Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1597/2019 ~ М-679/2019 от 08.02.2019

УИД 36RS0-58

Строка 2.026

                                                                         Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 мая 2019 года                                                              г. Воронеж

         Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи                  Леденевой И.С.,

при секретаре                                             Михайловой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Герасимова Ильи Александровича к Департаменту социальной защиты <адрес> о признании права на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, возложении обязанности принять на учет,

УСТАНОВИЛ:

Герасимов И.А., 20.07.1993 года рождения, обратился в суд с указанным иском к департаменту социальной защиты <адрес>, ссылаясь на то, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ его родители ФИО3 и ФИО4 были лишены родительских прав. Распоряжением первого заместителя главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р его опекуном была назначена бабушка, ФИО2. Этим же распоряжением за истцом была закреплена жилая площадь согласно регистрации по адресу: <адрес>, 15 микрорайон, <адрес>. В указанном жилом помещении проживали его родители, лишенные родительских прав. Истец проживал по месту жительства бабушки по адресу: <адрес>, до совершеннолетия состоял на учете в органах опеки и попечительства администрации Усманского муниципального района <адрес>. В 2009 году он окончил среднюю школу <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ГОБТОУ «Усманский промышленно-технологический колледж». С ДД.ММ.ГГГГ по 17.12.2014г. проходил срочную службу в ВС РФ. С ДД.ММ.ГГГГ является студентом факультета очного (дневного) обучения ФГБОУ ВО «Воронежский государственный институт физической культуры». В 2018 году истец обратился с заявлением в Департамент социальной защиты <адрес> о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> для детей сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом Департамента социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ /ОД в принятии на учет ему было отказано, основанием отказа является то, что до 23 лет он не обращался с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении по месту постоянной регистрации и свое право на обеспечение жилым помещением до достижения возраста 23 лет, то есть в период когда он в силу закона относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовал, данное право после достижения возраста 23 лет утрачено и, соответственно, сохранено быть не может.

Вместе с тем, ссылается на наличие уважительных причин, по которым он несвоевременно обратился в Департамент социальной защиты <адрес> с заявлением о принятии на учет. Со слов бабушки, до его совершеннолетия она неоднократно обращалась в органы опеки, социальной защиты по вопросу обеспечения жильем. Однако ей поясняли об отсутствии у него такого права, так как за ним закреплено жилое помещение. Данный вопрос также рассматривался и при обучении в Усманском промышленно-технологическом колледже <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, где ему также было разъяснено об отсутствии у него права на жилье, так как за ним закреплено жилое помещение. Фактически своим опекуном, органом опеки и попечительства, образовательным учреждением он был введен в заблуждение относительно права на получение жилья. Такое право не было разъяснено ему и в ФГБОУ ВО «Воронежский государственный институт физической культуры». Лишь при непосредственном обращении в Департамент социальной защиты <адрес> в 2018 году ему было разъяснено, что в 2012 году требования закрепленности жилого помещения, являвшиеся препятствием для реализации права на жилье, были исключены из законодательства. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом образования науки и молодежной политики <адрес> установлен факт невозможности проживания в ранее закрепленном жилом помещении и нуждаемость в жилом помещении на территории <адрес>.

Считая свои права нарушенными, просит признать за ним право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; признать незаконным решение Департамента социальной защиты <адрес>, изложенное в приказе от ДД.ММ.ГГГГ /ОД об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> для детей сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать Департамент социальной защиты <адрес> принять его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> для детей сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании истец Герасимов И.А. поддержал заявленные исковые требования, просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика департамента социальной защиты <адрес> по доверенности Юсифов Р.Н. возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – администрация Усманского муниципального района Липецкой области, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства в их совокупности, обозрев учетное дело Герасимова И.А., суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов гражданского дела, решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, были лишены родительских прав в отношении сына ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.201-203).

Распоряжением первого заместителя главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р опекуном ФИО7 была назначена его бабушка, ФИО2, за истцом была закреплена жилая площадь по месту регистрации по адресу: <адрес>, 15 микрорайон, <адрес> (л.д.170).

Справкой «Регистрационно-вычислительного цента <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается регистрация ФИО7 по адресу: <адрес>, 15 микрорайон, <адрес>, состав семьи – 7 человек, в том числе, отец ФИО3 и мать ФИО4 (л.д. 185).

Согласно ответу департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО7 не состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в администрации <адрес>, в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по городу Липецку, не значится. Жилое помещение по договору социального найма ФИО7 администрацией <адрес> не предоставлялось. В соответствии с выпиской из постановления Муниципального предприятия Второго городского жилищного управления ГУ ЖКХ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заключен договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, 15 микрорайон, <адрес>, общей площадью 62.1 кв.м, жилой – 38.4 кв.м, состоящей из трех комнат, с нанимателем ФИО5 с составом семьи - 6 человек: внук - ФИО6; внук - ФИО7; сноха – ФИО4, сын - ФИО3; внучка - ФИО8. На основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ в договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения: в связи с выбытием ФИО4 на другое постоянное место жительства в качестве члена семьи нанимателя вселен правнук - ФИО9 (л.д.195).

Как усматривается из выписки из домовой книги по адресу: <адрес>, 15 микрорайон, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по данному адресу постоянно зарегистрированы ФИО5 (наниматель) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 (сын) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 (внук) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 (внучка) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 (внук) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9 (правнук) с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23).

С момента лишения родителей родительских прав ФИО7 проживал с ДД.ММ.ГГГГ с опекуном ФИО14 в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д.60).

Справкой администрации Усманского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ранее относящийся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоял на учете в отделе опеки и попечительства с ДД.ММ.ГГГГ по 20.07.2011г. В списках детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в Усманском муниципальном районе <адрес> не значится. Муниципальное жилое помещение по договору социального найма на территории Усманского муниципального района <адрес> с соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не выделялось (л.д.98).

В 2009-2013 гг. Герасимов И.А. обучался в ГОБПОУ «Усманский промышленно-технологический колледж». Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 ежемесячно разъяснялось социальным педагогом, классным руководителем, заведующим отделением, заместителем по воспитательной работе о его статусе, правах, в том числе, о праве на внеочередное предоставление жилого помещения (л.д.194).

С ДД.ММ.ГГГГ по 17.12.2014г. проходил срочную службу в ВС РФ (л.д. 31-32).

С ДД.ММ.ГГГГ является студентом факультета очного (дневного) обучения ФГБОУ ВО «Воронежский государственный институт физической культуры» (л.д.33). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Герасимов И.А. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: г.Воронеж, пр-т Революции, д.1, общежитие (л.д.26).

25.10.2018 г. в возрасте 25 лет Герасимов И.А. обратился в департамент социального развития <адрес> с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилого фонда <адрес> по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет.

Заключением департамента образования, науки и молодежной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания Герасимова И.А. в жилом помещении по адресу: <адрес>, 15 микрорайон, <адрес>, общей площадью 62,1 кв.м, т.к. общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении (10,33 кв.м) менее учетной нормы площади жилого помещения (11 кв.м), предусмотренной законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма» (л.д.39).

Приказом департамента социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ /ОД Герасимову И.А. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области в связи с тем, что до 01.01.2013 г. основания для признания Герасимова И.А. нуждающимся в предоставлении жилого помещения отсутствовали, так как имелось закрепленное за ним жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ул.МКР 15-й, <адрес>, в котором он зарегистрирован в настоящее время по договору социального найма; согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа может быть распространен на него лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства; доказательств того, что в возрасте до 23 лет Герасимов И.А. был лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и обращался с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилья, не представлено; учитывая, что Герасимов И.А. имел возможность в совершеннолетнем возрасте (до 23 лет) самостоятельно осуществлять свои права на обеспечение жильем путем подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту постоянной регистрации, и свое право на обеспечение жилым помещением до достижения возраста 23 лет, то есть в тот период, когда он в силу закона относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, он не реализовал, данное право после достижения им возраста 23 лет утрачено и, соответственно, сохранено быть не может.

В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Согласно пункту 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с пунктом 4 данной статьи проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств, частности, проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации (пп.1); общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пп.3).

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона (п. 3 ст. 8).

Пунктом 9 названной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Из статьи 1 Федерального закона №159-ФЗ следует, что к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеющих право на дополнительные гарантии в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также лица, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" на органы опеки и попечительства возложен контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством.

Как разъяснено в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, если при рассмотрении дела будет установлено, что возвращение детей-сирот в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения противоречит их интересам (например, в связи с тем, что данном жилом помещении проживают лица, лишенные в отношении этих детей родительских прав, либо лица, страдающие алкоголизмом или наркоманией), то данное обстоятельство является основанием для удовлетворения требований детей-сирот об обеспечении их жилым помещением вне очереди.

Также если за детьми-сиротами было закреплено жилое помещение, однако общая площадь этого жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, была менее учетной нормы, то за детьми-сиротами признается право на обеспечение жилой площадью вне очереди независимо от того, были ли такие лица признаны малоимущими.

Материалами дела подтверждается, что Герасимов И.А. ранее относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 06.03.2019г. , ФИО7 жилья на праве собственности не имеет (л.д.58). Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» сведениями о наличии недвижимого имущества в период до 1998 г., принадлежащих ФИО7 на праве собственности, не располагает (л.д.38).

<адрес> жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в закрепленном за истцом жилом помещении по адресу: <адрес>, 15 микрорайон, <адрес>, площадью 62,1 кв. м с учетом шести проживающих, менее учетной нормы, как установленной по <адрес> (11 кв.м), так и на территории <адрес> (13,5 кв.м) (согласно п. 4 Положения "О порядке использования муниципального жилищного фонда на территории <адрес>", утвержденного решением Липецкого городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГг. N 27).

Кроме того, проживание в жилом помещении ФИО3 и ФИО4, лишенных в отношении ФИО7 родительских прав, в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем является самостоятельным основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела установлено, что истец Герасимов И.А., как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющий закрепленное за ним жилое помещение, в котором проживали его родители, лишенные в отношении него родительских прав и при наличии приходящейся на одно лицо общей площади жилого помещения менее учетной нормы, не был обеспечен жилым помещением и не поставлен на соответствующий учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий с последующим предоставлением жилого помещения из специализированного жилищного фонда.

Органам опеки и попечительства было известно о том, что сохраняемое за Герасимовым И.А. жилое помещение не отвечает установленным законом требованиям, как по учетной норме предоставления площади жилого помещения, так и в связи с проживанием в данном жилом помещении родителей Герасимова И.А., лишенных родительских прав, что исключало их совместное проживание в одном жилом помещении.

Однако органами опеки и попечительства и опекуном по достижении истцом совершеннолетия не были приняты меры к постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, доказательства разъяснения его права на жилое помещение со стороны компетентных органов отсутствуют.

Суд расценивает указанные обстоятельства как ненадлежащее выполнение уполномоченными органами обязанности по обеспечению истца жилым помещением, в силу которых у истца возникло заблуждение об отсутствии у него права на предоставление жилого помещения, что и явилось препятствием для своевременной реализации права на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением, в связи с чем причины, по которым истец обратился с заявлением о предоставлении жилого помещения после истечения срока реализации права на его предоставление, следует рассматривать как уважительные.

Жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться по месту жительства детей-сирот (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Учитывая, что по месту регистрации в <адрес> ФИО7 с момента передачи под опеку не проживал, в настоящее время зарегистрирован по месту пребывания в общежитии ФГБОУ ВПО «ВГИФК» по адресу: <адрес>, предоставленном по договору найма на время обучения, суд считает местом жительства истца <адрес>.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии у Герасимова И.А. права на меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в связи с чем полагает, что приказ департамента социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ /ОД об отказе в принятии Герасимова И.А. на учет для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области нельзя считать законным и обоснованным, и находит заявленные Герасимовым И.А. требования о возложении на Департамент социальной защиты <адрес> принять его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Герасимовым Ильей Александровичем право на меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Признать незаконным решение Департамента социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда <адрес> для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать Департамент социальной защиты <адрес> принять Герасимова Илью Александровича на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> по категории дети, оставшиеся без попечения родителей.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                         И.С. Леденева

Решение изготовлено в окончательной форме 03.06.2019г.

УИД 36RS0-58

Строка 2.026

                                                                         Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 мая 2019 года                                                              г. Воронеж

         Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи                  Леденевой И.С.,

при секретаре                                             Михайловой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Герасимова Ильи Александровича к Департаменту социальной защиты <адрес> о признании права на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, возложении обязанности принять на учет,

УСТАНОВИЛ:

Герасимов И.А., 20.07.1993 года рождения, обратился в суд с указанным иском к департаменту социальной защиты <адрес>, ссылаясь на то, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ его родители ФИО3 и ФИО4 были лишены родительских прав. Распоряжением первого заместителя главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р его опекуном была назначена бабушка, ФИО2. Этим же распоряжением за истцом была закреплена жилая площадь согласно регистрации по адресу: <адрес>, 15 микрорайон, <адрес>. В указанном жилом помещении проживали его родители, лишенные родительских прав. Истец проживал по месту жительства бабушки по адресу: <адрес>, до совершеннолетия состоял на учете в органах опеки и попечительства администрации Усманского муниципального района <адрес>. В 2009 году он окончил среднюю школу <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ГОБТОУ «Усманский промышленно-технологический колледж». С ДД.ММ.ГГГГ по 17.12.2014г. проходил срочную службу в ВС РФ. С ДД.ММ.ГГГГ является студентом факультета очного (дневного) обучения ФГБОУ ВО «Воронежский государственный институт физической культуры». В 2018 году истец обратился с заявлением в Департамент социальной защиты <адрес> о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> для детей сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом Департамента социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ /ОД в принятии на учет ему было отказано, основанием отказа является то, что до 23 лет он не обращался с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении по месту постоянной регистрации и свое право на обеспечение жилым помещением до достижения возраста 23 лет, то есть в период когда он в силу закона относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовал, данное право после достижения возраста 23 лет утрачено и, соответственно, сохранено быть не может.

Вместе с тем, ссылается на наличие уважительных причин, по которым он несвоевременно обратился в Департамент социальной защиты <адрес> с заявлением о принятии на учет. Со слов бабушки, до его совершеннолетия она неоднократно обращалась в органы опеки, социальной защиты по вопросу обеспечения жильем. Однако ей поясняли об отсутствии у него такого права, так как за ним закреплено жилое помещение. Данный вопрос также рассматривался и при обучении в Усманском промышленно-технологическом колледже <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, где ему также было разъяснено об отсутствии у него права на жилье, так как за ним закреплено жилое помещение. Фактически своим опекуном, органом опеки и попечительства, образовательным учреждением он был введен в заблуждение относительно права на получение жилья. Такое право не было разъяснено ему и в ФГБОУ ВО «Воронежский государственный институт физической культуры». Лишь при непосредственном обращении в Департамент социальной защиты <адрес> в 2018 году ему было разъяснено, что в 2012 году требования закрепленности жилого помещения, являвшиеся препятствием для реализации права на жилье, были исключены из законодательства. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом образования науки и молодежной политики <адрес> установлен факт невозможности проживания в ранее закрепленном жилом помещении и нуждаемость в жилом помещении на территории <адрес>.

Считая свои права нарушенными, просит признать за ним право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; признать незаконным решение Департамента социальной защиты <адрес>, изложенное в приказе от ДД.ММ.ГГГГ /ОД об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> для детей сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать Департамент социальной защиты <адрес> принять его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> для детей сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании истец Герасимов И.А. поддержал заявленные исковые требования, просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика департамента социальной защиты <адрес> по доверенности Юсифов Р.Н. возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – администрация Усманского муниципального района Липецкой области, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства в их совокупности, обозрев учетное дело Герасимова И.А., суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов гражданского дела, решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, были лишены родительских прав в отношении сына ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.201-203).

Распоряжением первого заместителя главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р опекуном ФИО7 была назначена его бабушка, ФИО2, за истцом была закреплена жилая площадь по месту регистрации по адресу: <адрес>, 15 микрорайон, <адрес> (л.д.170).

Справкой «Регистрационно-вычислительного цента <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается регистрация ФИО7 по адресу: <адрес>, 15 микрорайон, <адрес>, состав семьи – 7 человек, в том числе, отец ФИО3 и мать ФИО4 (л.д. 185).

Согласно ответу департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО7 не состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в администрации <адрес>, в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по городу Липецку, не значится. Жилое помещение по договору социального найма ФИО7 администрацией <адрес> не предоставлялось. В соответствии с выпиской из постановления Муниципального предприятия Второго городского жилищного управления ГУ ЖКХ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заключен договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, 15 микрорайон, <адрес>, общей площадью 62.1 кв.м, жилой – 38.4 кв.м, состоящей из трех комнат, с нанимателем ФИО5 с составом семьи - 6 человек: внук - ФИО6; внук - ФИО7; сноха – ФИО4, сын - ФИО3; внучка - ФИО8. На основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ в договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения: в связи с выбытием ФИО4 на другое постоянное место жительства в качестве члена семьи нанимателя вселен правнук - ФИО9 (л.д.195).

Как усматривается из выписки из домовой книги по адресу: <адрес>, 15 микрорайон, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по данному адресу постоянно зарегистрированы ФИО5 (наниматель) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 (сын) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 (внук) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 (внучка) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 (внук) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9 (правнук) с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23).

С момента лишения родителей родительских прав ФИО7 проживал с ДД.ММ.ГГГГ с опекуном ФИО14 в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д.60).

Справкой администрации Усманского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ранее относящийся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоял на учете в отделе опеки и попечительства с ДД.ММ.ГГГГ по 20.07.2011г. В списках детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в Усманском муниципальном районе <адрес> не значится. Муниципальное жилое помещение по договору социального найма на территории Усманского муниципального района <адрес> с соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не выделялось (л.д.98).

В 2009-2013 гг. Герасимов И.А. обучался в ГОБПОУ «Усманский промышленно-технологический колледж». Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 ежемесячно разъяснялось социальным педагогом, классным руководителем, заведующим отделением, заместителем по воспитательной работе о его статусе, правах, в том числе, о праве на внеочередное предоставление жилого помещения (л.д.194).

С ДД.ММ.ГГГГ по 17.12.2014г. проходил срочную службу в ВС РФ (л.д. 31-32).

С ДД.ММ.ГГГГ является студентом факультета очного (дневного) обучения ФГБОУ ВО «Воронежский государственный институт физической культуры» (л.д.33). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Герасимов И.А. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: г.Воронеж, пр-т Революции, д.1, общежитие (л.д.26).

25.10.2018 г. в возрасте 25 лет Герасимов И.А. обратился в департамент социального развития <адрес> с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилого фонда <адрес> по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет.

Заключением департамента образования, науки и молодежной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания Герасимова И.А. в жилом помещении по адресу: <адрес>, 15 микрорайон, <адрес>, общей площадью 62,1 кв.м, т.к. общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении (10,33 кв.м) менее учетной нормы площади жилого помещения (11 кв.м), предусмотренной законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда <адрес> по договорам социального найма» (л.д.39).

Приказом департамента социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ /ОД Герасимову И.А. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области в связи с тем, что до 01.01.2013 г. основания для признания Герасимова И.А. нуждающимся в предоставлении жилого помещения отсутствовали, так как имелось закрепленное за ним жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ул.МКР 15-й, <адрес>, в котором он зарегистрирован в настоящее время по договору социального найма; согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа может быть распространен на него лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства; доказательств того, что в возрасте до 23 лет Герасимов И.А. был лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и обращался с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилья, не представлено; учитывая, что Герасимов И.А. имел возможность в совершеннолетнем возрасте (до 23 лет) самостоятельно осуществлять свои права на обеспечение жильем путем подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту постоянной регистрации, и свое право на обеспечение жилым помещением до достижения возраста 23 лет, то есть в тот период, когда он в силу закона относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, он не реализовал, данное право после достижения им возраста 23 лет утрачено и, соответственно, сохранено быть не может.

В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Согласно пункту 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с пунктом 4 данной статьи проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств, частности, проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации (пп.1); общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (пп.3).

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона (п. 3 ст. 8).

Пунктом 9 названной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Из статьи 1 Федерального закона №159-ФЗ следует, что к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеющих право на дополнительные гарантии в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также лица, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" на органы опеки и попечительства возложен контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством.

Как разъяснено в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, если при рассмотрении дела будет установлено, что возвращение детей-сирот в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения противоречит их интересам (например, в связи с тем, что данном жилом помещении проживают лица, лишенные в отношении этих детей родительских прав, либо лица, страдающие алкоголизмом или наркоманией), то данное обстоятельство является основанием для удовлетворения требований детей-сирот об обеспечении их жилым помещением вне очереди.

Также если за детьми-сиротами было закреплено жилое помещение, однако общая площадь этого жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, была менее учетной нормы, то за детьми-сиротами признается право на обеспечение жилой площадью вне очереди независимо от того, были ли такие лица признаны малоимущими.

Материалами дела подтверждается, что Герасимов И.А. ранее относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 06.03.2019г. , ФИО7 жилья на праве собственности не имеет (л.д.58). Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» сведениями о наличии недвижимого имущества в период до 1998 г., принадлежащих ФИО7 на праве собственности, не располагает (л.д.38).

<адрес> жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в закрепленном за истцом жилом помещении по адресу: <адрес>, 15 микрорайон, <адрес>, площадью 62,1 кв. м с учетом шести проживающих, менее учетной нормы, как установленной по <адрес> (11 кв.м), так и на территории <адрес> (13,5 кв.м) (согласно п. 4 Положения "О порядке использования муниципального жилищного фонда на территории <адрес>", утвержденного решением Липецкого городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГг. N 27).

Кроме того, проживание в жилом помещении ФИО3 и ФИО4, лишенных в отношении ФИО7 родительских прав, в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем является самостоятельным основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела установлено, что истец Герасимов И.А., как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющий закрепленное за ним жилое помещение, в котором проживали его родители, лишенные в отношении него родительских прав и при наличии приходящейся на одно лицо общей площади жилого помещения менее учетной нормы, не был обеспечен жилым помещением и не поставлен на соответствующий учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий с последующим предоставлением жилого помещения из специализированного жилищного фонда.

Органам опеки и попечительства было известно о том, что сохраняемое за Герасимовым И.А. жилое помещение не отвечает установленным законом требованиям, как по учетной норме предоставления площади жилого помещения, так и в связи с проживанием в данном жилом помещении родителей Герасимова И.А., лишенных родительских прав, что исключало их совместное проживание в одном жилом помещении.

Однако органами опеки и попечительства и опекуном по достижении истцом совершеннолетия не были приняты меры к постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, доказательства разъяснения его права на жилое помещение со стороны компетентных органов отсутствуют.

Суд расценивает указанные обстоятельства как ненадлежащее выполнение уполномоченными органами обязанности по обеспечению истца жилым помещением, в силу которых у истца возникло заблуждение об отсутствии у него права на предоставление жилого помещения, что и явилось препятствием для своевременной реализации права на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением, в связи с чем причины, по которым истец обратился с заявлением о предоставлении жилого помещения после истечения срока реализации права на его предоставление, следует рассматривать как уважительные.

Жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться по месту жительства детей-сирот (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Учитывая, что по месту регистрации в <адрес> ФИО7 с момента передачи под опеку не проживал, в настоящее время зарегистрирован по месту пребывания в общежитии ФГБОУ ВПО «ВГИФК» по адресу: <адрес>, предоставленном по договору найма на время обучения, суд считает местом жительства истца <адрес>.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии у Герасимова И.А. права на меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в связи с чем полагает, что приказ департамента социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ /ОД об отказе в принятии Герасимова И.А. на учет для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области нельзя считать законным и обоснованным, и находит заявленные Герасимовым И.А. требования о возложении на Департамент социальной защиты <адрес> принять его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Герасимовым Ильей Александровичем право на меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Признать незаконным решение Департамента социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда <адрес> для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать Департамент социальной защиты <адрес> принять Герасимова Илью Александровича на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> по категории дети, оставшиеся без попечения родителей.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                         И.С. Леденева

Решение изготовлено в окончательной форме 03.06.2019г.

1версия для печати

2-1597/2019 ~ М-679/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Герасимов И.А.
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Леденева Ирина Сергеевна
Дело на сайте суда
lensud--vrn.sudrf.ru
08.02.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.02.2019Передача материалов судье
11.02.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2019Судебное заседание
19.03.2019Судебное заседание
04.04.2019Судебное заседание
25.04.2019Судебное заседание
28.05.2019Судебное заседание
03.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее