заявлении, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного учреждения Управления пенсионного фонда в городе Н.Тагиле и Пригородном районе Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, направил в суд письменный отзыв, в котором указал, что требования не признают. В обоснование возражений указал, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», другими федеральными законами, в том числе Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральным законом от 17.12.2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п.2 ч. 1 ст.29 Закона от 15.05.1991 года № 1244-1 военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, гарантировано право на назначение пенсии в порядке, установленном законодательством РФ для граждан, ставших инвалидами, вследствие военной травмы.
Инвалидам вследствие военной травмы предоставляется право на получение одновременно двух пенсий: трудовой по старости и государственной пенсии по инвалидности.
Журавлеву В.В. пенсия по инвалидности вследствие военной травмы назначена с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с со ст. 27 Закона РСФСР от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в РФ». Размер пенсии определялся с учетом максимального стажевого коэффициента <...> %. Со вступлением в силу ФЗ РФ от 15.12.2001г №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» истец переведен на государственную пенсию по инвалидности в соответствии со ст. 15 указанного закона, размер пенсии в соответствии с ранее действовавшим законодательством был ниже размера пенсии ФЗ РФ от 15.12.2001г. №166-ФЗ, в связи с чем размер пенсии с 01.01.2002г. был сохранен в прежнем размере
Со вступлением в силу Федерального закона РФ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» был произведен перевод на государственную пенсию по инвалидности в соответствии со ст. 15 указанного закона, размер пенсии с 01.01.2002 года был сохранен в прежнем более высоком размере.
С ДД.ММ.ГГГГ. Журавлеву В.В. назначена вторая пенсия - трудовая по старости в соответствии с Федеральным Законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», размер государственной пенсии по инвалидности в стороны уменьшения не пересчитывался.
В соответствии с п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002г, учитываемая в календарном порядке в которую включаются:
Периоды временной нетрудоспособности, начавшиеся в период работы, и период пребывания на инвалидности 1 и2 группы полученной вследствие увечья связанного с производством, или профессионального заболевания.
Согласно постановления Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 9 апреля 1985 г. № 147 «Об утверждении Положения о врачебно-трудовых экспертных комиссиях» (п. 3), действующим в период признания истца инвалидом; Постановлению Правительства РФ от 13.08.1996г. № 965, (п. 21); постановление Правительства РФ от 20.02.2006г. № 95 (п. 14); среди причин инвалидности различались, в том числе трудовое увечье; профессиональное заболевание; военная травма; для военнослужащих - ранение, контузия, увечье полученное при исполнении обязанностей военной службы, либо заболевание связанное с пребыванием на фронте, или увечье полученное в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на ЧАЭС, иные причины установленные законодательством РФ.
В соответствии с указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 11.09.1992 года № 1-76-У «О порядке установления причинной связи заболевания и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы» для инвалидов из числа военнослужащих и лиц, приравненных к ним по пенсионному обеспечению устанавливается причина: «увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ЧАЭС»;
В соответствии с Разъяснением Минтруда РФ от 15.04.2003 № 1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», утвержденным постановлением Минтруда РФ от 15.04.2003 № 17, в качестве причин инвалидности предусмотрены: «профессиональное заболевание» (инвалидность наступила вследствие увечья или заболевания, полученных при защите Родины, или при исполнении иных обязанностей военной службы - п.7), «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС (устанавливается указанным в п.2 ч.1 ст.13 Закона № 1244-1 бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС - п.12). При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 15 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», инвалидностью вследствие военной травмы считается также и инвалидность, наступившая, в том числе в связи с прохождением военной службы при исполнении иных обязанностей военной службы. Исходя из указанных нормативных актов, причины инвалидности определяются в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности, предусмотренных законодательством РФ, от установленных причин инвалидности зависит уровень пенсионного обеспечения инвалида, выплата компенсаций и предоставление различных льгот. Поскольку законодатель разграничил понятия инвалидности, связанной с профессиональным заболеванием, трудовым увечьем, и инвалидность, наступившую вследствие военной травмы, нельзя одновременно принять трудовое увечье и военную травму. При установлении инвалидности истцу была установлена причина - заболевание, связанное с исполнением обязанностей военной службы на ЧАЭС, которая не имеет признаков трудового увечья или профзаболевания. Применение в данном случае п.1 ст.29 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, действующей в спорный период пребывания на инвалидности, согласно которой гражданам, указанным в п.п.1 и 2 ч.1 ст.13 этого Закона, гарантируются назначение пенсии по инвалидности, в том числе установленных до вступления Закона в силу в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, является необоснованным, поскольку Федеральным законом от 18.07.2006 № 112-ФЗ п.1 ч.1 этой статьи изложен в новой редакции, согласно которой назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на ЧАЭС гарантируется по желанию гражданина в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действие которой распространено на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ. Журавлев В.В. претендует на одновременное получение двух пенсий - по инвалидности и трудовой пенсии по старости, однако такое право по своему характеру является льготой для указанных в пункте 2 статьи 29 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 лиц. Учитывая это, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в данной норме, до ДД.ММ.ГГГГ имели право на получение двух пенсий - пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы - только в случае, когда такие пенсии были назначены на основании Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (ст.ст.5 и 41), а после этой даты - только на основании п.3 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в соответствии с которым эти лица имеют право на получение трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 (с применением пунктов 3 и 5) статьи 15 этого Закона. Таким образом, назначение трудовой пенсии по старости, произведенное на основании Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исключает возможность зачета в общий трудовой стаж периода инвалидности в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС.
Заслушав стороны, исследовав представленные суду письменные материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд не находит основания для удовлетворения требований истца.
Согласно ст.39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившим в законную силу с 01.01.2002, оценка пенсионных прав граждан по состоянию на 1.01.2002 производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 30 этого Федерального закона, исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, включаемых в общий трудовой стаж, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности. При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
На основании письма Минздравсоцразвития России от 04.06.2004 № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П», при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001 правового регулирования независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату.
Судом установлено, что Журавлев В.В. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением серии <...> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8 оборот).
Согласно выписки из акта освидетельствования в учреждении государственной службы медико - социальной экспертизы к справе Сер.МСЭ № ДД.ММ.ГГГГ г.(л.д.9) истцу установлена <...> группа инвалидности на срок до ДД.ММ.ГГГГг. с причиной инвалидности заболевание связано с аварией на ЧАЭС. При последующем ДД.ММ.ГГГГ. истцу подтверждена инвалидность <...> группы сроком до ДД.ММ.ГГГГ причиной инвалидности - заболевание, получено при исполнении служебных обязанностей в связи с катастрофой на ЧАЭС (л. д. 10). ДД.ММ.ГГГГ истцу вновь подтверждена инвалидность <...> группы бессрочно, с причиной инвалидности - заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанно с катастрофой на ЧАЭС (л. д. 10), следовательно, во всех случаях причиной инвалидности послужило воздействие вредных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Из копии трудовой книжки Журавлева В.В. видно, что истец с ДД.ММ.ГГГГ не работает, уволен в связи с уходом на пенсию по инвалидности п. 2 ст. 33 КЗоТ РФ (л. д. 8 оборот).
С ДД.ММ.ГГГГ истец в соответствии со ст. 43 Закона РСФСР № 340-1 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» является получателем пенсии по инвалидности <...> группы и с ДД.ММ.ГГГГ пенсии по инвалидности второй группы, что сторонами не оспаривалось.
В связи со вступлением в силу Федерального закона РФ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» был произведен перевод на государственную пенсию по инвалидности на основании ст.15 этого закона.
С ДД.ММ.ГГГГ Журавлев В.В. является получателем пенсии по старости на основании ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», что не оспаривалось сторонами.
При назначении трудовой пенсии по старости в общий трудовой стаж истца не был включен период инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что истец обратился к ответчику с заявлением о зачете в общий трудовой и страховой стаж периода нахождения на инвалидности <...> группы, что не оспаривалось представителем ответчика. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Журавлеву В.В. в удовлетворении данного требования отказано (л. д. 5).
Поскольку истец принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, будучи призван на военные специальные сборы, и стал инвалидом в результате указанной деятельности, на него распространяются положения Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Пунктом 2 статьи 29 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федеральных законов от 24.11.1995 № 179-ФЗ и от 12.02.2001 № 5-ФЗ (далее - базовый Закон) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, были приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Учитывая это, указанные лица до 01.01.2002 имели право на получение двух пенсий - пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы - только в случае, когда такие пенсии были назначены на основании Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (статьи 5 и 41), а после этой даты - только на основании пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в соответствии с которым эти лица имеют право на получение трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 этого Закона (пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения (пункт 2 части 1 статьи 13 базового Закона).
Статья 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» регулирует оценку пенсионных прав застрахованных лиц и определяет понятие общего трудового стажа, как суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности граждан до 01.01.2002, устанавливает исчерпывающий перечень периодов работы, которые включаются в общий трудовой стаж в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц, в том числе и периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы и период пребывания на инвалидности 1 и 2 группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания. Этот же период учитывается при определении расчетного размера трудовой пенсии. Период инвалидности вследствие Чернобыльской катастрофы может быть зачтен в общий трудовой стаж при условии подтверждения в установленном порядке причинной связи этой инвалидности у конкретного гражданина с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием.
В силу статьи 92 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 № 340-1, действовавшего на момент установления истцу инвалидности впервые и до 01.01.2002, в общий трудовой стаж также включались наравне с работой периоды инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством или профессионального заболевания.
Статья 39 указанного Закона предусматривала, что инвалидностью вследствие трудового увечья признается инвалидность, наступившая вследствие несчастного случая, произошедшего при выполнении государственных обязанностей, а также заданий советских или общественных организаций, деятельность которых не противоречит Конституции Российской Федерации.
Выполнение работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС гражданами, призванными на специальные военные сборы, являлось исполнением государственных обязанностей в силу статей 70-72 Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности», пункта 73 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 № 193, статьи 111 КЗоТ РСФСР.
Министерство здравоохранения СССР и Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам в письме от 07.05.1988 № 32/1250дсп/1305-МК разъяснили, что заболевание рабочих и служащих, вызванное воздействием ионизирующего излучения при эксплуатации ЧАЭС и ликвидации последствий аварии в зоне отселения, следует считать профессиональным. При этом в заключении о наличии профессионального заболевания дополнительно указывается «вызвано аварией на ЧАЭС».
Данное заключение является основанием для назначения указанным лицам в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 29.12.1987 пенсии по Списку № 1 независимо от продолжительности работы во вредных условиях труда (Приказ Министерства социального обеспечения РСФСР от 14.04.1988 № 4-056).
Письмом от 04.08.1988 № 1-69-И Министерством социального обеспечения РСФСР предложено в случаях установления рабочим и служащим инвалидности по последствиям профессионального заболевания, вызванного воздействием ионизирующего излучения при эксплуатации ЧАЭС и ликвидации последствий аварии в зоне отселения, при наличии соответствующего заключения названных учреждений здравоохранения в справках ВТЭК и в выписках из актов освидетельствования указывать причину инвалидности «профессиональное заболевание вызвано аварией на ЧАЭС».
В п.1 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 № 179-ФЗ) было указано, что лицам, ставшими инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, гарантируется назначение пенсии по инвалидности как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
Данная редакция п.1 ст. 29 базового закона утратила силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2006 № 112-ФЗ, которым п.1 ст. 29 изложен в новой редакции, действие этой редакции распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2002.
Судом установлено, что истец обратился за назначением пенсии по старости до вступления в силу Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года, следовательно, имеет право на одновременное получение двух пенсий, которое возникло у истца до 01.01.2002 года, т.к. законодательство, действующее на момент назначения истцу второй пенсии по старости, приравнивало заболевание и увечье, связанные с аварией на ЧАЭС к трудовому увечью или профессиональному заболеванию и причина инвалидности - увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с аварией на ЧАЭС, была установлена истцу только в ДД.ММ.ГГГГ. Увечье, полученное при исполнении служебных обязанностей в связи с аварией на ЧАЭС, по действовавшему законодательству относилось к профессиональному заболеванию или трудовому увечью.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что период нахождения истца на инвалидности <...> группы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. подлежит зачету в его общий трудовой стаж.
Ссылка представителя ответчика на то обстоятельство, что в случае определения в качестве причины инвалидности в спорный период профессионального заболевания истец утратит право на получение двух пенсий, не может быть принят во внимание, поскольку согласно п.2 ст. 29 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», лица, пребывавшие на военных сборах при ликвидации катастрофы на ЧАЭС, приравнены к военнослужащим по своему пенсионно - правовому статусу, но не по причине определения инвалидности (военная травма).
Требования истца о включении в его общий трудовой стаж периода нахождении на инвалидности <...> группы после ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ., ссылавшегося на то обстоятельство, что новая редакция п.1 ст. 29 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» вступила в силу только с момента принятия Федерального закона от 18.07.2006г. №112-ФЗ, не подлежат удовлетворению, поскольку основано на неверном толковании норм материального права, в частности п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсия в Российской Федерации», согласно которому под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности только до 01.01.2002г., полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.
При включении периода инвалидности в общий трудовой стаж увеличится размер стажевого коэффициента, что повлияет на расчетный размер трудовой пенсии в сторону его увеличения.
На основании статьи 23 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ и подпункту 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ, если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Истец, являясь инвалидом <...> группы, освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, поэтому государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Журавлева В.В. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области включить в общий трудовой стаж Журавлева В.В. период инвалидности <...> группы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС, и произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с учетом указного стажа с даты назначения пенсии, выплатить образовавшуюся задолженность с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области в доход государства государственную пошлину в размере <...>.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил.
Судья - И.Н.Зайцева.
Мотивированный текст решения изготовлен в совещательной комнате.