Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4216/2012 ~ М-3642/2012 от 29.05.2012

Дело № 2-4216/30

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 августа 2012 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Кайгородовой О.В.,

при секретаре Пятковой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «МКС-Петрозаводск», Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,

У С Т А Н О В И Л:

Карельский межрайонный природоохранный прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, выступая в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Петрозаводского городского округа, Обществу с ограниченной ответственностью «МКС-Петрозаводск» (далее – ООО «МКС-Петрозаводск») о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки по тем основаниям, что в ходе проведения Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов в районе <адрес>. Территория, на которой расположена несанкционированная свалка, является прилегающей к <адрес>, находится в границах Петрозаводского городского округа. На управление данным многоквартирным домом собственниками заключен договор с ООО «МКС-Петрозаводск». В связи с тем, что в соответствии с действующим законодательством организация деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляется органами местного самоуправления, а также согласно положениям Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных Решением Петросовета от 27 апреля 2010 года №26/41-813, организации и физические лица, за которыми закреплены для содержания, в том числе уборки, соответствующие территории округа, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки лежит на ООО «МКС-Петрозаводск» и Администрации Петрозаводского городского округа. На основании изложенного, прокурор просит суд обязать ООО «МКС-Петрозаводск», Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать находящуюся в границах Петрозаводского городского округа несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в районе <адрес>, общим объемом <данные изъяты>.

Определением суда от 13 июля 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Государственная жилищная инспекция Республики Карелия.

Определением суда от 08 августа 2012 года по гражданскому делу по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки от Карельского межрайонного природоохранного прокурора принят отказ от иска в части исковых требований к ООО «МКС-Петрозаводск», производство по данному гражданскому делу прекращено в части предъявления исковых требований в отношении ответчика ООО «МКС-Петрозаводск».

В судебном заседании помощник Карельского межрайонного природоохранного прокуратура Миронова Д.Ю. уточнила исковые требования к Администрации Петрозаводского городского округа, просила исключить из просительной части иска указание на объем несанкционированной свалки в размере <данные изъяты>, поскольку в настоящее время он увеличился до <данные изъяты>, полагала необходимым обязать Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать находящуюся в границах Петрозаводского городского округа несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в районе <адрес>, по обстоятельствам, изложенным в иске. Указала, ссылаясь на положения ст. 16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что организация мероприятий по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов является вопросом местного значения, решение которого возложено на Администрацию Петрозаводского городского округа. Не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства.

Представитель ООО «МКС-Петрозаводск» - Сюкалова К.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие в связи с занятостью в другом судебном процессе.

Представитель ответчика - Администрации Петрозаводского городского округа, извещенного о месте и времени слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах уважительности неявки не сообщил, в представленном ранее письменном отзыве на иск, не признавая исковые требования, указывал о выполнении Администрацией Петрозаводского городского округа своих обязанностей по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Петрозаводского городского округа путем создания Предприятия, с которой хозяйствующими субъектами должны заключаться соответствующие договоры по утилизации отходов. Полагает, что хозяйствующими субъектами обязанности по надлежащей утилизации отходов не исполняются, несмотря на то, что согласно п.4 ст.36 Жилищного кодекса РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

Третье лицо Государственной жилищная инспекция Республики Карелия извещено о месте и времени слушания дела надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя, объяснения по иску не представило.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание неявку представителя ответчика в судебное заседание, отсутствие объяснений со стороны ответчика, суд приходит к выводу о рассмотрении дела в порядке заочного производства по имеющимся доказательствам с тем, чтобы отсутствующая сторона, при наличии обоснованных возражений, имела возможность обратиться с заявлением об отмене заочного решения и представить свои доводы и доказательства их подтверждающие.

Заслушав представителя прокуратуры, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст.11 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды». В соответствии с требованиями ст. 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления». Статьей 4 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются в том числе земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух. Согласно требованиям ст. 51 указанного выше Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. При этом запрещается сброс отходов в поверхностные и поземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

В силу статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

На основании ст. 13 Земельного кодекса РФ собственники и землепользователи обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения земель.

Судом установлено, что сотрудниками ХХХХ совместно с главным специалистом управления городского хозяйства и транспорта комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа и специалистом отдела экологии управления городского хозяйства и транспорта комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа проведено обследование территории Петрозаводского городского округа, в том числе в районе дома <адрес>. Согласно акту обследования от 28 апреля 2012 года на территории, относящейся к дому <адрес>, обнаружено место несанкционированного размещения отходов производства и потребления объемом <данные изъяты> (крупный бытовой мусор, строительный мусор, порубочные остатки).

Как следует из акта проверки от 24 мая 2012 года, составленного инспектором Государственной жилищной инспекции в ходе внеплановой выездной проверки в отношении ООО «МКС-Петрозаводск», в результате осмотра придомовой территории многоквартирного дома <адрес> установлено, что пустые контейнеры для мусора расположены за пределами указанной придомовой территории, рядом с которыми наблюдается скопление твердых бытовых отходов. Данные обстоятельства также подтверждаются актом проверки от 02 июля 2012 года, составленным инспектором Государственной жилищной инспекции.

Кроме того, 23 июля 2012 года комиссией, в состав которой вошли специалист Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, сотрудники ООО «МКС-Петрозаводск», YYYY, ХХХХ, проведено обследование территории Петрозаводского городского округа по адресу: <адрес>. Согласно акту обследованияот 23 июля 2012 года на территории, относящейся к дому <адрес>, выявлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления объемом <данные изъяты> (бытовой мусор, крупногабаритный бытовой мусор (мебель), строительный мусор (основная часть - в мешках), коробки (упаковочная тара), телевизоры, автомобильное стекло); обнаруженная несанкционированная свалка находится на территории общего пользования Петрозаводского городского округа, что также подтверждается фототаблицей и план-схемой границ земельного участка многоквартирного дома <адрес> с указанием места расположения несанкционированной свалки.

На момент рассмотрения дела судом несанкционированная свалка на вышеуказанной территории не ликвидирована. Согласно пояснениям представителя прокуратуры и акту обследования от 23 июля 2012 года данная свалка увеличилась в размерах с <данные изъяты> до <данные изъяты>

Согласно статье 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В силу статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно статье 39 Устава Петрозаводского городского округа к полномочиям Администрации Петрозаводского городского округа относится: исполнение полномочий органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа по решению вопросов местного значения Петрозаводского городского округа в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Петрозаводского городского Совета.

В судебном заседании установлено, что обнаруженная в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства образованная несанкционированная свалка в районе дома <адрес> располагается на территории Петрозаводского городского округа. Согласно сведениям ZZZZ от 15 мая 2012 года зарегистрированные права на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый номер <данные изъяты>), отсутствуют. Ответчиком доказательств принадлежности свалки каким-либо юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, либо иным лицам суду не предоставлено.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание то, что обнаруженная несанкционированная свалка находится в границах Петрозаводского городского округа, земельный участок, на котором обнаружена свалка, не предоставлен в пользование юридическим или физическим лицам, лица, виновные в размещении бытовых и строительных отходов на данной территории, не установлены, суд полагает требования Карельского межрайонного природоохранного прокурора о понуждении Администрации Петрозаводского городского округа к ликвидации указанной несанкционированной свалки подлежащими удовлетворению.

Изложенные в письменном отзыве на иск доводы ответчика о том, что Администрация Петрозаводского городского округа свои обязанности по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Петрозаводского городского округа выполнила, создав Предприятие, выполняющее функции по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов на территории Петрозаводского городского округа, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку указанное обстоятельство не может служить основанием для освобождения Администрации Петрозаводского городского округа от исполнения возложенных на орган местного самоуправления функций по организации ликвидации несанкционированных свалок на территории городского округа.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки удовлетворить.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную в районе дома <адрес>.

Ответчик вправе подать в адрес Петрозаводского городского суда Республики Карелия заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия со дня принятия решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, или такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья О.В. Кайгородова

2-4216/2012 ~ М-3642/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карельская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Администрация Петрозаводского городского округа
ООО "МКС-Петрозаводск"
Другие
Государственная жилищная инспекция Республики Карелия
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Кайгородова Ольга Владимировна
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
29.05.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.05.2012Передача материалов судье
01.06.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.06.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.06.2012Предварительное судебное заседание
13.07.2012Судебное заседание
08.08.2012Судебное заседание
10.08.2012Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
15.08.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2012Дело оформлено
08.11.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее