УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 января 2019 года г. Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Князева А.А.
при секретаре Покатовой Н.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-478/2019 по иску Шишкиной Т.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Лесосибирске Красноярского края (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов обучения в льготный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Шишкина Т.А. обратилась в суд с иском и просит признать незаконным решение ответчика об отказе ей в назначении страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить в стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в льготном исчислении, то есть один год работы за один год и шесть месяцев, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 16 января по ДД.ММ.ГГГГ, с 31 января по ДД.ММ.ГГГГ, с 14 марта по ДД.ММ.ГГГГ, с 25 января по ДД.ММ.ГГГГ, а также назначить досрочно страховую пенсию по старости со дня обращения в Пенсионный фонд. Свои требования истец мотивирует тем, что на обязательные курсы повышения квалификации направлялась работодателем. В данные периоды за ней сохранялась заработная плата, оплачивались страховые взносы и поэтому считает решение Пенсионного фонда о не включении спорных периодов льготный стаж и об отказе в назначении пенсии незаконным.
В судебном заседании истец Шишкина Т.А. исковые требования поддержала, изложив указанные обстоятельства.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в г. Лесосибирске Красноярского края Орлова С.Я. в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что периоды прохождения истцом курсов повышения квалификации не включены в льготный стаж обоснованно, так как они не поименованы п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии, утвержденных постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года.
Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400- ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (ч. 2 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года (пункт "н").
В силу пункта 3 названного Постановления Правительства Российской Федерации исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
При этом, по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте "н" пункта 1 настоящего Постановления, - применяются:
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года;
Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (пункт "в").
Согласно ч. 3, 4 ст. 30 вышеназванного Закона, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Пунктами 4 и 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Статья 187 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривают сохранение за работником места работы и средней заработной платы на период направления его для повышения квалификации с отрывом от работы. При этом с сохраненной заработной платы за работником работодатель обязан произвести отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, действовавших в спорные периоды, правом на занятие медицинской деятельностью в Российской Федерации обладали лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (части первая и четвертая статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Порядком совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09 декабря 2008 года, прохождение повышения квалификации для медицинских работников является обязательным.
Статья 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусматривает, что медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Из трудовой книжки истца следует, что ДД.ММ.ГГГГ Шишкина Т.А. принята в стационар <адрес> участковой больницы на должность медицинской сестры, уволена ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ принята в <адрес> городскую станцию скорой медицинской помощи на должность медсестры кардиолога выездной бригады. С ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность медицинской сестры – анестезиста в отделение анестезиологии – реанимации МУ «<адрес>», где продолжает работать по настоящее время.
Согласно справки работодателя, представленных приказов, удостоверения и свидетельств в периоды с 16 января по ДД.ММ.ГГГГ, с 31 января по ДД.ММ.ГГГГ, с 14 марта по ДД.ММ.ГГГГ, с 25 января по ДД.ММ.ГГГГ истец направлялась на обязательные курсы повышения квалификации с сохранением места работы и среднего заработка.
В связи с тем, что за время нахождения истца на курсах повышения квалификации за истцом сохранялись рабочее место и заработная плата, с которой работодателем уплачивались взносы на государственное социальное страхование, повышение квалификации для медицинских работников является обязательным условием работы, исходя из системного толкования приведенных выше положений законодательства данные периоды подлежат включению в специальный стаж истца на равных условиях с периодами осуществления лечебной деятельности. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы неоправданное ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение.
Согласно пп. б п. 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Указанным перечнем предусмотрена должность медицинской сестры палатной отделение реанимации и интенсивной терапии. Соответственно указанные спорные периоды работы истца также подлежат включению в стаж в льготном исчислении, то есть один год работы за один год и шесть месяцев.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, поскольку на момент обращения истицы в Пенсионный фонд ДД.ММ.ГГГГ согласно сведениям Пенсионного фонда (стаж определен в размере 29 лет 04 месяца 14 дней) льготный стаж Шишкиной Т.А. с учетом включения спорных периодов работы (в льготном исчислении 09 месяцев 10 дней) составлял необходимые 30 лет, то и решение Пенсионного фонда об отказе в назначении пенсии нельзя признать законным и обоснованным, а истцу должна быть назначена страховая пенсия по старости со дня обращения за ее назначением.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 –199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шишкиной Т.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Лесосибирске Красноярского края (межрайонное) удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Лесосибирске Красноярского края (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Шишкиной Т.А. в назначении пенсии.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Лесосибирске Красноярского края (межрайонное) включить Шишкиной Т.А. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального Закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 года в льготном исчислении, то есть один год работы за один год и шесть месяцев периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 16 января по ДД.ММ.ГГГГ, с 31 января по ДД.ММ.ГГГГ, с 14 марта по ДД.ММ.ГГГГ, с 25 января по ДД.ММ.ГГГГ и назначить Шишкиной Т.А. досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Лесосибирский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья
Лесосибирского городского суда А.А. Князев