№2а-1625/2023
УИД 63RS0045-01-2023-000140-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 марта 2023г. г. Самара
Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Мамакиной В.С.,
при секретаре Юзеевой Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1625/2023 по административному исковому заявлению Медведева ФИО6 к ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Самарской области, ФСИН России о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении и компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания,
УСТАНОВИЛ
Медведев В.В., обратился в Промышленный районный суд г. Самары с административным иском к ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении и компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ он прибыл из ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области в ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области для медико-социальной экспертизы. ДД.ММ.ГГГГ был выписан и вернулся обратно в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области.
В нарушение инструкции к Приказу №356 Минюста от 08.12.2006г. ему не была выдана на руки финансовая справка об остатке денежных средств на его лицевом счете под роспись, что причинило ему беспокойства и переживания.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит признать незаконными бездействия ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области в период ДД.ММ.ГГГГ по обеспечению ненадлежащим условий содержания Медведева В.В., выразившиеся в ненадлежащей работе бухгалтерии ОСБ, в части невыдачи в день убытия Медведева В.В. из ФКЛПУ ОСБ в ФКУ ИК-29 финансовой справки; взыскать с РФ в лице Федеральной службы исполнения наказания РФ за счет средств федерального бюджета в пользу Медведева В.В. компенсацию за нарушение условий содержания в ФКЛПУ ОСБ в размере 250000 руб. и компенсацию морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания в размере 250000 руб.
К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены УФСИН России по Самарской области; ФСИН России.
Административный истец Медведев В.В., участвующий в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, поддержал заявленные требования, просил иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель административных ответчиков ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Самарской области, ФСИН России - Алехина И.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований, просила в иске отказать, дала пояснения, аналогичные изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление. Указала, что в день убытия из ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области Медведев В.В. был ознакомлен под роспись с остатком денежных средств на его лицевом счете, в связи с чем, права административного истца не были нарушены.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон №494-ФЗ) в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее УИК РФ) внесены изменения, согласно которым за нарушение условий содержания в исправительном учреждении предусмотрено право на компенсацию.
Так, согласно статьи 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1 статьи 12.1).
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2 статьи 12.1).
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно части 5 статьи 227.1 КАС РФ, при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Из материалов административного дела следует, что Медведев В.В. осужден ДД.ММ.ГГГГ приговором Советского районного суда г.Самары по п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ (4 эпизода), п. «б» ч.4 ст.158 УК РФ, ч.3 ст.69 УК РФ в 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Отбывает наказание в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области.
Установлено и не оспаривается сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ осужденный Медведев В.В. прибыл в ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области из ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области на МСЭ. В ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области Медведев В.В. проходил лечение по ДД.ММ.ГГГГ. Убыл ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ ИК-29 УФСИН России по Самарской области для дальнейшего отбывания наказания.
Административный истец в обоснование заявленных требований указывает, что после прохождения лечения при убытии в исправительное учреждение ему не была выдана финансовая справка об остатке денежных средств на его лицевом счете.
Статьей 13 Закона РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны: 1) обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; 2) создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; 3) обеспечивать привлечение осужденных к труду, условия для получения осужденными общего образования, а также их профессиональное обучение и получение ими профессионального образования; 4) обеспечивать охрану здоровья осужденных; 5) осуществлять деятельность по развитию своей материально- технической базы и социальной сферы; 6) в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; 7) обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Согласно положениям части 1 статьи 10 УИК РФ, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом (часть 2 статьи 10 УИК РФ).
Права и обязанности лишенных свободы лиц регулируются законодательством и международными обязательствами Российской Федерации.
К таким правам и обязанностям, согласно разъяснениям, данным в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» (далее постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47) относятся, в частности, следующие права: на личную безопасность и охрану здоровья, на получение юридической помощи, на обращение в государственные органы и в общественные наблюдательные комиссии, на доступ к правосудию, на получение информации, непосредственно затрагивающей реализацию прав соответствующих лиц, на материально-бытовое обеспечение, включая обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий, питания и прогулок, право на образование и досуг. Любое содержание под стражей, в том числе перемещение в транспортных средствах, должно осуществляться в соответствии с принципами уважения человеческого достоинства и применимыми правовыми требованиями и должно исключать незаконное физическое или психологическое жестокое обращение. Любое нарушение таких требований является нарушением условий содержания под стражей и запрещенное обращение (пункт 3).
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №47 указано, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26.04.2013 г. № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15.07.1995 г. № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьи 93, 99, УИК РФ, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25.07.2 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии с пунктом 12 приказа Минюста РФ от 08.12.2006 №356 «Об утверждении Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний» при переводе осужденного, подозреваемого или обвиняемого в другое учреждение специальный отдел (группа) учреждения не менее чем за 24 часа до выбытия осужденного, подозреваемого или обвиняемого представляет в бухгалтерию список лиц, подлежащих переводу, с указанием пункта выбытия каждого осужденного, подозреваемого или обвиняемого. На основании списка составляется финансовая справка в трех экземплярах (приложение 6), первый экземпляр которой выдается осужденному, подозреваемому или обвиняемому, второй - вкладывается в личное дело, третий - остается в учреждении при лицевом счете. В финансовую справку записывается сумма остатка денежных средств осужденного с указанием, в том числе суммы, заработанной в этом учреждении, и данные об израсходованном лимите через магазин на день перевода. Указанные в справке данные о наличии денег, исполнительных листов подтверждаются подписью убывающего лица и заверяются начальником учреждения, главным бухгалтером и скрепляются печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, после чего передаются в специальный отдел учреждения для приобщения к личному делу убывающих.
Из представленного ответа Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в Самарской области установлено, что Медведев В.В. не обращался в жалобами на ненадлежащие условия содержания, на ненадлежащую работу бухгалтерии ОСБ. Проверка не проводилась.
Рассматривая доводы административного иска о ненадлежащей работе бухгалтерии ОСБ установлено, что вопреки требованиями пункта 12 приказа Минюста РФ от 08.12.2006 № 356 «Об утверждении Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах ФСИН» в день убытия осужденного Медведева В.В. в ИК-29 финансовая справка бухгалтерией осужденному не выдавалась. Вместе с тем, в день убытия ДД.ММ.ГГГГ Медведев В.В. был ознакомлен с остатком денежных средств на своем лицевом счете, о чем в карточке учета движения личных денежных средств и операций по безналичному расчету имеется его подпись, что не оспаривалось.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", о том, что несоблюдение установленного порядка принятия решения, совершения оспариваемого действия может служить основанием для вывода об их незаконности, если допущенные нарушения являются существенными для административного истца (заявителя) и влияют на исход дела. Нарушения порядка, носящие формальный характер, по общему правилу, не могут служить основанием для признания оспоренных решений, действий незаконными.
Исходя из положений части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействием), соответственно возлагается на лицо, которое их оспаривает.
Рассматривая доводы административного истца о нарушении условий содержания выразившихся в невыдаче ему в день убытия из ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области финансовой справки об остатке денежных средств, суд не находит оснований для их удовлетворения, поскольку полагает, что справка об остатке денежных средств, о невыдаче которой указывает административный истец, носит информативных характер, направлена на уведомление осужденного об остатке денежных средств на его лицевом счете и произведенных расходах. Установлено, что с данными сведениями Медведев В.В. был ознакомлен, что отражено в карточке учета денежных средств осужденного. В рассматриваемом случае, суд приходит к выводу, что формальное не соблюдение формы предоставления сведений об остатке денежных средств в виде справки не нарушило права административного истца на получение данных об остатке денежных средств.
Доказательств наступления для административного истца неблагоприятных последствий в результате предполагаемых им нарушений в части невыдачи бухгалтерской справки об остатке денежных средств на счете осужденного в материалах дела не имеется и им не представлено, в связи с чем, нельзя полагать нарушенными и требующими судебного восстановления права и законные интересы административного истца.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 названного Кодекса решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Следовательно, признание незаконными действий (бездействия) и решений органов и должностных лиц возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов гражданина. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В связи с тем, что по настоящему административному делу совокупности таких правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных требований, не установлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Медведева ФИО7 к ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Самарской области, ФСИН России о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении и компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 13 апреля 2023 г.
Судья В.С.Мамакина