Дело №2а-238/2021
10RS0014-01-2021-000478-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2021 года пгт Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Михеевой С.А., при секретаре Волковой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Полозовой А. АлексА.ны к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконными решений, обязании совершить определенные действия
установил:
Полозова А.А. обратилась в суд с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконными решений, оформленных письмами от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и возложении обязанности повторно рассмотреть ранее поданное заявление административного истца о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в кадастровом квартале №. Заявленные требования мотивированы следующим. Полозова А.А. является <данные изъяты>, в соответствии с Законом РК от 06.03.2017 №2101-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия» обратилась в адрес административного ответчика с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка <данные изъяты>. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении земельного участка было отказано в связи с тем, что при проведении аналитической работы выявлена возможность расположения испрашиваемого земельного участка в пределах береговой полосы водного объекта, а также расположения земельного участка между зон с особыми условиями использования территории - охранной зоны линии электропередач. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № в дополнении указано о не устранении причин для отказа в предоставлении земельного участка, поскольку не поступили ответы на запросы.
Административный истец, ссылаясь на нормы земельного законодательства, на то, что в схеме (приложенной к заявлению) расположения земельного участка, подготовленного в результате проведения кадастровых работ, кадастровым инженером отражена береговая полоса водного объекта, которая в соответствии с действующим законодательством составила 20 метров до границы земельного участка; учтены охранные зоны линии электропередач при определении координат характерных точек земельного участка, земельный участок расположен между указанными зонами, в связи с чем, границы испрашиваемого земельного участка не пересекают охранные зоны, кроме одной из границ, которая частично располагается в данных зонах, что по мнению истца, не свидетельствует о невозможности использования испрашиваемого земельного участка по целевому назначению, в том числе строительства жилого дома на указанном участке, у административного истца отсутствуют правовые основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка; считает что решения ответчика нарушают ее права и законные интересы.
Определением судьи от 21/04/2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Администрация Чалнинского сельского поселения, Управление Росреестра по Республике Карелия, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по РК, ПАО «МРСК Северо-Запада», от 14.05.2021 г. – АО «ТНС энерго Карелия», АО «ОРЭС-Петрозаводск», АО «ПКС-Тепловые сети», ГУК РК «КарелКоммунЭнерго», ПАО «ФСК ЕЭС», АО «Прионежская сетевая компания».
В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представлены возражения на иск, ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица ООО «Северный кадастр» Елисеев И.А., являющийся директором, в судебном заседании полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на использование земельного участка в пределах границы охранной зоны, а налагает на собственника определенные ограничения в пользовании. При выполнении кадастровых работ по подготовке схемы земельного участка им также было учтено расстояние до береговой полосы водного объекта, которые превышает 20 м.
Представитель заинтересованного лица ПАО «ФСК ЕЭС» - Залевская Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку согласно схемы испрашиваемый земельный участок частично расположен в пределах охранной зоны. В связи с тем, что земельный участок сформирован между двумя охранными зонами, указала о возможном вреде для здоровья в связи с повышенным электромагнитным излучением. При рассмотрении заявления истца ответчик в их адрес с соответствующими запросами не обращался, чем полагает были нарушены права общества на выражение своей позиции по данному вопросу.
Иные заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Заслушав явившиеся стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статей 218, 227 КАС РФ для принятия судом решения о признании действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ. Полозова А.А. обратилась в Министерство имущественных и земельным отношений Республики Карелия с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и о предоставлении в собственность как <данные изъяты> земельного участка <данные изъяты>
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. №, Министерство отказало истцу в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку была выявлена возможность частичного расположения испрашиваемого земельного участка в пределах береговой полосы водного объекта, а также по причине того, что на испрашиваемом земельном участке, который расположен между зон с особыми условиями использования территории (охранная зона линии электропередач) невозможно разместить объект недвижимости, что приведет к использованию земельного участка не в соответствии с целевым назначением.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Министерство сообщило административному истцу о не устранении причин отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку в их адрес не поступили ответы на направленные запросы из администрации Пряжинского национального муниципального района и администрации Чалнинского сельского поселения.
Из схемы расположения земельного участка, следует, что спорный земельный участок расположен между двух зон с особыми условиями использования территории (охранные зоны электросетевого хозяйства) с учетными номерами № и №. Расположенные в указанных зонах объекты электросетевого хозяйства принадлежат на праве собственности ПАО «ФСК ЕЭС».
Согласно подпункту 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпункте 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, в случае, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Пунктом 3 статьи 105 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) отнесена к зоне с особыми условиями использования территорий.
В силу части 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, которые включены в состав охранных зон, у собственников земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые не совместимы с целями установления зон.
На основании части 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160 (далее - Правила от 24 февраля 2009 года N 160).
Требования к охранным зонам объектов электросетевого хозяйства регламентированы Правилами «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 (ред. от 21.12.2018) «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (вместе с «Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон») предусмотрено, что в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
При этом земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются (пункт 4 Правил).
В силу пункта 5 Правил охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон: вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии для линий напряжением 220 кВ - 25 метров (пункт «а» Требований к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства - приложения к Правилам установления охранных зон).
В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров (пункт 8 Правил).
В пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются, в том числе строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений (пункт 10 Правил).
Анализируя изложенные выше нормы права, суд приходит к выводу о том, что частичное расположение образуемого земельного участка в пределах охранной зоны линии электропередачи налагает специальный режим использования такого земельного участка при наличии соответствующего контроля со стороны федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный энергетический надзор, но не является основанием для исключения его из оборота.
Согласно части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
На основании пункта 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, то указанное обстоятельство на основании пункта 2 части 10 статьи 51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации является основанием для уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
С учетом изложенных норм права, доводы ответчика о невозможности использования земельного участка по целевому назначению – для индивидуального жилищного строительства в связи с частичным его расположением в зоне с особыми условиями, являются несостоятельными, поскольку, как следует из схемы расположения земельного участка, расстояние между охранными зонами составляет 27,5 м., что является достаточным для строительства на данном участке жилого дома. Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с действующей градостроительной документацией, указанная территория (между охранными зонами) относится к территории Ж-1, которая предназначается для возведения на ней индивидуальных жилых домов.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а в соответствии с пунктом 8 статьи 27 этого же Кодекса запрещается приватизировать земельные участки в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Водного Кодекса РФ береговая полоса - полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования, предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.
Как следует из отказа Министерства, выраженного письмом от 03.07.2021 г. ответчиком в результате проведенной аналитической работы, была выявлена возможность частичного расположения испрашиваемого земельного участка в пределах береговой полосы водного объекта, что в том числе, явилось основанием для отказа истцу в согласовании схемы и предоставлении земельного участка в собственность.
Однако, данные доводы при рассмотрении дела ответчиком допустимыми доказательствами не подтверждены и опровергаются схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой кадастровым инженером при подготовке схемы и определении значения координат характерных точек местоположения границы земельного участка было учтено двадцати метровое расстояние от водного объекта.
В судебном заседании кадастровый инженер Елисеев И.А. подтвердил данный факт, уточнив, что при подготовке схемы и определении местоположения границы земельного участка он произвел отступ на расстояние 20 метров от границы населенного пункта, сведения о которой содержатся в ЕГРН. Фактически, расстояние до водного объекта составляет более 20 метров.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отказа истцу в бесплатном предоставлении в собственность земельного участка и утверждении схемы его расположения. В связи с чем, суд усматривает основания для признания отказов Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в кадастровом квартале №, выраженные в письмах от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № незаконными.
Поскольку суд приходит к выводу о том, что указанные в письменных ответах основания отказа не основаны на законе, способом восстановления нарушенного права истца является понуждение ответчика к повторному разрешению ее заявления от 21.12.2020 года в соответствии с требованиями законодательства и в установленные законом сроки.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░.░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░. № ░ ░░ ░░.░░.░░░░. №
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░.░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: 09.06.2021░.