К делу №2-915/12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос.Тульский 02 октября 2012 года
Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего: Курочка О.И.
при секретаре: Гайтян Р.Г.
с участием представителя администрации МО «Каменномостское сельское поселение» по доверенности - Гребенщиковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Дауровой Ирины Алексеевны о признании незаконными действий администрации МО «Каменномостское сельское поселение», обязании предоставить достоверную информацию, взыскании причиненных убытков и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Даурова И.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации МО «Каменномостское сельское поселение» обязании предоставить достоверную информацию, о взыскании причиненных убытков и компенсации морального вреда. Пояснила следующее. Ранее Даурова И.А. направила в Майкопский районный суд исковое заявление к Додоновой М.Ю. об истребовании имущества. В порядке подготовки к рассмотрению указанного иска Майкопским районным судом был сделан запрос начальнику ООФМС по РА в Майкопском районе о месте регистрации Додоновой М.Ю.
Согласно справке ООФМС по РА в Майкопском районе от 01 августа 2012г. Додонова Марина Юрьевна зарегистрирована по месту пребывания с 10 августа 2011 года по 10 августа 2012 года по адресу: <адрес>.
06.08.2012г. Даурова И.А. через своего адвоката обратилась в администрацию муниципального образования «Каменномостское сельское поселение» с запросом о фактическом проживании гражданки Додоновой М.Ю. Согласно сопроводительному письму за подписью главы администрации муниципального образования «Каменномостское сельское поселение» от 10.08.2012 года и приложенной к нему справке № 2308 от 10.08.2012г. Додонова Марина Юрьевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, фактически проживает по адресу: <адрес> с 2008 года по настоящее время (то есть по 10.08.2012г.).
В материалы гражданского дела по иску Дауровой И.А., предъявленному к Додоновой М.Ю., последней была представлена справка №2132 от 24.07.2012 года, выданная администрацией муниципального образования «Каменномостское сельское поселение», согласно которой Додонова М.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, фактически проживала по адресу: <адрес> с 01.01.2011 г. по март 2012 года.
Согласно справке, выданной администрацией муниципального образования «Каменномостское сельское поселение», № 2132 от 24 июля 2012г. Додонова Марина Юрьевна, 1985 года рождения, фактически проживает в <адрес> по пе<адрес>.
Кроме того, во всех перечисленных выше справках, выданных администрацией муниципального образования «Каменномостское сельское поселение», различаются подписи лиц, удостоверивших содержание этих справок.
Указанные действия администрации муниципального образования «Каменномостское сельское поселение», выразившиеся в выдаче различных по содержанию справок о фактическом проживании Додоновой М.Ю., повлекли за собой, считает заявитель Даурова И.А., нарушение её конституционных нрав как гражданина Российской Федерации, так как и по настоящее время не представляется возможным определить действительное фактическое место жительства гражданки Додоновой М.Ю.
Статья 33 Конституции РФ устанавливает, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Согласно статье 5 Федерального закона от 2 мая 2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Статья 15 указанного закона устанавливает ответственность за его нарушение.
В силу статьи 1 Закона РФ от 27 апреля 1993г. №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц. государственных служащих нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 2 мая 2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
Даурова И.А. просит признать незаконными действия администрации муниципального образования «Каменномостское сельское поселение», выразившиеся в предоставлении заведомо противоречивой информации относительно фактического места жительства гражданки Додоновой Марины Юрьевны, 1985 года рождения. Обязать администрацию муниципального образования «Каменномостское сельское поселение» предоставить достоверную информацию относительно фактического места проживания гражданки Додоновой Марины Юрьевны, 1985 года рождения. Взыскать с администрации муниципального образования «Каменномостское сельское поселение» в пользу Дауровой Ирины Алексеевны причиненные убытки в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей. Взыскать с администрации муниципального образования «Каменномостское сельское поселение» в пользу Дауровой Ирины Алексеевны компенсацию морального вреда в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
В судебном заседании заявитель Даурова И.А. требования поддержала в полном объёме. Пояснила, что из-за предоставления администрацией МО «Каменномостское сельское поселение» неточных сведений о месте проживания Додоновой М.Ю. до настоящего времени не рассмотрен иск Дауровой И.А. к Додоновой М.Ю. об истребовании имущества. Заявитель считала, что администрация МО «Каменномостское сельское поселение» обязана предоставлять гражданам достоверную информацию по их запросам, чего не было сделано в отношении Дауровой И.А. по её запросу о месте проживания ответчицы. Она, Даурова И.А., вынуждена была неоднократно приезжать в суд со своим представителем - адвокатом Аутлевой С.Ю., услуги которой по составлению иска и за участие в судебных процессах оплатила по договору - 30 000 рублей. Даурова И.А. также пояснила, что заявление по настоящему делу адвокат не составляла, интересы её как заявителя в данном процессе Аутлева С.Ю. не представляет. Считала, что ей причинен и моральный вред: она нервничала, тратила свое время на безрезультатные поездки в суд, не спала ночью, у неё повышалось давление. Считает, что все указанные неудобства испытывала из-за плохой, ненадлежащей работы администрации МО «Каменномостское сельское поселение».
Представитель администрации МО «Каменномостское сельское поселение» Гребенщикова И.А. требования заявителя Дауровой И.А. не признала, полагала, что специалисты администрации МО «Каменномостское сельское поселение», выдавая справки по запросам адвоката, представлявшего интересы Дауровой И.А., и по просьбе Додоновой М.Ю., действовали добросовестно. Гребенщикова И.А. поддержала свои письменные возражения на заявление Дауровой И.А. и пояснила в суде следующее.
10 августа 2012г. в администрацию поступил запрос от адвоката Аутлевой С.Ю. с просьбой представить сведения о фактическом местонахождении Додоновой М.Ю. Запрос был доставлен нарочным, и им же (этим нарочным) была предоставлена справка от квартального Сигаева B.C. о том, что Додонова проживает по <адрес> с 2008г. по настоящее время.
Удостоверившись, что справка действительно выдана квартальным Сигаевым, специалист администрации подготовил ответ на запрос адвоката, информацию о месте проживания Додоновой М.Ю. в справке указали на основании сведений, предоставленных квартальным. Через несколько дней, 14.08.2012г., в администрацию явился сам квартальный Сигаев и заявил, что предоставленная им ранее справка содержит неверную, не проверенную им информацию, и была дана под давлением адвоката. Проверив информацию, он предоставил новую справку о том, что Додонова проживала по <адрес> с января 2011г. по март 2012г.
Уточненные сведения сразу же были отправлены заказным письмом по адресу, указанному в адвокатском запросе. Достоверность последних сведений, предоставленных квартальным Сигаевым, о том, что по <адрес> Додонова проживала по март 2012г.. подтверждает так же справка о составе семьи, выданная Додоновой в июле 2012г. В этой справке от 24 июля адресом фактического проживания гр.Додоновой указан <адрес> в <адрес>. Данная справка так же выдана на основании сведений, предоставленных квартальной - Хазовой О.И.
При выдаче справок или сведений о фактическом местонахождении тех или иных граждан, администрация МО «Каменномостское сельское поселение» использует сведения, предоставляемые членами квартальных комитетов, которые лучше знают граждан, постоянно проживающих или временно пребывающих на территорию, находящуюся в их ведении.
При предоставлении подобных сведений сотрудники администрации руководствуется тем, что никаким нормативно-правовым актом им не запрещено предоставлять информацию, которой администрация располагает (если она не составляет охраняемую законом тайну).
Вместе с тем, ни один нормативно-правовой акт не обязывает администрацию изыскивать и предоставлять информацию о местонахождении тех или иных граждан. Статья 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» содержит весь перечень функций, которые обязаны исполнять органы местного самоуправления, и установление фактического местонахождения граждан в данный перечень функций администрации не входит.
Таким образом, отвечая на запрос адвоката, администрация не нарушила закона: письменный ответ заявителю был предоставлен в срок. В предоставленном ответе содержалась информация, которой администрация на тот момент обладала. И предоставленная информация не была заведомо противоречивой, как указывает в своем заявлении Даурова И.А. Что касается компенсации якобы причиненных действиями администрации убытков в размере 30 тыс. руб. и компенсации морального вреда в размере 30 тыс. руб., которые Даурова И.А. просит ей возместить, то данное требование не обоснованно.
Представитель администрации МО «Каменномостское сельское поселение» Гребенщикова И.А. считала, что специалисты администрации не совершали действий, нарушающих какие-либо права или охраняемые законом интересы Дауровой И.А., просила признать её жалобу на действия органов местного самоуправления необоснованной и в удовлетворении ее заявления отказать полностью.
Додонова М.Ю. не согласилась с требованиями заявителя, считала, что работники администрации действовали добросовестно, пояснила в суде следующее. Она, Додонова М.Ю., до 26 сентября 2012 года действительно была зарегистрирована в <адрес>, в настоящее время по семейным обстоятельствам ей пришлось зарегистрироваться на постоянное место жительства у бабушки в <адрес> по адресу: <адрес>, но фактически она проживает на съёмной квартире по пе<адрес>. Раньше, в 2011 году была необходимость временно зарегистрироваться на год с августа 2011 года по август 2012 года в <адрес> по адресу: <адрес>, но фактически она жила с детьми по адресу: <адрес> до марта 2012 года. Потом опять уезжала в <адрес>. Квартальный её знает, но он человек пожилой, плохо видит и слышит, он спутал её, Додонову М.Ю., с другой Мариной, которая и до настоящего времени живет по <адрес> же, Додонова М.Ю., в Каменномостский приезжала часто, но не проживала по <адрес> с марта 2012 года, о чем и сообщила квартальному при встрече. Ей же в июле 2012 года в администрации дали справку, что она с детьми проживает по пе<адрес>, 9, что соответствует действительности.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином прав и свобод.
В случае, если суд установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены, суд в соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ отказывает в удовлетворении заявления.
Согласно ст.16 Федерального закона от 2 мая 2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
В соответствии со ст.1082 ГК РФ суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Согласно ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п.
В соответствии со ст.ст.151, 1099, 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), действиями, нарушающими права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Даурова И.А., обращаясь в суд с жалобой на незаконные действия администрации муниципального образования «Каменномостское сельское поселение», утверждала, что сотрудники местного самоуправления действовали недобросовестно, предоставили заведомо противоречивую, недостоверную информацию по запросу заявителя, что повлекло причинение Дауровой И.А. убытков и морального вреда.
Данные утверждения заявителя опровергаются доводами заинтересованного лица - администрации МО «Каменномостское сельское поселение». Представитель администрации МО «Каменномостское сельское поселение» доказала в суде, что специалисты администрации в указанной ситуации действовали добросовестно, соблюдая закон, в пределах своих полномочий.
В судебном заседании установлено следующее.
Заявитель Даурова И.А. ссылается на статью 2 Федерального закона от 27 июля 2010г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в которой раскрыто значение понятия «муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления», - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований. Результатом муниципальной услуги является предоставление гражданам своевременной, достоверной информации.
Органы местного самоуправления, к которым относится и администрация муниципального образования «Каменномостское сельское поселение», в своей деятельности руководствуются нормами Федерального закона от 6 октября 2003г.№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Статья 14 указанного закона содержит полный перечень полномочий, функций, которые обязаны исполнять органы местного самоуправления. Обязанность по установлению фактического местонахождения граждан в данный перечень функций администрации не входит.
Представитель администрации Гребенщикова И.А. пояснила в суде, что при обращении в администрацию местного самоуправления граждан с запросами, им в кратчайшие сроки специалисты дают ответ в письменном виде - справки и письма.
Из материалов дела, представленных заявителем заинтересованным лицом - администрацией МО «Каменномостское сельское поселение», усматривается, что на поступивший 10 августа 2012г. в администрацию запрос адвоката Аутлевой С.Ю. (от 06.08.2012 года) с просьбой представить сведения о фактическом местонахождении Додоновой М.Ю. была получена справка от квартального Сигаева B.C. о том, что Додонова М.Ю. проживает по <адрес> с 2008 года по настоящее время. Копия справки в деле имеется.
На основании справки квартального специалист администрации 10.08.2012 года подготовил и направил ответ на запрос адвоката - информацию о проживании Додоновой М.Ю. в <адрес>.
Представитель органа местного самоуправления пояснила суду, что через несколько дней, 14.08.2012г., в администрацию пришел сам квартальный Сигаев В.С. и заявил, что предоставленная им ранее справка содержит неверную, не проверенную им информацию, и была дана под давлением нарочного от адвоката. Проверив информацию, он предоставил новую справку о том, что Додонова М.Ю. проживала по <адрес> с января 2011г. по март 2012г.
Указанные обстоятельства в суде подтвердила Додонова М.Ю., которая приезжала летом в <адрес> из Новороссийска и пояснила квартальному, что по указанному адресу не проживает с марта 2012 года.
Додонова М.Ю. также пояснила, что соседи ей при встрече в поселке передали письмо, поступившее из суда на адрес прежнего её места жительства - по ул.Полевой, 11, и в суд на беседу и заседания по делу по иску Дауровой И.А. к ней об истребовании имущества она являлась.
Заявитель Даурова И.А. данные обстоятельства не отрицала.
Не отрицала заявитель и то, что уточненные сведения сразу же были отправлены специалистами администрации заказным письмом по адресу, указанному в адвокатском запросе.
Как подтвердила в суде представитель органа местного самоуправления ФИО7, достоверность последних сведений, предоставленных квартальным Сигаевым В.С., о том, что по <адрес> Додонова М.Ю. проживала по март 2012г., подтверждается так же справкой о составе семьи, выданной Додоновой М.Ю. 24 июля 2012г. В этой справке адрес фактического проживания Додоновой М.Ю. указан: пе<адрес>, <адрес> <адрес>. Данная справка так же выдана на основании сведений, предоставленных квартальной - Хазовой О.И. Копия справки квартальной имеется в деле.
Таким образом, в обоснование своих доводов администрация МО «Каменномостское сельское поселение» представила документы, которыми руководствовались сотрудники органа местного самоуправления, давая справки гражданам по их запросам - Додоновой М.Ю. - в июле 2012 года, Дауровой И.А. - в августе 2012 года.
Как установлено из пояснений представителя администрации местного самоуправления, при выдаче справок или сведений о фактическом местонахождении тех или иных граждан, администрация МО «Каменномостское сельское поселение» использует сведения, предоставляемые членами квартальных комитетов, которые лучше знают граждан, постоянно проживающих или временно пребывающих на территорию, находящуюся в их ведении. Справки выдаются двумя сотрудниками, в одном экземпляре, в журнале регистрируется ответ на запрос, указывается, кому и какие сведения выданы.
Суд считает обоснованными доводы представителя администрации МО «Каменномостское сельское поселение» о том, что ни один нормативно-правовой акт не обязывает администрацию изыскивать и предоставлять информацию о местонахождении тех или иных граждан, и что в предоставленных ответах Дауровой И.А. содержалась информация, которой администрация на тот момент обладала, предоставленная информация не была заведомо недостоверной и противоречивой, как указывает в своем заявлении Даурова И.А.
В то же время в статье 17 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения, установлено, что органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают определенными полномочиями, перечень которых является открытым.
Следовательно, нет запрета в законе, препятствующего предоставлять информацию, которой администрация располагает, если эта информация не составляет охраняемую законом тайну.
Суд признаёт действия администрации МО «Каменномостское сельское поселение» по предоставлению сведений о месте проживания Додоновой М.Ю. законными и обоснованными, не повлекшими для заявителя каких либо негативных последствий; полагает, что достоверные сведения, испрашиваемые Дауровой И.А., были органом местного самоуправления ей сообщены.
Заявитель Даурова И.А. предъявляя претензии к администрации МО «Каменномостское сельское поселение», не представила в суд доказательств причинения ей материального ущерба (убытков) и морального вреда действиями сотрудников органа муниципального образования.
Дауровой И.А. представлено в суд соглашение об оказании юридической помощи №01-07-ГД от 27 июня 2012 года и квитанции к нему, из которых видно, что предметом соглашения является консультации и подготовка искового заявления об истребовании имущества из чужого незаконного владения и участие адвоката в данном деле в качестве представителя.
Как пояснили и Даурова И.А., и Додонова М.Ю., адвокат Аутлева С.Ю. принимала участие в судебных заседаниях по рассмотрению указанного иска Дауровой И.А. как её представитель, дело не рассмотрено по существу.
В судебных заседаниях по настоящему делу адвокат Аутлева С.Ю. не участвовала как представитель Дауровой И.А. и, как пояснила сама заявитель, не готовила заявление «на действия органа местного самоуправления», поступившее в суд 18.09.2012 года.
Следовательно, данное соглашение от 27.06.2012 года не относится к рассматриваемому делу, а требования Дауровой И.А. о возмещении ей причиненных убытков не подлежит удовлетворению.
Кроме того, поскольку суд считает претензии Дауровой И.А. к органу местного самоуправления необоснованными, то не обоснованны и требования имущественного характера, в том числе о компенсации морального вреда, который Дауровой И.А. никем не причинялся.
Суд полагает, что заявленные требования Дауровой И.А. не подлежат удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.254-258, 194-198, 199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований о признании незаконными действий администрации муниципального образования «Каменномостское сельское поселение», выразившиеся в предоставлении заведомо противоречивой информации относительно фактического места жительства Додоновой Марины Юрьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; об обязании администрации муниципального образования «Каменномостское сельское поселение» предоставить достоверную информацию относительно фактического места проживания Додоновой Марины Юрьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; о взыскании с администрации муниципального образования «Каменномостское сельское поселение» в пользу Дауровой Ирины Алексеевны причиненных убытков и компенсации морального вреда, - отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца через Майкопский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 07 октября 2012 года.
Судья - Курочка О.И.