63RS0039-01-2021-003332-24
2а-2605/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 сентября 2021 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2605/2021 по административному исковому заявлению Галдина Ивана Андреевича к Министерству строительства Самарской области об оспаривании решения об исключении из реестра пострадавших участников долевого строительства,
установил:
Галдин И.А. обратился в суд с административным иском к Министерству строительства Самарской области об оспаривании решения об исключении из реестра пострадавших участников долевого строительства.
В обоснование заявления указано, что решением Ленинского районного суда г. Самары по делу 2-2299/2020 частично удовлетворены исковые требования Галдина И.А. к Министерству строительства Самарской области, за Галдиным И.А. признано право на получение денежной компенсации как пострадавшему участнику долевого строительства; на Министерство строительства Самарской области возложена обязанность включить истца в пятую очередь Реестра пострадавших участников долевого строительства проблемного объекта, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, пгт. Петра-Дубрава, ул. Южная, д. 3, с оказанием мер государственной поддержки в виде выплаты денежной компенсации в сумме 719 000 рублей. Указанное решение суда вступило в законную силу 21.12.2020. Уведомлением Министерства строительства Самарской области № 3/8576 от 18.12.2020 Галдин И.А. включен в пятую очередь Реестра пострадавших участников долевого строительства проблемного объекта. Однако уведомлением административного ответчика от 17.02.2021 № МС/1124 Галдин И.А. исключен из реестра в связи с тем, что ранее истцом получены меры государственной поддержки как участника долевого строительства проблемного объекта.
С данным решением Министерства строительства Самарской области Галдин И.А. не согласен, полагает его незаконным и нарушающим его права и законные интересы, поскольку никаких мер государственной поддержки он не получал, соглашение как пострадавший участник долевого строительства с уполномоченным органом в целях оформления оказания мер государственной поддержки в виде денежной компенсации не заключал.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Галдин И.А. просит признать незаконным исключение его из реестра пострадавших участников долевого строительства проблемного объекта, вынесенное 17.02.2021 Министерством строительства Самарской области.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Прошин Е.А. требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель Министерства строительства Самарской области по доверенности Чертопрудов Н.П. иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель заинтересованного лица ООО «Донстрой» Сенчева Н.Д. возражала против удовлетворения требований, представила письменный отзыв.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Законом Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области» установлены меры государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД пострадавшим от действий недобросовестного застройщика признается гражданин Российской Федерации, соответствующий одновременно следующим условиям:
1) наличие заключенного с недобросовестным застройщиком договора участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения;
2) исполнение им обязательств в соответствии с условиями договора участия в долевом строительстве;
3) заключение договора долевого участия в строительстве и (или) договора уступки прав требования по такому договору до признания объекта проблемным и (или) введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика;
4) признание гражданина потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков);
5) отсутствие на момент заключения договора долевого участия в строительстве близкого родства с учредителем недобросовестного застройщика, и (или) лицом, осуществляющим полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) членами коллегиального органа управления недобросовестного застройщика, и (или) членами его коллегиального исполнительного органа;
6) отсутствие оплаты по договору долевого участия в строительстве в виде зачета взаимных требований по договорам поставки и (или) подряда и (или) иным договорам.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 №927 утвержден Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства. Уполномоченным на ведение реестра пострадавших участников долевого строительства органом является Министерство строительства Самарской области (п. 1.3).
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Самары по делу 2-2299/2020 по иску Галдина И.А. к Министерству строительства Самарской области за Галдиным И.А. признано право на получение денежной компенсации как пострадавшему участнику долевого строительства, удовлетворение прав которого невозможно в проблемном объекте в связи с нецелесообразностью и (или) невозможностью завершения строительства проблемного объекта; на Министерство строительства Самарской области возложена обязанность включить истца в пятую очередь Реестра пострадавших участников долевого строительства проблемного объекта, расположенного по адресу: Самарская область, Волжский район, пгт. Петра-Дубрава, ул. Южная, д. 3, ведение которого осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 N 927, с оказанием мер государственной поддержки в виде выплаты денежной компенсации в сумме 719 000 рублей.
Уведомлением Министерства строительства Самарской области № 3/8576 от 18.12.2020 Галдин И.А. включен в пятую очередь Реестра пострадавших участников долевого строительства.
Согласно п. 2.5 Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства основаниями для принятия решения об отказе во включении пострадавшего участника долевого строительства в Реестр является получение пострадавшим участником долевого строительства ранее как участником долевого строительства мер государственной поддержки.
На основании пункта 4.1 Порядка ведения реестра в случаях выявления фактов представления пострадавшим участником долевого строительства недостоверных сведений о получении мер государственной поддержки либо подложных документов такое лицо подлежит исключению из реестров.
Уведомлением от 17.02.2021 № МС/1124 Галдину И.А. сообщено об исключении его из реестра в связи с тем, что ранее истцу оказаны меры государственной поддержки как участнику долевого строительства проблемного объекта по предварительному договору № 247/86 от 05.04.2007 и договору займа №262/86 от 27.01.2010 путем предоставления жилого помещения застройщиком ООО «Донстрой».
В письменном отзыве представитель ответчика указывает, что ранее истцу была оказана мера государственной поддержки опосредованно через нового застройщика ООО «Донстрой», путем предоставления последнему субсидии в целях финансирования работ, связанных со строительством и вводом в эксплуатацию проблемного объекта, и удовлетворения прав требований обманутых дольщиков.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона Самарской области 08.07.2019 №84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области» к мерам государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства относятся:
1) предоставление земельного участка новому застройщику-инвестору в аренду без проведения торгов в соответствии с законодательством Самарской области для реализации масштабного инвестиционного проекта, предусмотренного государственной программой Самарской области и реализуемого в целях обеспечения жилыми помещениями участников долевого строительства объектов, включённых в перечень проблемных, либо п.3.1 ч.2 ст.39.6 ЗК РФ;
2) предоставление субсидий объединениям участников долевого строительства, новым застройщикам, конкурсному управляющему (внешнему управляющему) для завершения строительства и ввода проблемного объекта в эксплуатацию;
3) предоставление жилых помещений вне проблемного объекта пострадавшим участникам долевого строительства, удовлетворение прав требований которых невозможно в проблемном объекте в связи с нецелесообразностью и (или) невозможностью завершения строительства проблемного объекта;
4) предоставление субсидий местным бюджетам, объединениям участников долевого строительства, новым застройщикам для технологического подключения (присоединения) проблемного объекта к сетям электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения;
5) выплата денежной компенсации пострадавшим участникам долевого строительства, удовлетворение прав требований которых невозможно в проблемном объекте в связи с нецелесообразностью и (или) невозможностью завершения строительства проблемного объекта;
6) предоставление субсидий новому застройщику на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на цели завершения строительства проблемного объекта;7) предоставление субсидий новому застройщику, объединению участников долевого строительства на возмещение затрат на внесение арендной платы за земельный участок под проблемным объектом;
8) установление с момента принятия застройщиком обязательств по завершению строительства проблемного объекта понижающих коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности либо право собственности на которые не разграничено и занятые такими объектами;
9) возмещение расходов новому застройщику, объединениям граждан на проведение обследования технического состояния проблемного объекта, составление и государственную экспертизу документации, определяющей сметную стоимость завершения строительства проблемного объекта;
10) предоставление пострадавшим участникам долевого строительства земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с Законом Самарской области от 11 марта 2005 года N 94-ГД "О земле";
11) завершение строительства проблемного объекта специализированной некоммерческой организацией, обеспечивающей завершение строительства таких объектов и созданной Правительством Самарской области;
12) иные меры поддержки, не запрещенные действующим законодательством.
В соответствии с ч. ч. 2, 5 ст. 5 названного Закона меры поддержки пострадавшим участникам долевого строительства предоставляются однократно.
Если у пострадавшего участника долевого строительства заключены два и более договора участия в долевом строительстве с застройщиком (застройщиками) проблемного объекта в одном или нескольких проблемных объектах на территории Самарской области, меры поддержки предоставляются в отношении одного жилого помещения в одном из проблемных объектов по выбору пострадавшего участника долевого строительства.
Меры государственной поддержки могут предоставляться как непосредственно пострадавшему участнику долевого строительства, так и опосредованно через нового застройщика, нового застройщика-инвестора, что указывается в соглашении о завершении строительства проблемного объекта и удовлетворении прав требований пострадавших участников долевого строительства и (или) соглашении о реализации масштабного инвестиционного проекта, реализуемого новым застройщиком-инвестором, заключаемом между Уполномоченным органом и новым застройщиком-инвестором.
Из материалов дела следует, что 05.04.2007 между ООО «Материк» (в последующем переименовано в ООО «Дальстрой») и Галдиным И.А. был заключен предварительный договор № 247/86 и договор займа № 247/86, предметом которых являлось участие истца в инвестировании строительства жилого дома в границах улиц Арцыбушевской, Рабочей, Буянова, Одесского переулка в Ленинском районе г.Самары с передачей истцу после ввода дома в эксплуатацию 2-комнатной квартиры в 6 секции на 8 этаже общей площадью 79,4 кв.м. Стоимость инвестирования составила 2 225 020 руб., которые внесены истцом в кассу застройщика, что подтверждается квитанциями к приходным кассовым ордерам от 05.04.2007,15.05.2007, 28.05.2007, 29.12.2009.
В последующем на основании договора о переуступке прав от 27.01.2010 Галдин И.А. переуступил свои права по договору займа №247/86 от 05.04.2007 на строительство жилого дома ООО «Авто-М».
Одновременно между ООО «Авто-М» (Затройщик) и Галдиным И.А. (Инвестор) 27.01.2010 был заключен договор о намерениях №262/86 и дополнительное соглашение, в соответствии с которыми застройщик обязуется после получения разрешения на строительство и регистрации первого договора участия в долевом строительстве жилого дома, расположенного в границах улиц Арцыбушевской, Рабочей, Буянова, Одесского переулка в Ленинском районе г.Самары, заключить с инвестором договор участия в долевом строительстве в отношении двухкомнатной квартиры общей площадью 76,15 кв.м. Стоимость квартиры определена в размере 2 395 500 руб.
На основании договора займа №262/86 от 27.01.2010 Галдин И.А. передал ООО «Авто-М» денежные средства в размере 170 480 руб., что с учетом ранее внесенных денежных средств составило 2 395 500 руб.
На основании договора о перемене лиц в обязательствах от 31.08.2011, заключенного между ООО «Авто-М» и ООО «Донстрой», к последнему перешло право аренды земельного участка, расположенного по адресу: г.Самара, Ленинский район, в границах улиц Арцыбушевской, Рабочей, Буянова, Одесского переулка. Приложением к данному договору является реестр участников долевого строительства в количестве 166 человек, перед которыми у ООО «Авто-М» имеются обязательства. Истец включен в данный реестр под номером 32.
Как следует из протокола заседания межведомственной комиссии по урегулированию вопросов долевого строительства на территории Самарской области от 23.10.2014 №10, застройщику ООО «Донстрой» были согласованы следующие варианты удовлетворения прав граждан-участников долевого строительства ООО «Авто-М» и ООО «Дальстрой»: возврат денежных средств; переход прав требований на площадку строительства в районе ТРК «Московский» без доплат; заключение договоров долевого участия с ООО «Донстрой» в отношении ЖК «Ясная Поляна» на условиях доплаты.
08.12.2014 между Галдиным И.А. и ООО «Донстрой» подписано соглашение о намерении заключить договор долевого участия в строительстве жилого дома, расположенного по адресу: г.Самара, Промышленный район, ул. Московское шоссе (строительный адрес жилой застройки в границах: ул. пр. Кирова, Московское шоссе, Губанова в Промышленном районе г.Самары, жилой дом секция №5) с оплатой путем зачета денежной суммы, уплаченной по договорам займа и переуступки прав от 27.01.2010 в размере 2 395 500 руб.
30.03.2015 между застройщиком ООО «Премьер-инвестстрой», участником долевого строительства ООО «Донстрой» и правопреемником Галдиным И.А. заключен договор уступки права требования №5/261-310/269, в соответствии с которым к Галдину И.А. перешло право требования на получение по окончании строительства двухкомнатной квартиры в жилом доме по адресу: г.Самара, Промышленный район, в границах: ул. пр. Кирова, Московское шоссе, Губанова (строительный адрес: пр. Кирова, жилой дом №5). Стоимость уступаемой доли составила 3 053 500 руб., из которых сумма в размере 2 395 500 руб. оплачивается путем передачи простого векселя ООО «Донстрой», сумма в размере 658 000 руб. уплачивается Галдиным И.А. в кассу или на расчетный счет ООО «Донстрой».
07.04.2015 Галдиным И.А. внесены в кассу ООО «Донстрой» денежные средства в размере 658 000 руб., что подтверждается квитанцией к приходному кассовому чеку №5 от 07.04.2015.
20.04.2017 на основании указанного договора уступки прав №5/261-310/269 от 30.03.2015 Галдину И.А. передана по акту приема-передачи двухкомнатная квартира №269 общей площадью 60,3 кв.м, расположенная по адресу: г.Самара, Промышленный район, пр. Кирова, д. 322 «А» корпус 4 (строительный адрес: пр. Кирова, жилой дом №5).
Таким образом, требования Галдина И.А. как пострадавшего участника долевого строительства по объекту, расположенному в границах улиц Арцыбушевской, Рабочей, Буянова, Одесского переулка в Ленинском районе г.Самары, были удовлетворены путем передачи ему квартиры в ином объекте, стоимость которой была оплачена путем зачета уплаченных по договору от 05.04.2007 № 247/86 денежных средств в размере 2 395 500 руб. и доплаты собственных денежных средств в размере 658 000 руб.
Доводы ответчика, что при этом истцу были оказаны меры государственной поддержки в виде предоставления ООО «Донстрой» субсидии на возмещение затрат, понесенных им в связи с выполнением работ по завершению строительства жилого дома в границах улиц Арцыбушевской, Рабочей, Буянова, Одесского переулка г.о.Самара, являются несостоятельными.
Из материалов дела следует, что действительно 18.12.2014 между Министерством строительства Самарской области и ООО «Донстрой» заключен договор на предоставление субсидий в целях возмещения понесенных затрат в связи с выполнением работ по строительству данного проблемного объекта в части расходов на коммунальную инфраструктуру. Вместе с тем, приобретенная Галдиным И.А. квартира расположена в ином доме, строительство которого осуществлено без оказания мер государственной поддержки, доплата стоимости квартиры произведена за счет средств самого заявителя. Соглашение между Галдиным И.А. и Министерством строительства Самарской области либо ООО «Донстрой» о том, что передача Галдину И.А. прав требования на данную квартиру является прямой или опосредованной мерой государственной поддержки не оформлялось, ни в одном из состоявшихся договоров таких условий не содержится. Договор о предоставлении ООО «Донстрой» субсидии на возмещении затрат на завершение строительства проблемного объекта также не содержит условий об удовлетворении прав требований пострадавших участников долевого строительства.
Учитывая отсутствие документов, подтверждающих получение Галдиным И.А. ранее мер государственной поддержки как пострадавшим участником долевого строительства, суд приходит к выводу, что у ответчика не имелось оснований для исключения его из реестра пострадавших участников долевого строительства, в связи с чем с чем требование истца о признании решения незаконным подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Статьей 227 КАС РФ установлено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
В целях восстановления нарушенных прав административного истца, суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность восстановить истца в реестре пострадавших участников долевого строительства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Галдина Ивана Андреевича к Министерству строительства Самарской области удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства строительства Самарской области об исключении Галдина Ивана Андреевича из реестра пострадавших участников долевого строительства, изложенное в уведомлении от 17.02.2021.
Обязать Министерство строительства Самарской области восстановить Галдина Ивана Андреевича в реестре пострадавших участников долевого строительства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 20.09.2021.