Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1708/2019 ~ М-1658/2019 от 16.09.2019

                                                                                                        УИД: 28RS0017-01-2019-004972-23

№ 2-1708/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

14 октября 2019 года г. Свободный

    Свободненский городской Амурской области в составе председательствующего судьи Шестопалова В.В.,

при секретаре судебного заседания Алафьевой Е.С.,

с участием представителя истца - помощника прокурора космодрома «Восточный» Чуйко А.В., представителя ответчика - ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» - Ковалёвой Н.В., действующей на основании доверенности, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ФГУП "ЦЭНКИ" - Хиля Н.Г., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску прокурора космодрома "Восточный", действующего в интересах Российской Федерации, в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» об обязании в рамках полномочий организовать и провести мероприятия по завершению строительства объекта первой очереди космодрома "Восточный" строительство метеорологического комплекса площадка 4.1 и 8,

у с т а н о в и л:

прокурор космодрома "Восточный", действующий в интересах Российской Федерации, в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» об обязании в рамках полномочий организовать и провести мероприятия по завершению строительства объекта первой очереди космодрома "Восточный" строительство метеорологического комплекса площадка 4.1 и 8.

Определением суда от -- в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГУП «ЦЭНКИ».     

Свои требования мотивировал следующим. Прокуратурой космодрома «Восточный», в соответствии со ст. 21 Федерального закона от -- -- «О прокуратуре РФ», проведена проверка исполнения требований федерального законодательства при строительстве объектов космодрома «Восточный» в ходе которой выявлены нарушения закона.

Указом Президента Российской Федерации от -- ---с «О космодроме «Восточный» принято решение о создании на территории Свободненского района Амурской области космодрома «Восточный», а также определены основные этапы и сроки его создания.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от -- ---р создано ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» на которое возложено исполнение функций застройщика, связанных с организацией строительства объектов космодрома «Восточный».

Устав Дирекции в новой редакции утвержден распоряжением Госкорпорации «Роскосмос» от -- ---рсп «Об утверждении Устава ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» (далее - Устав).

Согласно п. 2.1 Устава Дирекция создана в целях оперативного управления реализацией подпрограммы «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- и подпрограммы «Развитие космодрома «Восточный» на период 2017-2025 годов» федеральной целевой программы «Развитие космодромов на период 2017 - 2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- (далее - подпрограммы), осуществления контроля за ходом выполнения подпрограмм, эффективностью расходования выделенных на их реализацию средств, исполнения функций застройщика (заказчика), связанных с организацией строительства объектов космодрома «Восточный», а также иных функций, предусмотренных механизмом реализации подпрограмм».

В соответствии с пунктом 2.2. Устава предметом деятельности Дирекции является обеспечение системной реализации мероприятий подпрограмм, законности и своевременности реализации работ по проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию объектов космической инфраструктуры космодрома «Восточный».

Согласно пункту 2.3.1 Устава Дирекция выполняет функции застройщика (заказчика), а также иные функций, предусмотренные механизмом реализации подпрограмм, в том числе контроль за выполнением подрядными организациями проектных и строительно-монтажных работ, в т.ч. за соблюдение сроков и качества выполнения строительных работ в рамках заключенных госконтрактов и договоров в сфере строительства объектов космодрома, приемка выполненных работ, реализация иных задач, связанных с исполнением функций государственного заказчика.

Распоряжениями директора Спецстроя России от -- ---р, от -- ---р функции генерального подрядчика возложены на ФГУП «Спецстройтехнологии» при Спецстрое России», которое в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны России от -- -- переименовано в ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» (далее - ФГУП «ГВСУ по специальным объектам», Генеральный подрядчик, Предприятие).

Между ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» (Заказчик-застройщик, Заказчик) и ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» (Генподрядчик, Головной исполнитель), заключено ранее 8 государственных контрактов на строительство объектов космодрома «Восточный», в том числе и госконтракт ---СМР 002/2014 от --.

Установлено, что строительство метеорологического комплекса площадка 4.1 и 8 происходило в рамках государственного контракта ---СМР 002/2014 от -- «Строительство метеорологического комплекса площадка 4.1 и 8».

Цена государственного контракта составляет 676 880,3 тыс. рублей, объект профинансирован на сумму 631 521,3 тыс. рублей, принято работ по форме КС-3 на сумму 370 229,9 тыс. рублей, неотработанный аванс составляет 261 291,4 тыс. рублей, срок сдачи объекта --, строительная готовность объекта незавершенного строительством составляет 53 %.

-- определением Арбитражного суда -- по делу № А40-302010/18-15-2301 утверждено Мировое соглашение о расторжении государственного контракта от ---- строительству метеорологического комплекса площадка 4.1 и 8.

За последние три года ГК «Роскосмос» и ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» утверждено 7 календарных планов, комплексных планов-графиков и дорожных карт (--, --, --, --, --, --, --), которыми сроки завершения работ на объектах без какого-либо фактического исполнения неоднократно переносились.

Так, в настоящее время в связи с неисполнением ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» плана-графика, утвержденного --, ГК «Роскосмос» -- утвержден очередной новый комплексный план-график ---пл, в рамках которого, в том числе на ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» возложены обязанности по организации выполнения мероприятий по завершению строительства объектов первой очереди космодрома «Восточный» и в том числе объекта строительство метеорологического комплекса площадка 4.1 и 8.

Вместе с тем, в нарушение вышеприведенных норм закона должных мер со стороны ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» по активизации надлежащего процесса строительства объекта строительство метеорологического комплекса площадка 4.1 и 8 и завершению работ длительное время не принимается, наличие плана-графика, утвержденного ГК «Роскосмос» -- ---пл, с учетом срыва сроков исполнения по предыдущим не свидетельствует о безусловном исполнении мероприятий, меры, принимаемые ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» к должному результату, а именно, к завершению строительства обозначенного объекта, не привели, поэтому эти меры признаны исчерпывающими быть не могут.

Просит суд обязать ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» в рамках полномочий организовать и провести мероприятия по завершению строительства объекта первой очереди космодрома «Восточный» строительство метеорологического комплекса площадка 4.1 и 8. (Государственный контракт ---СМР 002/2014 от -- Выполнение работ для федеральных государственных нужд. Космодром «Восточный». Строительство метеорологического комплекса площадка 4.1 и 8.).

С учетом уточненных исковых требований от -- прокурор просил суд обязать ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу определить конкретные виды и объемы невыполненных работ по объекту «Метеорологический комплекс площадка 4.1 и 8»; обязать ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» во взаимодействии с Госкорпорацией «Роскосмос» в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу определить исполнителя
(подрядчика) работ по объекту «Метеорологический комплекс площадка 4.1
и 8» и заключить договор подряда.

    В судебном заседании помощник прокурора космодрома «Восточный» Чуйко В.А., на доводах и требованиях, изложенных в иске, с учетом уточнений требований от --, настаивал.

    Представитель ответчика - ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» - Ковалёва Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что ответчик требования не признает, просит в иске отказать.    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ФГУП "ЦЭНКИ" - Хиля Н.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что ФГУП "ЦЭНКИ" возражают против удовлетворения требований прокурора.

Представитель третьего лица Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения материалов дела, о причинах неявки не сообщил. По доводам, указанным в письменном возражении, просит отказать в удовлетворении исковых требований прокурора космодрома «Восточный» в полном объеме. В письменном возражении на исковое заявление указали следующее. Как усматривается из материалов дела, между ответчиком и ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» заключен государственный контракт от ---- в рамках Федеральной космической программы России на 2006 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- и подпрограммой «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от -- ---р.

В соответствии с п. 32 Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- (далее - Порядок), текущее управление реализацией целевой программы осуществляется государственным заказчиком целевой программы и (или) дирекцией, создаваемой в установленном порядке Правительством Российской Федерации.

В свою очередь Порядком не предусмотрена возможность финансирования реализации положений целевой программы после окончания ее действия.

Предъявление требований, изложенных в иске, выходит за рамки полномочий прокурора, действия истца по предъявлению настоящих исковых требований противоречат принципу невмешательства органов прокуратуры в оперативно-хозяйственную деятельность организаций и выходят за пределы компетенции органов прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением законодательства.

Настоящее дело принято к производству с нарушением правил подсудности и не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку требования об обязании организовать и провести мероприятия по завершению строительства спорного объекта, заявлены прокурором в рамках осуществления ответчиком своей хозяйственной деятельности, соответственно, настоящий спор носит экономический характер. Таким образом, настоящие требования прокурора подлежат рассмотрению и разрешению в порядке арбитражного судопроизводства. Просят суд отказать в удовлетворении исковых требований.

В ходе рассмотрения дела представителем ответчика ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» было заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в связи с тем, что прокурор не представил доказательств того, что предъявленные требования направлены на защиту интересов неопределенного округа лиц, необоснованно вмешивается в хозяйственную деятельность ответчика и настоящий спор подведомственен Арбитражному суду.

Суд отклоняет данное ходатайство в связи со следующим. В силу ч. 4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. Настоящий спор выходит за рамки хозяйственной деятельности ответчика, поскольку затронуты государственные интересы Российской Федерации в области космической деятельности.

Представителем ответчика ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» также было заявлено ходатайство о передаче дела по подсудности в Мещанский районный суд города Москвы. Суд отклоняет данное ходатайство в связи со следующим. Согласно ч 2. ст. 29 ГПК РФ иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по адресу ее филиала или представительства. Согласно сведениям из ЕГРЮЛ адресом нахождения филиала ФКУ «Дирекция космодрома Восточный» является: --. Таким образом, иск предъявлен с соблюдением правил о подсудности, предусмотренных ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, представленные доказательства, нормы материального права, приняв во внимание письменные отзывы, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Прокуратурой космодрома «Восточный», в соответствии со ст. 21 Федерального закона от -- -- «О прокуратуре РФ», проведена проверка исполнения требований федерального законодательства при строительстве объектов космодрома «Восточный» в ходе которой выявлены нарушения закона.

Указом Президента Российской Федерации от -- ---с «О космодроме «Восточный» принято решение о создании на территории Свободненского района Амурской области космодрома «Восточный», а также определены основные этапы и сроки его создания.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от -- ---р создано ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» на которое возложено исполнение функций застройщика, связанных с организацией строительства объектов космодрома «Восточный».

Устав Дирекции в новой редакции утвержден распоряжением Госкорпорации «Роскосмос» от -- ---рсп «Об утверждении Устава ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» (далее - Устав).

Согласно п. 2.1 Устава Дирекция создана в целях оперативного управления реализацией подпрограммы «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- и подпрограммы «Развитие космодрома «Восточный» на период 2017-2025 годов» федеральной целевой программы «Развитие космодромов на период 2017 - 2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- (далее - подпрограммы), осуществления контроля за ходом выполнения подпрограмм, эффективностью расходования выделенных на их реализацию средств, исполнения функций застройщика (заказчика), связанных с организацией строительства объектов космодрома «Восточный», а также иных функций, предусмотренных механизмом реализации подпрограмм».

В соответствии с пунктом 2.2. Устава предметом деятельности Дирекции является обеспечение системной реализации мероприятий подпрограмм, законности и своевременности реализации работ по проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию объектов космической инфраструктуры космодрома «Восточный».

Согласно пункту 2.3.1 Устава Дирекция выполняет функции застройщика (заказчика), а также иные функций, предусмотренные механизмом реализации подпрограмм, в том числе контроль за выполнением подрядными организациями проектных и строительно-монтажных работ, в т.ч. за соблюдением сроков и качества выполнения строительных работ в рамках заключенных госконтрактов и договоров в сфере строительства объектов космодрома, приемка выполненных работ, реализация иных задач, связанных с исполнением функций государственного заказчика.

Распоряжениями директора Спецстроя России от -- ---р, от -- ---р функции генерального подрядчика возложены на ФГУП «Спецстройтехнологии» при Спецстрое России», которое в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны России от -- -- переименовано в ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» (далее - ФГУП «ГВСУ по специальным объектам», Генеральный подрядчик, Предприятие).

Между ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» (Заказчик-застройщик, Заказчик) и ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» (Генподрядчик, Головной исполнитель), заключено ранее 8 государственных контрактов на строительство объектов космодрома «Восточный», в том числе и госконтракт № -- от --.

Установлено, что строительство метеорологического комплекса площадка 4.1 и 8 происходило в рамках государственного контракта ---СМР 002/2014 от -- «Строительство метеорологического комплекса площадка 4.1 и 8».

Цена государственного контракта составляет 676 880,3 тыс. рублей, объект профинансирован на сумму 631 521,3 тыс. рублей, принято работ по форме КС-3 на сумму 370 229,9 тыс. рублей, неотработанный аванс составляет 261 291,4 тыс. рублей, срок сдачи объекта --, строительная готовность объекта незавершенного строительством составляет 53 %.

-- определением Арбитражного суда г. Москвы по делу -- утверждено Мировое соглашение о расторжении государственного контракта от ---- по строительству метеорологического комплекса площадка 4.1 и 8.

Согласно ст. 309 Гражданского кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Часть 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ гласит, что лицом осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

В соответствии с ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Работы по созданию космодрома «Восточный» выполняются в соответствии с Указом Президента РФ от -- --с.

Финансирование работ по строительству первой очереди космодрома «Восточный» предусмотрено Федеральной космической программой России на 2006-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от -- -- и подпрограммой «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от -- --.

В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от -- № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» Корпорация является уполномоченным органом управления в области исследования, освоения и использования космического пространства, наделенным полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление и руководство космической деятельностью в соответствии с Законом Российской Федерации от -- -- «О космической деятельности», а также нормативно-правовое регулирование в данной области.

Корпорация является юридическим лицом, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме государственной корпорации. Статус, цели деятельности, полномочия и функции Корпорации определяются настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от -- -- «О космической деятельности», Федеральным законом от -- № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международными договорами, одной из сторон которых является Российская Федерация.

Из положения статьи 7 Федерального закона «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» следует, что Корпорация осуществляет функции государственного заказчика, государственного заказчика - координатора, ответственного исполнителя государственных программ Российской Федерации, президентских программ, Федеральной космической программы России, межгосударственных и федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы, программ Союзного государства и программ международного сотрудничества в области космической деятельности, государственного оборонного заказа по вопросам мобилизационной подготовки, а также работ по утилизации и ликвидации снимаемых с вооружения боевых ракетных комплексов стратегического назначения, а так же обеспечивает совместно с федеральным органом исполнительной власти по обороне и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти развитие космической инфраструктуры, координирует работы по управлению объектами наземной космической и обеспечивающей инфраструктур космодрома Байконур и космодрома «Восточный» и эксплуатации таких объектов.

Целями и задачами Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы и подпрограммы «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы» являются:

-строительство первоочередных объектов обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный», позволяющих сформировать систему технических, социальных, технологических и организационных условий для последующего обеспечения готовности космодрома «Восточный» к проведению запусков автоматических космических аппаратов социально-экономического и научного назначения по российским, международным и коммерческим программам и проектам;

-создание условий для дальнейшего развития космодрома «Восточный» в целях обеспечения пилотируемых полетов;

-создание промышленной строительно-эксплуатационной базы для осуществления строительства и функционирования инфраструктуры космодрома «Восточный»; строительство автомобильных дорог для осуществления подвоза на этапе строительства и обеспечения функционирования космодрома «Восточный»;

-строительство железных дорог для осуществления подвоза на этапе строительства и функционирования космодрома «Восточный»;

-строительство объектов государственного жилищного фонда, инженерной инфраструктуры, объектов социального и культурно-бытового обеспечения, здравоохранения и контроля за особыми условиями труда для обеспечения жизнедеятельности космодрома «Восточный»;

-создание комплекса обеспечивающих объектов космодрома «Восточный».

Таким образом, бездействие и ненадлежащее исполнение заказчиком (координатором) строительства космодрома «Восточный» Госкорпорацией «Роскосмос», а также заказчиком-застройщиком ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» своих полномочий по строительству первоочередных объектов обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный», для последующего обеспечения готовности к проведению запусков автоматических космических аппаратов социально-экономического и научного назначения по российским, международным и коммерческим программам и проектам, по созданию условий для дальнейшего развития космодрома «Восточный» в целях обеспечения пилотируемых полетов, создает угрозу доступа России в космос со своей территории, формирования и поддержания необходимого состава орбитальных группировок космических средств, средств выведения и объектов наземной космической инфраструктуры, обеспечивающих предоставление в требуемом объеме и надлежащего качества услуг в интересах социально-экономической сферы Российской Федерации, что негативно влияет на обороноспособность и безопасность Российской Федерации, привело к срыву исполнения Указа Президента РФ от -- ---с «О космодроме «Восточный» и не достижению целей Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы и подпрограммы «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы».

При этом, только за последние три года ГК «Роскосмос» и ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» утверждено 7 календарных планов, комплексных планов-графиков и дорожных карт (--, --, --, --, --, --, --), которыми сроки завершения работ на объектах без какого-либо фактического исполнения неоднократно переносились.

Так, в настоящее время в связи с неисполнением ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» плана-графика, утвержденного --, ГК «Роскосмос» -- утвержден очередной новый комплексный план-график ---пл, в рамках которого, в том числе на ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» возложены обязанности по организации выполнения мероприятий по завершению строительства объектов первой очереди космодрома «Восточный» и в том числе объекта строительство метеорологического комплекса площадка 4.1 и 8.

Вместе с тем, в нарушение вышеприведенных норм закона должных мер со стороны ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» по активизации надлежащего процесса строительства объекта строительство метеорологического комплекса площадка 4.1 и 8 и завершению работ длительное время не принимается, наличие плана-графика, утвержденного ГК «Роскосмос» -- ---пл, с учетом срыва сроков исполнения по предыдущим не свидетельствует о безусловном исполнении мероприятий, меры, принимаемые ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» к должному результату, а именно, к завершению строительства обозначенного объекта, не привели, поэтому эти меры признаны исчерпывающими быть не могут.

В силу ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» на органы прокуратуры возложен надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов.

В силу ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202- «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Согласно требований ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-«О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Необходимо отметить, что Закон Российской Федерации от 20.08.1993 № 5663-1 «О космической деятельности» направлен на обеспечение правового регулирования космической деятельности в целях развития экономики, науки и техники, укрепления обороны и безопасности Российской Федерации и дальнейшего расширения международного сотрудничества Российской Федерации.

Так, статьей 3 Закона Российской Федерации от 20.08.1993 № 5663-1 «О космической деятельности» установлены цели космической деятельности, которыми в том числе являются содействие экономическому развитию государства, повышению благосостояния населения Российской Федерации путем рационального и эффективного использования космической техники, космических материалов и космических технологий, а также расширения масштабов их использования; содействие укреплению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации.

Обозначенные нарушения со стороны ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» влекут за собой нарушение государственных интересов Российской Федерации в области космической деятельности, выразившееся в затягивании сроков строительства объектов космодрома Восточный», являющегося стратегическим объектом, призванным обеспечить беспрепятственный доступ РФ к освоению космического пространства.

Согласно ч. 2 ст. 29 ГПК РФ иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Каждая сторона в соответствии со ст. 56 ГПК РФ должна доказывать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований или возражений.

В судебном заседании представителем ответчика не представлено доказательств, что ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» определило конкретные виды и объемы невыполненных работ по объекту «Метеорологический комплекс площадка 4.1 и 8»; и исполнителя
(подрядчика) работ по объекту «Метеорологический комплекс площадка 4.1
и 8».

Вышеизложенные факты свидетельствуют о бездействии со стороны должностных лиц ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный».

Доводы ответчика, а также представителя ФГУП ЦЭНКИ, ГК Роскосмос, об отсутствии у прокурора права на обращение с данным иском в суд, а также о подведомственности данного спора арбитражному суду, являются несостоятельными, поскольку, согласно требований ч. 3 ст. 35 Федерального закона от -- -- «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. При этом, суд учитывает, что закон Российской Федерации «О космической деятельности» от -- -- направлен на обеспечение правового регулирования космической деятельности в целях развития экономики, науки и техники, укрепления обороны и безопасности Российской Федерации и дальнейшего расширения международного сотрудничества Российской Федерации.

Бездействие ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» влечет за собой нарушение государственных интересов Российской Федерации в области космической деятельности, выразившееся в затягивании сроков строительства объектов космодрома Восточный», являющегося стратегическим объектом, призванным обеспечить беспрепятственный доступ РФ к освоению космического пространства.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме и необходимо обязать ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу определить конкретные виды и объемы невыполненных работ по объекту «Метеорологический комплекс площадка 4.1 и 8»; обязать ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» во взаимодействии с Госкорпорацией «Роскосмос» в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу определить исполнителя (подрядчика) работ по объекту «Метеорологический комплекс площадка 4.1
и 8» и заключить договор подряда.

    Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

иск прокурора космодрома "Восточный", действующего в интересах Российской Федерации, в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» об обязании в рамках полномочий организовать и провести мероприятия по завершению строительства объекта первой очереди космодрома "Восточный" строительство метеорологического комплекса площадка 4.1 и 8, удовлетворить.

Обязать ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу определить конкретные виды и объемы невыполненных работ по объекту «Метеорологический комплекс площадка 4.1 и 8».

Обязать ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» во взаимодействии с Госкорпорацией «Роскосмос» в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу определить исполнителя (подрядчика) работ по объекту «Метеорологический комплекс площадка 4.1
и 8» и заключить договор подряда.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение принято судом в окончательной форме 17 октября 2019 года.

Председательствующий судья:                  В.В.Шестопалов

    

    

2-1708/2019 ~ М-1658/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор космодрома "Восточный"
Ответчики
ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный"
Другие
ФГУП "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры"
Государственная корпорация по космической деятельности Роскосмос
Суд
Свободненский городской суд Амурской области
Судья
Шестопалов Вадим Валерьевич
Дело на странице суда
svobodnenskgs--amr.sudrf.ru
16.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.09.2019Передача материалов судье
16.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.10.2019Судебное заседание
14.10.2019Судебное заседание
17.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее