ДЕЛО № 2а-6303/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2019 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Шаповаловой Ю.А.,
с участием представителей административного истца по ордеру и доверенности адвоката Сенцова И.А., по доверенности Белесиковой В.В.,
заинтересованного лица Пастухова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Товарищество собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья «Стрелецкая Большая, 20Д» к Государственной инспекции труда в Воронежской области о признании незаконным распоряжения о проведении проверки,
у с т а н о в и л :
ТСН «ТСЖ «Стрелецкая Большая, 20Д» обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Воронежской области, в котором указало, что данное ТСЖ создано собственниками помещений в многоквартирном доме № 20Д по ул. Стрелецкая Большая в г. Воронеже и зарегистрировано, как юридическое лицо 16.08.2018г. В штате ТСЖ имеется несколько работников, которое обеспечивают выполнение функций ТСЖ по управлению многоквартирным домом, в том числе управляющий, бухгалтер, слесарь, уборщик, дворник.
16.08.2019г. ТСЖ получило распоряжение ГИТ в Воронежской области от 07.08.2019г. № 36/12-15575-19-И о проведении внеплановой документарной проверки вместе с запросом от 07.08.2019г. на предоставление документов и информации.
Считает, что указанное распоряжение является незаконным, поскольку издано в нарушение ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку никто из работников жалобу в ГТИ в Воронежской области не подавал, а обратившееся иное лицо не может обладать фактами, положенными в основу соблюдения трудового законодательства в ТСЖ.
Кроме того, в нарушении ч. 11 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, которая определяет, что государственный орган при проверке истребует только документы, относящиеся к предмету проверки, у ТСЖ была истребована вся документация и в отношении всех работников.
Просит признать незаконным распоряжение Государственной инспекции труда в Воронежской области от 07.08.2019г. № 36/12-15575-19-И о проведении внеплановой документарной проверки ТСН «ТСЖ «Стрелецкая Большая, 20д», как несоответствующее положениям ст. 10 и ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Определением суда от 25.10.2019г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечен руководитель ГИТ в Воронежской области – главный государственный инспектор труда в Воронежской области Яцких И.Н., издавший оспариваемое распоряжение, и главный государственный инспектор труда ГИТ в Воронежской области Коваленко И.О., которая была назначена уполномоченным на проведение проверки (л.д. 54).
Определением суда от 25.11.2019г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного привлечен Пастухов Е.В., обращение которого в ГИТ в Воронежской области послужило основанием для проведения проверки (л.д. 90).
В судебном заседании представители административного истца ТСН «ТСЖ «Стрелецкая Большая, 20д» по ордеру и доверенности адвокат Сенцов И.А., по доверенности Белесикова В.В. административные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика ГИТ в Воронежской области, заинтересованные лица руководитель ГИТ в Воронежской области – главный государственный инспектор труда в Воронежской области Яцких И.Н., главный государственный инспектор труда ГИТ в Воронежской области Коваленко И.О. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили письменные возражения на иск (л.д. 57).
Заинтересованное лицо Пастухов Е.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, пояснил, что он обращался в ТСН «ТСЖ «Стрелецкая Большая, 20д» в порядке ст. 143 ЖК РФ о предоставлении ему сведений о лицах, осуществляющих обслуживание дома, в котором он проживает. ТСЖ отказало в представлении ему такой информации. Поэтому он обратился в Государственную инспекцию труда, указав об отсутствии в ТСЖ информации об оформленных работниках.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что 26.07.2019г. в Государственную инспекцию труда в Липецкой области поступило обращение Пастухова Е.В., в котором он указывал, что является собственником квартиры <адрес>. Управление дома осуществляет ТСН «ТСЖ «Стрелецкая Большая, 20Д», ИНН (№). На сегодня по факту работает нанятый управляющий, дворник, сантехник и т.д., но в отчетах расходов на заработную плату нет, количество оформленных сотрудников в ТСЖ не указывается. Управляющая компания по обслуживанию дома отсутствует, т.е. усматриваются факты «неофициального трудоустройства» и возможного нецелевого расходования средств плательщиков, что грозит финансовыми потерями собственникам квартир. В связи с изложенным, в целях осуществления контроля, просил проверить ТСН «ТСЖ «Стрелецкая Большая, 20Д» на соблюдение трудового законодательства (л.д. 80, 81).
29.07.2019г. ГИТ в Липецкой области в порядке ч. 3 ст. 8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» направило указанное обращение Пастухова Е.В. по территориальной подведомственности в ГИТ в Воронежской области, которое поступило в Государственную инспекцию труда в Воронежской области 02.08.2019г. и было зарегистрировано за номером 36/7-3849-19-ОБ (л.д. 79).
С целью рассмотрения обращения № 36/7-3849-19-ОБ, 07.08.2019г. руководителем государственной инспекции труда – главным государственным инспектором труда Яцких И.Н. издано распоряжение № 36/12-15575-19-И о проведении в отношении ТСН «ТСЖ «Стрелецкая Большая, 20Д» внеплановой документарной проверки (л.д. 77-78).
С законностью данного распоряжения суд согласиться не может в силу следующих оснований.
Согласно положениям статей 353 - 356, статьи 382 Трудового кодекса Российской Федерации, Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 324 федеральная инспекция труда относится к органам исполнительной власти и уполномочена осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со статьей 360 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
поступление в федеральную инспекцию труда:
обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса;
наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Регулирование отношений в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется Федеральным законом от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно пункту 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
При этом согласно части 3 указанной статьи обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Таким образом, в случае проведения внеплановой проверки по заявлению работника, законодатель указывает на необходимость наличия трудовых отношений между подателем жалобы и юридическим лицом, в отношении которого подлежит провести проверку по факту нарушения трудовых прав.
Как видно из материалов дела, основанием для проведения внеплановой проверки являлось сообщение, поданное Пастуховым Е.В. посредством сети «Интернет» о фактах неофициального трудоустройства в ТСН «ТСЖ «Стрелецкая Большая, 20Д».
Вместе с тем, как установлено судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, а также следовало из самого обращения, Пастухов Е.В. не является и не являлась работником ТСН «ТСЖ «Стрелецкая Большая, 20Д».
При этом вышеприведенные правовые нормы и, в частности статья 352 Трудового кодекса РФ, относит государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права к числу основных способов защиты трудовых прав работников. Реализация данного способа предполагает защиту трудовых прав работников органами государственного надзора и контроля.
Таким образом, суд усматривает, что оснований к проведению проверки в отношении ТСН «ТСЖ «Стрелецкая Большая, 20Д» у ГИТ в Воронежской области не имелось, соответственно и распоряжение о ее проведении является незаконным.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного, суд удовлетворяет заявленные административные исковые требования в полном объеме.
Возложение каких-либо обязанностей на административного ответчика в данном случае не требуется, поскольку 10.09.2019г. проверка в отношении ТСН «ТСЖ «Стрелецкая Большая, 20Д» была прекращена в связи с непредоставлением организацией документов к проверке и окончанием ее сроков.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск ТСН «Товарищество собственников жилья «Стрелецкая Большая, 20Д» удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Государственной инспекции труда в Воронежской области от 07.08.2019г. № 36/12-15575-19-И о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ТСН «ТСЖ Стрелецкая Большая, 20Д».
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.В. Оробинская
Решение в окончательной форме изготовлено 31.12.2019г.
ДЕЛО № 2а-6303/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2019 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Шаповаловой Ю.А.,
с участием представителей административного истца по ордеру и доверенности адвоката Сенцова И.А., по доверенности Белесиковой В.В.,
заинтересованного лица Пастухова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Товарищество собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья «Стрелецкая Большая, 20Д» к Государственной инспекции труда в Воронежской области о признании незаконным распоряжения о проведении проверки,
у с т а н о в и л :
ТСН «ТСЖ «Стрелецкая Большая, 20Д» обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Воронежской области, в котором указало, что данное ТСЖ создано собственниками помещений в многоквартирном доме № 20Д по ул. Стрелецкая Большая в г. Воронеже и зарегистрировано, как юридическое лицо 16.08.2018г. В штате ТСЖ имеется несколько работников, которое обеспечивают выполнение функций ТСЖ по управлению многоквартирным домом, в том числе управляющий, бухгалтер, слесарь, уборщик, дворник.
16.08.2019г. ТСЖ получило распоряжение ГИТ в Воронежской области от 07.08.2019г. № 36/12-15575-19-И о проведении внеплановой документарной проверки вместе с запросом от 07.08.2019г. на предоставление документов и информации.
Считает, что указанное распоряжение является незаконным, поскольку издано в нарушение ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку никто из работников жалобу в ГТИ в Воронежской области не подавал, а обратившееся иное лицо не может обладать фактами, положенными в основу соблюдения трудового законодательства в ТСЖ.
Кроме того, в нарушении ч. 11 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, которая определяет, что государственный орган при проверке истребует только документы, относящиеся к предмету проверки, у ТСЖ была истребована вся документация и в отношении всех работников.
Просит признать незаконным распоряжение Государственной инспекции труда в Воронежской области от 07.08.2019г. № 36/12-15575-19-И о проведении внеплановой документарной проверки ТСН «ТСЖ «Стрелецкая Большая, 20д», как несоответствующее положениям ст. 10 и ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Определением суда от 25.10.2019г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечен руководитель ГИТ в Воронежской области – главный государственный инспектор труда в Воронежской области Яцких И.Н., издавший оспариваемое распоряжение, и главный государственный инспектор труда ГИТ в Воронежской области Коваленко И.О., которая была назначена уполномоченным на проведение проверки (л.д. 54).
Определением суда от 25.11.2019г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного привлечен Пастухов Е.В., обращение которого в ГИТ в Воронежской области послужило основанием для проведения проверки (л.д. 90).
В судебном заседании представители административного истца ТСН «ТСЖ «Стрелецкая Большая, 20д» по ордеру и доверенности адвокат Сенцов И.А., по доверенности Белесикова В.В. административные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика ГИТ в Воронежской области, заинтересованные лица руководитель ГИТ в Воронежской области – главный государственный инспектор труда в Воронежской области Яцких И.Н., главный государственный инспектор труда ГИТ в Воронежской области Коваленко И.О. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили письменные возражения на иск (л.д. 57).
Заинтересованное лицо Пастухов Е.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, пояснил, что он обращался в ТСН «ТСЖ «Стрелецкая Большая, 20д» в порядке ст. 143 ЖК РФ о предоставлении ему сведений о лицах, осуществляющих обслуживание дома, в котором он проживает. ТСЖ отказало в представлении ему такой информации. Поэтому он обратился в Государственную инспекцию труда, указав об отсутствии в ТСЖ информации об оформленных работниках.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что 26.07.2019г. в Государственную инспекцию труда в Липецкой области поступило обращение Пастухова Е.В., в котором он указывал, что является собственником квартиры <адрес>. Управление дома осуществляет ТСН «ТСЖ «Стрелецкая Большая, 20Д», ИНН (№). На сегодня по факту работает нанятый управляющий, дворник, сантехник и т.д., но в отчетах расходов на заработную плату нет, количество оформленных сотрудников в ТСЖ не указывается. Управляющая компания по обслуживанию дома отсутствует, т.е. усматриваются факты «неофициального трудоустройства» и возможного нецелевого расходования средств плательщиков, что грозит финансовыми потерями собственникам квартир. В связи с изложенным, в целях осуществления контроля, просил проверить ТСН «ТСЖ «Стрелецкая Большая, 20Д» на соблюдение трудового законодательства (л.д. 80, 81).
29.07.2019г. ГИТ в Липецкой области в порядке ч. 3 ст. 8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» направило указанное обращение Пастухова Е.В. по территориальной подведомственности в ГИТ в Воронежской области, которое поступило в Государственную инспекцию труда в Воронежской области 02.08.2019г. и было зарегистрировано за номером 36/7-3849-19-ОБ (л.д. 79).
С целью рассмотрения обращения № 36/7-3849-19-ОБ, 07.08.2019г. руководителем государственной инспекции труда – главным государственным инспектором труда Яцких И.Н. издано распоряжение № 36/12-15575-19-И о проведении в отношении ТСН «ТСЖ «Стрелецкая Большая, 20Д» внеплановой документарной проверки (л.д. 77-78).
С законностью данного распоряжения суд согласиться не может в силу следующих оснований.
Согласно положениям статей 353 - 356, статьи 382 Трудового кодекса Российской Федерации, Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 324 федеральная инспекция труда относится к органам исполнительной власти и уполномочена осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со статьей 360 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
поступление в федеральную инспекцию труда:
обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса;
наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Регулирование отношений в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется Федеральным законом от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно пункту 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
При этом согласно части 3 указанной статьи обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Таким образом, в случае проведения внеплановой проверки по заявлению работника, законодатель указывает на необходимость наличия трудовых отношений между подателем жалобы и юридическим лицом, в отношении которого подлежит провести проверку по факту нарушения трудовых прав.
Как видно из материалов дела, основанием для проведения внеплановой проверки являлось сообщение, поданное Пастуховым Е.В. посредством сети «Интернет» о фактах неофициального трудоустройства в ТСН «ТСЖ «Стрелецкая Большая, 20Д».
Вместе с тем, как установлено судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, а также следовало из самого обращения, Пастухов Е.В. не является и не являлась работником ТСН «ТСЖ «Стрелецкая Большая, 20Д».
При этом вышеприведенные правовые нормы и, в частности статья 352 Трудового кодекса РФ, относит государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права к числу основных способов защиты трудовых прав работников. Реализация данного способа предполагает защиту трудовых прав работников органами государственного надзора и контроля.
Таким образом, суд усматривает, что оснований к проведению проверки в отношении ТСН «ТСЖ «Стрелецкая Большая, 20Д» у ГИТ в Воронежской области не имелось, соответственно и распоряжение о ее проведении является незаконным.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного, суд удовлетворяет заявленные административные исковые требования в полном объеме.
Возложение каких-либо обязанностей на административного ответчика в данном случае не требуется, поскольку 10.09.2019г. проверка в отношении ТСН «ТСЖ «Стрелецкая Большая, 20Д» была прекращена в связи с непредоставлением организацией документов к проверке и окончанием ее сроков.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск ТСН «Товарищество собственников жилья «Стрелецкая Большая, 20Д» удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Государственной инспекции труда в Воронежской области от 07.08.2019г. № 36/12-15575-19-И о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ТСН «ТСЖ Стрелецкая Большая, 20Д».
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.В. Оробинская
Решение в окончательной форме изготовлено 31.12.2019г.