Дело № 2-712/2013 копия
Решение
Именем Российской Федерации
город Няндома 22 июля 2013 года
Няндомский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Макаров М.В.,
при секретаре Сметаниной В.М.,
с участием помощника прокурора Няндомского района Воронцова А.В.,
представителя ответчика Шамрило А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по иску прокурора Няндомского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Няндомское» о возложении обязанности принять меры к соблюдению законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов,
установил:
прокурор Няндомского района Архангельской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Няндомское» (далее - администрация МО «Няндомское») о возложении обязанности принять меры к соблюдению законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов
В обоснования исковых требований указал, что прокуратурой Няндомского района в ходе осуществления надзорной деятельности на территории МО «Няндомское» проведена проверка соблюдения федерального законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среду (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды»), объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В силу ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
Частью 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.10.2006 и 200-ФЗ (далее -ЛК РФ), установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом п.п. «г» п. 3 ч. 2 ст. 102 ЛК РФ выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства территорий поселения, а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения (пункт 19 части 1 ст. 14).,
Согласно ч. 2 ст. 4 ЛК РФ от имени муниципального образования в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений определены в ст.ст. 81, 82, 84 ЛК РФ.
Согласно статье 84 ЛК РФ (в редакции от 06.12.2011) к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе, владение пользование, распоряжение такими лесными участками (1); установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды (2); установление ставок платы за единицу объема древесины (3); разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов (4); осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков (5); организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах (6).
В соответствии со ст. 98 ЛК РФ, на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль в соответствии со статьей 84 настоящего Кодекса и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно п. 1.1 ст. 84 ЛК РФ, органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В силу статьи 87 ЛК РФ лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Порядок проведения лесоустройства закреплен в ст. 67 ЛК РФ и определен «Лесоустроительной инструкцией», утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 №516, которая устанавливает правила проведения лесоустройства, содержание требований к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ, в том числе на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно п. 3 Лесоустроительной инструкции, лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Согласно ст. 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон № 221-ФЗ).
В ст. 1 Федерального закона № 221-ФЗ государственной кадастровый учет недвижимого имущества определен как действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально- определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом № 221-ФЗ сведений о недвижимом имуществе.
Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом № 221-ФЗ, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» органом, осуществляющим государственный кадастровый учет недвижимого имущества, кадастровую деятельность, государственную кадастровую оценку, организацию единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона № 221-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более 10 рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со ст. 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.
Согласно ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в указанные в пункте 7,13, 14, 15 и 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона кадастровые сведения, представленные в орган кадастрового учета копию такого решения. К таким сведениям пункт 14 ч. 2 ст. 7 закона относит сведения о разрешенном использовании земельного участка.
Следовательно, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исполнительно- распорядительным органом муниципального образования является местная администрация.
Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству (ст. 67, ч. 3 ст. 23 ЛК РФ) и землеустройству (ст. 92 ЛК РФ, Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»).
В соответствии с п.8 ч.1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», документы, подтверждающие в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель, в числе прочих является необходимым для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Кроме того, ст. 91 ЛК РФ, предусмотрено ведение уполномоченным органом исполнительной власти государственного лесного реестра, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 736 «О федеральном агентстве лесного хозяйства», таким органом является Федеральное агентство лесного хозяйства.
В государственном лесном реестре содержится документированная информация (ч. 2 ст. 91 ЛК РФ): о составе земель лесного фонда, состав земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах; об их категориях; об эксплуатационных лесах; о резервных лесах; об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
В нарушение вышеуказанных требований, администрацией МО «Няндомское» указанные требования законодательства не исполнены.
Установлено, что на территории муниципального образования «Няндомское» лесные участки, находящиеся в собственности муниципального образования отсутствуют. Согласно проекта организации и ведения лесного хозяйства в лесах на землях г. Няндома, разработанным ФГУП «Севлеспроект» в 2000 году, площадь лесоустройства в г. Няндома составила 587,5 гектаров. Право собственности на леса, расположенные на землях населенных пунктов муниципального образования отсутствует, на кадастровом учете земельные участки, занятые муниципальными лесами не состоят.
Таким образом, администрацией МО «Няндомское» не выполняется предусмотренная законом обязанность в отношении муниципальных лесов, не оформлено право собственности, границы земельных участков, занятых городскими лесами не установлены, на кадастровый учет участки занятые муниципальными лесами не поставлены.
Невыполнение администрацией МО «Няндомское» обязанностей, возложенных на нее Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ, «Лесным кодексом Российской Федерации» от 04.12.2006 №200-ФЗ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-Ф3, Федеральным законом от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», выразившееся в бездействии, нарушает интересы Российской Федерации, создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды; приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля; обеспечения рационального использования лесов; организации мер пожарной безопасности в муниципальных лесах, а также привлечении лиц, виновных в наг рушении гражданского, административного и уголовного законодательства к предусмотренной законом ответственности.
Кроме того, неисполнение возложенных на администрацию МО «Няндомское» обязанностей, приводит к нарушению прав и законных интересов жителей муниципального образования, а также граждан российской Федерации и иных лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации.
Просит признать бездействие администрации МО «Няндомское», выразившееся в несоблюдении законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, незаконным; Обязать администрацию МО «Няндомское» провести лесоустройство в срок до 01 октября 2015 года; обязать администрацию МО «Няндомское» представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о принадлежности земель МО «Няндомское», на которых находятся леса, относящиеся к категории земель лесного фонда в срок до 01 октября 2015 года; обязать администрацию МО «Няндомское» разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов муниципального образования, на которых расположены городские леса в срок до 01 октября 2015 года; обязать администрацию МО «Няндомское» организовать осуществление мер пожарной безопасности в лесах в срок до 01 октября 2015 года.
В судебном заседании помощник прокурора Няндомского района Воронцов А.В. требования и доводы искового заявления поддержал в полном объеме. Дополнительно суду пояснил, что выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.
Представитель ответчика Шамрило А.В. в судебном иск признала в полном объеме, последствия признания иска, предусмотренные ч. 3 ст. 173, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, ей разъяснены и понятны.
Выслушав помощника прокурора Няндомского района Воронцова А.В., представителя ответчика Шамрило А.В., исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление прокурора Няндомского района подлежащим удовлетворению.
Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В данном случае нарушены ответчиком права и законные интересы Российской Федерации, а также граждан, круг которых не определен.
Согласно заявлению от 22 июля 2013 года представитель ответчика – администрации МО «Няндомское» Шамрило А.В. иск признала в полном объеме, последствия признания иска, предусмотренные ч. 3 ст.173, ч.4 ст.198 ГПК РФ, ей разъяснены и понятны, о чем имеется указание в данном заявлении. Суд принимает признание иска представителем ответчика, так как оно не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со ст. 173 ч. 3 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований при этом суд на основании ст. 198 ч. 4 ГПК РФ не мотивирует решение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
иск прокурора Няндомского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Няндомское» о возложении обязанности принять меры к соблюдению законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Няндомское», выразившееся в несоблюдении законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Няндомское» провести лесоустройство в срок до 01 октября 2015 года.
Обязать администрацию муниципального образования «Няндомское» представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о принадлежности земель муниципальному образованию «Няндомское», на которых находятся леса, относящиеся к категории земель лесного фонда в срок до 01 октября 2015 года.
Обязать администрацию муниципального образования «Няндомское» разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов муниципального образования, на которых расположены городские леса в срок до 01 октября 2015 года.
Обязать администрацию муниципального образования «Няндомское» организовать осуществление мер пожарной безопасности в лесах в срок до 01 октября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья (подпись)
Копия верна:
Судья М.В.Макаров