РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 января 2022 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе :
председательствующего судьи Бабкина С.В.,
при секретаре Илюхиной Л.А.,
с участием представителя административного истца Гуленкова И.Н., административного ответчика Суркова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-108/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области к Суркову * * * о взыскании задолженности (недоимки) по страховым взносам и пени,
Установил :
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 3 по Самарской области обратился в суд с указанным административным иском к административному ответчику Суркову Д.В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 г. в размере 32448,00 руб., пени в размере 96,53 руб., ссылаясь в обоснование иска на то, что в соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. В случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени (п. 3 ст. 75 НК РФ). В соответствии со ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица : лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой. Согласно ст. 430 НК РФ лица, осуществляющие предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность обязаны уплачивать страховые взносы вне зависимости от фактического ведения деятельности. Сурков Д.В. имеет статус «адвокат» с 06.06.2014 г., соответственно, является налогоплательщиком страховых взносов. Согласно ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной сумы налога. В адрес налогоплательщика были направлены требования об уплате налога * * * г., * * * г. В установленный срок ответчик указанные требования исполнены не были, в связи с чем взыскание налога и пеней производится налоговым органом в судебном порядке. Ранее МРИ ФНС № 3 по Самарской области обращалась к мировому судье судебного участка № 83 судебного района г. Сызрани Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Суркова Д.В. задолженности по налогам и пени. 04.05.2021 г. судебный приказ был вынесен, в последующем определением мирового судьи судебного участка № 83 судебного района г. Сызрани Самарской области от 24.05.2021 г. он был отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения. Поэтому обратились с данным иском в суд и просят взыскать в свою пользу с ответчика Суркова Д.В. задолженность (недоимку) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 г. в размере 32448 руб., пени в размере 96,53 руб.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области по доверенности Гуленков И.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме и пояснил, что страховые взносы до настоящего времени административным ответчиком не оплачены. В связи с вступлением в законную силу с 10.01.2021 г. ФЗ № 502 «О внесении изменений в ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» из числа страхователей и застрахованных лиц исключены адвокаты, являющиеся получателями пенсии за выслугу лет. Однако освобождаются они только с 10.01.2021 г., начисленные страховые взносы за 2020 год должны быть оплачены.
Административный ответчик Сурков Д.В. в судебном заседании с иском не согласился и пояснил, что он не должен оплачивать страховые взносы, поскольку он стал адвокатом после ухода на пенсию по выслуге лет из органов внутренних дел.
В представленных письменных возражениях Сурков Д.В. указал, что он является адвокатом и является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службу, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". Поэтому он считает, что являясь адвокатом с 2014 года и получающим пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом № 4468-1 с 17.09.2011 г., он не должен уплачивать страховые взносы, поскольку согласно постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 г. № 5-П, принятым в связи с жалобой гражданки Морозовой О.В., подпункт 2 пункта 1 статьи 28 Федерального закона № 167-ФЗ, подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, часть четвертая статьи 7 Закона № 4468-1, части 2 и 3 статьи 8, часть 18 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в их взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 167-ФЗ признаны не соответствующими статьям 7 (часть 1), 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 39 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они характе-ризуются неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Считает, что на основании статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" положения законодательства, признанные Постановлением № 5-П не соответствующими Конституции Российской Федерации, не подлежат применению в действовавшей редакции с даты опубликования данного постановления, а именно с 30.01.2020 г., следовательно, с указанной даты прекратилась его обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как адвоката, получающего пенсию на условиях и в порядке, предусмотренных Законом № 4468-1. В рамках реализации положений Постановления № 5-П принят Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" статья 6 и статья 7 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" дополнены положениями об исключении из числа страхователей и застрахованных лиц адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом №4468-1, и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Федеральная налоговая служба в письме от 02.02.2021 г. № БС-4-11/1183@ разъяснила, что для отнесения физического лица к пенсионеру, получающему пенсию за выслугу лет или по инвалидности, в соответствии с Законом № 4468-1 и в целях прекращения у адвоката обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ему необходимо обратиться в налоговый орган по месту жительства с заявлением о прекращении обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по рекомендуемой форме (КНД 1150118) с представлением копии пенсионного удостоверения. В восьмом абзаце указано, что в связи с вступлением Федерального закона № 502-ФЗ в силу с 10.01.2021 г. у адвокатов, получающих пенсию за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом № 4468-1, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование прекращается с 11.01.2021 г. В связи с этим он воспользовался предоставленным ему законом правом, и, согласно ответа истца на его заявление, он больше не является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и у него отсутствует обязанность по уплате страховых взносов в фиксированном размере. Ответчик вправе выбрать - продолжать платить взносы в ПФР и сохранить право на страховую пенсию по старости, а может перестать их платить, но на эту пенсию не рассчитывать в будущем. Им надлежащим образом и в полном объеме производилась уплата страховых взносов в ПФР за период с июня 2014 года по 2019 годы, при этом, указанный факт, учитывая отсутствие дальнейшей обязанности по их внесению для ответчика дает основание считать платежи, внесенные за 2014-2019 годы излишне уплаченными, поскольку с даты вступления Федерального закона от 30.12.2020 г. № 502-ФЗ в силу (10.01.2021 г.) эти платежи перестали быть для ответчика возмездными, его нахождение в ПФР становится необоснованным, оно вступает в противоречие с конституционно-правовой природой платежей, выраженной в определениях Конституционного Суда России.
Суд, заслушав пояснения сторон, проверив письменные материалы дела, находит заявленный административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица : лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Согласно ст. 430 НК РФ лица, осуществляющие предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность обязаны уплачивать страховые взносы вне зависимости от фактического ведения деятельности.
В соответствии со ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Судом установлено, что Сурков Д.В. с 20.06.2014 г. является адвокатом, что подтверждено удостоверением * * *
Также он является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших поенную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей с 17.09.2011 г., что подтверждено удостоверением от * * * г., справкой ГУ МВД России по Самарской области от 12.01.2022 г.
Ответчику Суркову Д.В. были направлены требования * * * г. об оплате страховых взносов в срок до 27.02.2020 г., * * * г. об оплате страховых взносов в срок до 15.03.2021 г. Однако данные требования Сурковым Д.В. в установленный срок исполнены не были.
Также установлено, что 16.02.2021 г. Сурков Д.В. обращался в Межрайоную ИФНС России № 3 по Самарской области с заявлением о прекращении обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Согласно ответа Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области от 05.04.2021 г. Сурков Д.В. не является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Согласно представленного расчета сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 г. составляет 32448 руб.
Судом также установлено, что судебным приказом мирового судьи судебного участка № 83 судебного района г. Сызрани Самарской области № 2а-1399/2021 от 04.05.2021 г. с Суркова Д.В. в пользу Межрайонной ФНС России № 3 по Самарской области взыскана задолженность (недоимка) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 32448 руб. за 2020 г., пеня в размере 158,16 руб., по страховым взносам на обяза-тельное медицинское страхование работающего населения - пеня в размере 39,53 руб., а всего на общую сумму 32645,69 руб. Также с Суркова Д.В. была взыскана государственная пошлина в доход государства в размере 589,69 руб.
Определением мирового судьи судебного участка № 83 Самарской области от 24.05.2021 г. был отменен судебный приказ № 2а-1399/2021 от 04.05.2021 г. в связи с поступившими возражениями от Суркова Д.В.
Согласно ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов.
Положениями пункта 1 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 75).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75).
Принимая во внимание, что задолженность по страховым взносам за 2020 г. в установленные законом сроки ответчиком Сурковым Д.В. не оплачена в полном объеме, расчет пеней произведен с учетом несвоевременно внесенных ответчиком сумм по страховым взносам, суд в соответствии с правилами статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации считает обоснованными требования налогового органа о взыскании пени за нарушение сроков платежа согласно расчету, представленному истцом, в размере 96,53 руб.
Размер пеней рассчитан правильно, судом проверен.
Судом также установлено, что до настоящего времени налогоплатель-щиком Сурковым Д.В. требования Межрайонной инспекции ФНС № 3 по Самарской области не исполнены, в связи с чем за ним имеется задолженность в вышеуказанной сумме.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.01.2020 N 5-П "По делу о проверке конституционности положений части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки О.В. Морозовой" признан подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 2.2 статьи 22, пункт 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, часть четвертую статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", части 2 и 3 статьи 8, часть 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в их взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагают на них обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 2.2 статьи 22 и пункт 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, часть четвертую статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", части 2 и 3 статьи 8, часть 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в их взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" признаны не соответствующими статьям 7 (часть 1), 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они характеризуются неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В целях исполнения Постановления № 5-П 30.12.2020 г. был принят Федеральный закон № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», которым адвокаты, получающие пенсию за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" исключены из числа страхователей и застрахованных лиц с предоставлением им права добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
При этом исходя из положений статьи 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" и даты официального опубликования Федерального закона N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" адвокаты из числа военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, получающие пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, освобождены от обязанности по уплате за себя страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 10 января 2021 года.
В спорный период (2020 год) соответствующая обязанность за ответчиком в силу действующего законодательства сохранялась.
Доводы Суркова Д.В. об обратном основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Таким образом, суд считает, что административный иск Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Самарской области подлежит удовлетворению, а с Суркова Д.В. в пользу Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области следует взыскать задолженность (недоимку) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 г. в размере 32448 руб., пени в размере 96,53 руб.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ с Суркова Д.В. следует взыскать в доход государства государственную пошлину в размере 1176,34 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-181, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области к Суркову * * * о взыскании задолженности (недоимки) по страховым взносам и пени удовлетворить.
Взыскать с Суркова * * *, в пользу Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области задолженность (недоимку) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 32448 руб., пени в сумме 96,53 руб.
Взыскать с Суркова * * * в доход государства (местный бюджет) госпошлину в размере 1176,34 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья : Бабкин С.В.
Мотивированное решение изготовлено 26 января 2022 года.
Судья : Бабкин С.В.