Решение по делу № 2-449/2012 ~ М-381/2012 от 14.09.2012

Дело № 2-449/ 2012                                                                                        

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Ильинский                                                                                                     19 октября 2012 г.

       Ильинский районный суд Пермского края в составе судьи Торопицыной Л.Ю.

       с участием представителя истца администрации Ильинского муниципального района ФИО10., действующей по доверенности,

       представителей ответчика отдела судебных приставов по Ильинскому району Управления ФССП России по Пермскому краю ФИО11 и ФИО12.,

       при секретаре Чижовой Т.А.,

       рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению администрации Ильинского муниципального района к отделу судебных приставов по Ильинскому району Управления ФССП России по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

у с т а н о в и л:

       Апелляционным определением Пермского краевого суда от 28.03.2012 года на администрацию Ильинского муниципального района возложена обязанность предоставить во внеочередном порядке жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям данного населённого пункта, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, для Щёткина Антона Юрьевича, которое должно быть предоставлено ему по договору социального найма в границах Ильинского муниципального района за счёт субвенций, выделяемых бюджету Ильинского муниципального района на эти цели Правительством Пермского края.

       Постановлением судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 20.04.2012 года на основании исполнительного листа № 33-2704/12 от 28.03.2012 года в отношении администрации Ильинского муниципального района возбуждено исполнительное производство № 2614/12/19/59, установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда.

       23.08.2012 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации Ильинского муниципального района исполнительского сбора в размере 5000 рублей по причине неисполнения должником исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок. Не согласившись с решением судебного пристава-исполнителя, администрация Ильинского муниципального района обратилась в суд с заявлением, в котором просит освободить её от взыскания исполнительского сбора по причине отсутствия вины в действиях по исполнению решения суда, мотивируя следующим.

       Согласно ст.5 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», все дополнительные гарантии для детей-сирот, в том числе гарантия на внеочередное обеспечением жильём, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

       Жилье для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, приобретается за счет субвенций, выделяемых бюджету Ильинского муниципального района Правительством Пермского края. Количество приобретенных предоставленных жилых помещений зависит от размера данных субвенций.

       В резолютивной части аппеляционного определения Пермского краевого суда также указано, что жилое помещение предоставляется ФИО13 за счет субвенций, выделяемых бюджету Ильинского муниципального района на эти цели Правительством Пермского края.

       На 01.01.2012 года в Комитете «Муниципальное хозяйство» администрации Ильинского муниципального района (далее - «Комитет») остаток денежных средств по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения составил 3 364 716 рублей.

       28.12.2011 года Комитетом была получена факсограмма из Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о возврате субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованные по состоянию на 01.01.2012 года в доход бюджета Пермского края в течение первых 15 рабочих дней 2012 года.

       Возврат денежных средств в бюджет Пермского края был проведен 08.02.2012 года, что подтверждается заявками на возврат № 17 на сумму 1 211 100 рублей и № 16 на сумму 2 153 616 рублей.

       В соответствии со справками органа Федерального казначейства 16.03.2012 года за № ПСК9563 денежные средства в сумме 2 153 616 рублей и 27.04.2012 года за № ПСК10212 денежные средства в сумме 1211 100 рублей были возвращены в Комитет.

       Распоряжением Комитета от 26.01.2012 года № 53 был объявлен аукцион в электронной форме на сумму 2 153 616 рублей.

       Аукцион прошел и было приобретено 3 квартиры на сумму 1 865 259 рублей. Остаток средств составил - 288 357 рублей.

       В связи с проведением Комитетом «Муниципальное хозяйство» открытого аукциона в электронной форме от 15.05.2012 года № 376 остаток денежных средств в размере 1 211 100 рублей был израсходован на сумму 596112 рублей и составил 614 988, 00 рублей.

       В соответствии с Распоряжением Правительства Пермского края от 07.12.2011 года № 235-рп «Об утверждении размера выплат, предоставляемых из бюджета Пермского края на приобретение жилых помещений детям сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа» были выданы сертификаты: ФИО14., ФИО15., ФИО16. на сумму 990 900 рублей (330 300 х 3).

       Таким образом, остатки средств по вышеуказанным аукционам в сумме 288 357 рублей, 614 988 рублей были зарезервированы на выплату по данным сертификатам.

       Администрация Ильинского муниципального района письмом от 24.04.2012 г. направляла в Службу судебных приставов информацию о том, что остаток средств на 01.05.2012 г. недостаточен для приобретения жилья ФИО18., в 3 квартале планируются новые поступление в сумме 9 224 600 рублей, при поступлении которых аукционы будут проводиться дальше.

       Согласно платежному поручению от 23.07.2012 года № 28 в Комитет поступили денежные средства в сумме 9 224 600 рублей.

       По соглашению от 05.06.2012 года № 515 между Министерством социального развития Пермского края и МО «Ильинский муниципальный район» о совместной деятельности, направленной на реализацию пилотного проекта «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа» денежные средства в сумме 2 324 160 рублей были зарезервированы на выплату по жилищным сертификатам в количестве 5 штук.

       Распоряжением Комитета от 02.07.2012 № 499 был объявлен открытый аукцион в электронной форме и приобретена квартира для ФИО19 на сумму 615 978 рублей.

       17.08.2012 года распоряжением Комитета за № 586 был объявлен открытый аукцион в электронной форме для приобретения жилья на сумму 2 407 914 рублей. Была приобретена квартира стоимостью 1 007 964 рубля.

       29.08.2012 года распоряжением Комитета № 608 был объявлен аукцион на приобретение двух квартир на сумму 1 399 950 рублей. Данный аукцион находится в стадии подачи заявок.

       30.08.2012 года распоряжением Комитета № 612 был объявлен аукцион на приобретение жилого помещения для ФИО20 Данный аукцион также находится в стадии подачи заявок.

       Процедура, связанная с объявлением и проведением открытого аукциона в электронной форме требует значительного периода времени, и установленный постановлением судебного пристава-исполнителя срок для этого недостаточен.

       Администрация Ильинского муниципального района не имела реальной возможности исполнить решение суда не только в пятидневный срок, но и в срок до 23.08.2012 года, когда судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Однако администрация, как добросовестный должник, предприняла все необходимые меры для обеспечения жилым помещением ФИО21.

       В судебном заседании представитель истца администрации Ильинского муниципального района поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении.

Представители ответчика ОСП по Ильинскому району заявленные требования не признали, пояснив, что ч.2 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрен порядок установления исполнительского сбора после истечения срока для добровольного исполнения, согласно которой, исполнительский сбор взыскивается, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств. Документов, иной информации, подтверждающих, что решение суда не исполняется в течение длительного времени вследствие непреодолимой силы должником не представлено.

Привлечённое к участию в деле в качестве соответчика Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю просило о рассмотрении дела в их отсутствие

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В силу положений ст.13 ГПК РФ все судебные решения, вступившие в законную силу, являются обязательными для всех без исключения и подлежат неукоснительному исполнению, их неисполнение влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

Указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В силу п.11 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года № 229-ФЗ если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112, 116 настоящего Федерального закона.

Положения ч.1 ст.105 ФЗ "Об исполнительном производстве" предусматривают, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

       В соответствии со ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

       Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Учитывая, что исполнительский сбор представляет собой меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, он является санкцией штрафного характера - на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, то в данном случае следует учитывать положения Гражданского Кодекса РФ о наличии или отсутствии оснований для ответственности за нарушение обязательств, как это и предусмотрено ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии с ч.1 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

       В ходе судебного заседания установлено следующее.

       Апелляционным определением Пермского краевого суда от 28.03.2012 года на администрацию Ильинского муниципального района возложена обязанность предоставить во внеочередном порядке жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям данного населённого пункта, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, для Щёткина Антона Юрьевича, которое должно быть предоставлено ему по договору социального найма в границах Ильинского муниципального района за счёт субвенций, выделяемых бюджету Ильинского муниципального района на эти цели Правительством Пермского края.

       Постановлением судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 20.04.2012 года на основании исполнительного листа № 33-2704/12 от 28.03.2012 года, в отношении администрации Ильинского муниципального района возбуждено исполнительное производство № 2614/12/19/59, установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда.

       23.08.2012 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации Ильинского муниципального района исполнительского сбора в размере 5000 рублей по причине неисполнения должником исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок.

       Действующее законодательство об исполнительном производстве вводит два условия, при соблюдении которых судебный пристав - исполнитель вправе прибегать к данной санкции: истечение срока, установленного для добровольного исполнения (формальный критерий); непредставление должником доказательств невозможности исполнения в указанный срок вследствие непреодолимой силы.

       В ходе судебного заседания нашли своё подтверждение обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии вины администрации Ильинского муниципального района в неисполнении требования о предоставлении жилья в срок до 30.05.2012 года для ФИО22.

       Согласно ст.5 Федерального закона от 12.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилье для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, приобретается за счет субвенций, выделяемых бюджету Ильинского муниципального района Правительством Пермского края. Количество приобретенных предоставленных жилых помещений зависит от размера данных субвенций. Администрация Ильинского муниципального района в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ не имеет право производить расходы за счет собственных средств бюджета муниципального района.

       Согласно пункту 2 Соглашения о совместной деятельности на реализацию пилотного проекта «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» № 515 от 05.06.2012 года, заключённого между Министерством социального развития Пермского края и администрацией Ильинского муниципального района, финансирование пилотного проекта осуществляется за счёт средств бюджета Пермского края, выделяемых в соответствии с Законом Пермского края от 12.12.2011 года № 883- ПК «О бюджете Пермского края на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» (л.д. 20).

       28.12.2011 года Комитетом была получена факсограмма из Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о возврате субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованные по состоянию на 01.01.2012 года в доход бюджета Пермского края в течение первых 15 рабочих дней 2012 года (л.д. 10).

       Возврат денежных средств в бюджет Пермского края был проведен 08.02.2012 года, что подтверждается заявками на возврат № 17 на сумму 1 211 100 рублей и № 16 на сумму 2 153 616 рублей (л.д. 12 - 15).

       В соответствии со справками органа Федерального казначейства 16.03.2012 года за № ПСК9563 денежные средства в сумме 2 153 616 рублей и 27.04.2012 года за № ПСК10212 денежные средства в сумме 1211 100 рублей были возвращены в Комитет.

       Администрация Ильинского муниципального района письмом от 24.04.2012 г. направляла в Службу судебных приставов информацию о том, что в течение 2012 года приобретены три квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что остаток средств на 01.05.2012 г. недостаточен для приобретения жилья ФИО23 в 3 квартале планируются новые поступление в сумме 9 224 600 рублей, при поступлении которых аукционы будут проводиться дальше (л.д. 17).

       Согласно платежному поручению от 23 июля 2012 года № 28 в Комитет поступили денежные средства в сумме 9 224 600 рублей (л.д. 25).

       По соглашению от 05.06.2012 года № 515 между Министерством социального развития Пермского края и МО «Ильинский муниципальный район» о совместной деятельности, направленной на реализацию пилотного проекта «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа» денежные средства в сумме 2 324 160 рублей были зарезервированы на выплату по жилищным сертификатам в количестве 5 штук.

       Распоряжением Комитета от 02.07.2012 года № 499 был объявлен открытый аукцион в электронной форме и приобретена квартира для ФИО24 на сумму 615 978 рублей.

       17.08.2012 года распоряжением Комитета за № 586 был объявлен открытый аукцион в электронной форме для приобретения жилья на сумму 2 407 914 рублей. Была приобретена квартира стоимостью 1 007 964 рубля.

       29.08.2012 года распоряжением Комитета № 608 был объявлен аукцион на приобретение двух квартир на сумму 1 399 950 рублей Данный аукцион находится в стадии подачи заявок, что подтверждается сведениями автоматизированной системы торгов (л.д. 31).

       30.08.2012 года распоряжением Комитета № 612 был объявлен аукцион на приобретение квартиры общей площадью жилого помещения 90 кв.м. на сумму 1679940 рублей для ФИО25. Данный аукцион находится в стадии подачи заявок, что подтверждается сведениями автоматизированной системы торгов (л.д. 31).

Поскольку взыскание исполнительского сбора является разновидностью административного штрафа, то его наложение и взыскание возможно при наличии виновных действий должника в неисполнении законного требования судебного пристава исполнителя в установленных им срок. Суд пришёл к выводу о том, что с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, возможно уменьшить размер исполнительского сбора на 1 000 рублей.

       На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования администрации Ильинского муниципального района об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить частично.

Уменьшить размер исполнительского сбора с размера 5000 рублей, взысканного по постановлению судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Ильинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю от 23 августа 2012 г. по исполнительному производству № 2614/12/19/59 о предоставлении жилья для ФИО26, на одну тысячу рублей, то есть до четырёх тысяч рублей.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                          Торопицына Л.Ю.

2-449/2012 ~ М-381/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
администрация Ильинского МР
Ответчики
отдел судебных приставов по Ильинскому району УФССП по ПК
Суд
Ильинский районный суд Пермского края
Судья
Торопицына Лариса Юрьевна
Дело на сайте суда
ilinsk--perm.sudrf.ru
14.09.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.09.2012Передача материалов судье
19.09.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.09.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.10.2012Судебное заседание
24.10.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее