Дело № 2а-1720/2020
УИД13RS0023-01-2020-003372-46
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 октября 2020 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего - судьи Парамонова С.П.,
при секретаре судебного заседания – Рогудяевой О.Е.,
с участием в деле:
административного истца – Чалдаева А. Р.,
его представителя адвоката Куликова В. С., действующего на основании ордера от 23.09.2020 года №2059 и по доверенности,
административного ответчика – Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1» УФСИН России по Республике Мордовия,
его представителя Араскина А. Ю., действующего по доверенности, имеющего высшее юридическое образование,
административного ответчика – Федеральной службы исполнения наказаний,
его представителя Абаниной Н. Н., действующей по доверенности, имеющей высшее юридическое образование,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Ленинского районного суда г. Саранска административное дело по административному иску Чалдаева А. Р. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1» УФСИН России по Республике Мордовия, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными действия (бездействия) ФКУ СИЗО-1 в связи с содержанием административного истца под стражей, взыскании 1500000 рублей в счет компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей,
УСТАНОВИЛ:
Чалдаев А.Р. обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1» УФСИН России по Республике Мордовия, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными действия (бездействия) ФКУ СИЗО-1 в связи с содержанием административного истца под стражей, взыскании 1500000 рублей в счет компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей.
В обоснование исковых требований указал, что 29.03.2013 года в отношении Чалдаева А.Р. было вынесено постановление о заключении его под стражу. С 04.02.2014 Чалдаев А.Р. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия г. Саранска. В СИЗО, в период его пребывания, административные ответчики и его должностные лица (ИК) проявили бездействие, выразившееся в необеспечении минимальных норм материально-бытового обеспечения, обеспечения жилищно-бытовых, норм питания, уклонялись от обязанностей, возложенных на них в установленном законом порядке.
23.11.2015 истец был отправлен из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РМ в ФКУ ИК-4 УФСИН России по РМ для отбывания наказания. Таким образом, общий период содержания истца под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РМ составил один год девять месяцев девятнадцать дней.
Указанные условия содержания нарушают его права, гарантированные ст. 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а именно: не подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, а также право на охрану достоинства личности от пыток, насилия, другого жестокого или унижающего обращения, или наказания, а также установленные ЕСПЧ стандарты условий содержания.
В связи с допущенными вышеуказанными нарушениями, им была подана жалоба в Европейский суд по правам человека. Жалоба была принята, ей присвоен№57248/15, но решение по существу дела пока не вынесено. Ссылаясь на положения Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», закрепившие порядок подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, с учетом перенесенных глубоких страданий на протяжении длительного времени в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении, просит суд:
- признать незаконными действия (бездействие) ФКУ СИЗО-1 и его должностных лиц в отношении Административного истца в связи с условиями содержания под стражей;
- взыскать с Российской Федерации в лице казны Российской Федерации в пользу Чалдаева А.Р. 702000 рублей в счёт компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
29 сентября 2020 года представитель административного истца Куликов В.С. представил заявление об увеличении исковых требований в которых просил:
- признать незаконными действия (бездействие) ФКУ СИЗО-1 в отношении Административного истца в связи с условиями содержания под стражей;
- взыскать с Российской Федерации в лице казны Российской Федерации в пользу Чалдаева А.Р. 1 500000 рублей в счёт компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
В судебном заедании, посредством использования систем видеоконференцсвязи административный истец Чалдаев А.Р., его представитель Куликов В.С. уточненные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1» УФСИН России по Республике Мордовия Араскин А.Ю., в судебном заседании административные исковые требования не признал по доводам, изложенным в возражениях на административный иск, просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель административного ответчика – Федеральной службы исполнения наказаний России Абанина Н.Н. в судебном заседании административные исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в возражениях на административный иск, просила суд применить срок исковой давности, предусмотренный ст.219 КАС РФ.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании 29.09.2020 года представитель Чалдаева А.Р. адвокат Куликов В.С., действующий и по доверенности, увеличил исковые требования в части размера компенсации, не указав на признание незаконными действий (бездействия) должностных лиц ФКУ СИЗО-1, поддержав требование о признании незаконными действий (бездействия) ФКУ СИЗО-1.
В последующем, заявленные первоначально требования о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц ФКУ СИЗО-1 административным истцом, его представителем, поддержаны не были. В чем заключалось такое действие (бездействие), каких именно должностных лиц, ни в административном иске, ни в ходе судебного разбирательства уточнено не было. При таких обстоятельствах данное требование - о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц ФКУ СИЗО-1, суд оставляет без рассмотрения.
Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со ст. 4
Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые, обвиняемые, содержащиеся под стражей, имеют право на получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания под стражей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Жалобы содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, осужденных к лишению свободы, на действия администрации следственных изоляторов или исправительных учреждений, подлежат рассмотрению по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что Чалдаев А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с 04.02.2014 по 23.11.2015 содержался под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия.
Из исследованных в судебном заседании письменных доказательств установлено следующее.
Чалдаев А. Р. содержался ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия в следующих камерах: в камере (4 спальных места) площадь 16,1 кв.м с 04.02.2014 по 01.06.2014 содержалось четыре человека; в камере (4 спальных места) площадь 15,9 кв.м с 01.06.2014 по 03.06.2014 содержался один человек; в камере (4 спальных места) площадь 16,7 кв.м с 03.06.2014 по 28.07.2014 содержалось четыре человека; в камере (4 спальных места) площадью 16,1 кв.м с 28.07.2014 по 01.09.2014 содержалось четыре человека, с 01.09.2014 по 03.09.2014 содержалось три человека, с 03.09.2014 по 31.10.2014 содержалось четыре человека, с 31.10.2014 по 03.11.2014 содержалось три человека, с 03.11.2014 по 07.11.2014 содержалось четыре человека, с 07.11.2014 по 13.11.2014 содержалось четыре человека, с 13.11.2014 по 17.11.2014 содержалось четыре человека, с 17.11.2014 по 19.11.2014 содержалось три человека; в камере (1 спальное место) площадь 6,8 кв.м с 19.11.2014 по 24.11.2014 содержался один человек; в камере (4 спальных места) площадь 16,1 кв.м с 24.11.2014 по 09.01.2015 содержалось два человека; в камере (1 спальное место) площадь 7 кв.м с 09.01.2015 по 19.01.2015 содержался один человек; в камере (4 спальных места) площадь 15,9 кв.м с 12.02.2015 по 14.02.2015 содержалось три человека, с 14.02.2015 по 18.02.2015 содержалось четыре человека; с 19.02.2015 по 24.02.2015 содержалось три человека; в камере (4 спальных места) площадью 16,1 кв.м с 24.02.2015 по 25.02.2015 содержалось два человека, с 25.02.2015 по 06.03.2015 содержалось три человека, с 06.03.2015 по 17.03.2015 содержалось два человека, с 17.03.2015
по 23.03.2015 содержалось три человека, с 23.03.2015 по 27.03.2015 содержалось два человека, с 27.03.2015 по 30.03.2015 содержалось три человека, с 30.03.2015 по 02.04.2015 содержалось два человека, с 02.04.2015 по 03.04.2015 содержалось три человека; в камере (4 спальных места) площадь 15,8 кв.м с 03.04.2015 по 06.04.2015 содержалось три человека, с 06.04.2015 по 14.04.2015 содержалось четыре человека, с 14.04.2015 по 16.04.2015 содержалось три человека, с 16.04.2015 по 27.04.2015 содержалось четыре человека, с 27.04.2015 по 30.04.2015 содержалось три человека, с 30.04.2015 по 12.05.2015 содержалось четыре человека, с 12.05.2015 по 18.05.2015 содержалось три человека, с 18.05.2015 по 24.05.2015 содержалось четыре человека, с 25.05.2015 по 29.05.2015 содержалось три человека, с 29.05.2015 по 02.06.2015 содержалось четыре человека, с 02.06.2015 по 11.06.2015 содержалось три человека; в камере (4 спальных места) площадь 15,5 кв.м с 20.07.2015 по 06.08.2015 содержалось четыре человека, 06.08.2015 по 11.08.2015 содержалось три человека; с 11.08.2015 по 20.08.2015 содержалось четыре человека; с 20.08.2015 по 28.08.2015 содержалось три человека, с 28.08.2015 по 31.08.2015 содержалось четыре человека, с 31.08.2015 по 10.09.2015 содержалось три человека, с 10.09.2015 по 18.09.2015 содержалось четыре человека, с 18.09.2015 по 21.09.2015 содержалось три человека, с 21.09.2015 по 28.09.2015 содержалось четыре человека, с 28.09.2015 по 01.10.2015 содержалось три человека; в камере (1 спальное место) площадь 7 кв.м с 01.10.2015 по 11.10.2015 содержался один человек; в камере (4 спальных места) площадь 15,5 кв.м с 11.10.2015 по 15.10.2015 содержалось три человека, с 15.10.2015 по 23.10.2015 содержалось четыре человека, с 23.10.2015 по 02.11.2015 содержалось три человека, с 02.11.215 по 05.11.2015 содержалось четыре человек, с 05.11.2015 по 06.11.2015 содержалось три человека, с 06.11.2015 по 09.11.2015 содержалось два человека, с 09.11.2015 по 15.11.2015 содержался один человек, с 15.11.2015 по 17.11.2015 содержалось два человека, с 17.11.2015 по 20.11.2015 содержалось три человека; в камере ( 6 спальных мест) площадь 23,7 кв.м с 20.11.2015 по 23.11.2015 содержалось шесть человек.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в общей сложности 120 дней Чалдаев А.Р. содержался в следственном изоляторе с нарушением нормы, приходящейся на одного содержащегося под стражей, то есть, менее 4 квадратных метров.
Статьей 16 ФЗ от 15.07.1995 № 103 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрены правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений. Приказом Министерства юстиции России от 14.10.2005 № 189 утверждены «Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы».
В соответствии с п. 42 раздела 5 «Материально - бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых» «Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы» в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия все камеры оборудованы: одноярусными или двухъярусными кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником, вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией. Вышеуказанное оборудование находится в исправном состоянии, пригодном для использования. Какого - либо другого оборудования и предметов, не предусмотренных указанным приказом, в камерах ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Мордовия не имеется.
В указанной части нарушений со стороны административного ответчика в период содержания Чалдаева А.Р. в ФКУ СИЗО-1 по отношению к нему не выявлено.
Согласно ст.33 ФЗ от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" при размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камере отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.
В период содержания Чалдаева А.Р. под стражей в ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Мордовия действовал «Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 640 и Министерства юстиции РФ №190 от 17.10.2005, согласно которому раздельное содержание предусмотрено в отношении групп больных, перечисленных в п. 317 (больных активным туберкулезом, лиц, наблюдающихся в "0" группе диспансерного учета, больных, выделяющих микробактерии туберкулеза, бактериовыделителей с множественной лекарственной устойчивостью).
Наличие заболеваний у лиц, содержащихся под стражей, в виде ВИЧ - инфекции и гепатита, не являлось основанием для их раздельного содержания.
В соответствии с требованиями приложения № 1 «Правила поведения подозреваемых и обвиняемых» к «Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы» подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах, обязаны: соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать одежду и постельные принадлежности в чистоте и порядке, содержать в чистоте камеру; проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности, установленной администрацией учреждения. Дежурный по камере обязан подметать и мыть пол в камере, производить уборку камерного санузла, прогулочного двора по окончании прогулки.
Во исполнение указанных правил в ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Мордовия уборка камер (в том числе влажная с применением дезинфицирующих средств) и имеющегося там санитарного узла, ежедневно проводится лицами, содержащимися под стражей в порядке очередности. Контроль проведения уборки осуществляется также ежедневно сотрудниками ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Мордовия.
Санитарные узлы в ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Мордовия подключены к центральной канализационной системе, с выводом за территорию учреждения.
В соответствии с п. 42 раздела 5 «Материально - бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых» «Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы» в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия все камеры оборудованы напольной чашей (унитазом) со смывным бачком. Для возможности уединения и обеспечения приватности, унитаз отгорожен от основного помещения камеры от пола до потолка перегородкой из металлического профиля и непрозрачного поликарбоната зеленого цвета со встроенной дверью, а также кирпичной стеной, отделанной кафельной плиткой.
В ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Мордовия туалет в камерах отдален от стола со скамейками на расстояние 1,5 метра и от спальных мест на расстояние 2 метра.
Приказом ФСИН России от 27.07.2007 № 407 утвержден Каталог «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России». Каталогом установлены требования, предъявляемые к кроватям в следственных изоляторах. Предусмотрены два вида кроватей - КОК - 1 (одноярусная) и КДК - 1 (двухъярусная). Габаритные размеры кровати КОК - 1: длина - 2062 мм, ширина - 795 мм, высота 965 мм, кровати КДК - 1: длина 2070 мм, ширина 795 мм, высота 1755 мм.
В ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия все камеры оборудованы кроватями КОК - 1 и КДК - 1 с указанными габаритными размерами.
ФКУ СИЗО- 1 УФСИН России по Республике Мордовия подключено к центральной системе отопления г.Саранска, через которую подается тепловая энергия в горячей сетевой воде.
Для подачи тепловой энергии в горячей сетевой воде и горячей воды ФКУ СИЗО- 1 УФСИН России по Республике ежегодно заключались (заключаются) договора теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в горячей воде).
По теплоснабжению в 2014 - 2015 годах такие договора заключались с ОАО «СаранскТеплоТранс», ОАО «Волжская Территориальная генерирующая компания».
Все камеры ФКУ СИЗО- 1 УФСИН России по Республике Мордовия оборудованы системой приточно-вытяжной вентиляции для циркуляции воздуха в камерных помещениях в необходимом объеме. Также имеется естественная вентиляция, которая осуществляется путем проветривания камер через окна. Все камеры оборудованы окнами, которые снабжены поворотным механизмом для их открытия. Проем окон составляет 90 х 120 см. Оборудование камер соответствует требованиям действующего законодательства.
В соответствии со ст.22 ФЗ от 15.07.1995 № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
В ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия все лица, содержащиеся под стражей, обеспечивались ежедневным трехразовым питанием в соответствии с требованиями и по нормам, утвержденными приказами Министерства юстиции РФ от 02.08.2005 № 125 «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». В соответствии с нормами питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах (хлеб из смеси муки ржаной обдирной и пшеничной 1 сорта, хлеб пшеничный из муки 2 сорта, мука пшеничная 2 сорта, крупа разная, макаронные изделия, мясо, рыба, маргариновая продукция, масло растительное, молоко коровье, сахар, соль поваренная пищевая, чай натуральный, лавровый лист, горчичный порошок, томатная паста, картофель, овощи, мука соевая текстурированная, кисели сухие витаминизированные или фрукты сушеные), еженедельно составлялась раскладка продуктов, вкладываемых в котел на одного человека в сутки, которая утверждается начальником следственного изолятора.
Рацион питания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия соответствовал предъявляемым требованиям.
Контроль за приготовлением и качеством пищи возложен на заведующего столовой, начальника отдела интендантского и хозяйственного обеспечения, заместителя начальника курирующего вопросы тылового обеспечения и дежурного помощника начальника следственного изолятора. Контроль за приготовлением пищи также осуществляется ежедневно дежурным помощником начальника следственного изолятора, он же и производит закладку продуктов питания в присутствии медицинского работника. После приготовления пища опробуется на предмет качества ее приготовления медицинским работником, после чего производится раздача по камерам. Раздача пищи производится в чистой одежде, в перчатках из специальных герметичных термосов. Рацион питания и калорийность соответствуют предъявляемым требованиям.
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия ежегодно заключает с организацией водопроводно - канализационного хозяйства договора на подачу холодной (питьевой) воды. Холодная вода поступает по водопроводной сети, в том числе в камеры.
В 2014 - 2015 годах такие договоры заключались с муниципальным предприятием городского округа Саранск «Саранское - водопроводно - канализационное хозяйство». В соответствии с договорными обязательствами холодная (питьевая) вода соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с п. 42 раздела 5 «Материально - бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых» «Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы» в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия во всех камерах имеются бачки для питьевой воды.
За период содержания в ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Мордовия Чалдаев А.Р. в течение 48 дней выбывал для проведения следственных действий и для участия в судебных заседаниях. Во всех случаях Чалдаев А.Р. был обеспечен трехразовым горячим питанием (завтраком, ужином, обедом). Завтраком и ужином Чалдаев А.Р. обеспечивался во время, установленное имеющимся распорядком дня для подозреваемых, обвиняемых и лиц, заключенных под стражу в ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Республике Мордовия (с 6 - 30 до 7-30, с 17-30 до 18-30). Обедом Чалдаев А.Р. обеспечивался так же в установленное время (с 12-30 до 13-30), либо сразу по прибытию в учреждение.
ФКУ СИЗО- 1 УФСИН России по Республике ежегодно заключались (заключаются) договоры по оказанию дератизационных, дезинсекционных услуг на объектах учреждения в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 №52 «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».
В 2014 - 2015 годах договоры по оказанию дератизационных, дезинсекционных услуг заключались с ИП ФИО2
Мошек, комаров, мокриц и пауков, мышей в камерах ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Мордовия не имелось.
В соответствии с п. 42 раздела 5 «Материально - бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых» «Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы» в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия все камеры оборудованы светильниками дневного и ночного освещения: соответственно мощностью 100 и 40 Вт с лампами накаливания в плафонах закрытого типа. Также, в камерах имеется естественное освещение. Все камеры оборудованы окнами. Проем окон составляет 90 х 120 см.
В соответствии с подпунктами 9 - 10 п.20 «Наставлений по оборудованию инженерно - техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно - исполнительной системы», утвержденными приказом Министерства юстиции России от 04.09.2006 № 279, в камерах устанавливаются металлические решетки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер. Оконные решетки выполняются двух видов с размерами ячеек решеток - не более 70 х 200 мм и не более 100 х 200 мм.
В ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Мордовия решетки на окнах и решетки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер, изготовлены и установлены в соответствии с указанными Наставлениями. Размеры ячеек составляют 50 х 70 мм. Указанные решетки не препятствуют проникновению в помещение дневного света. В решетках имеется проем для открытия окон.
Статьей 22 ФЗ от 15.07.1995 № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые могут приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары.
В соответствии с п.п. 40-41раздела 5 «Материально - бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых» приказа МЮ России от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы» по заявлению подозреваемого или обвиняемого, при отсутствии необходимых денежных средств на его лицевом счете, по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, выдаются индивидуальные средства гигиены: мыло, зубная щетка, зубная паста, одноразовая бритва (в соответствии с приказом МЮ России от 02.08.2005 № 125 «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» - один раз в месяц).
За период содержания под стражей в ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Мордовия на лицевой счет Чалдаева А.Р. регулярно поступали денежные средства. В 2014 году поступило 7900 рублей, в 2015 году 20880,04 рублей, что позволяло Чалдаеву А.Р. приобрести индивидуальные средства гигиены: мыло, зубную щетку, зубную пасту, одноразовую бритву, туалетную бумагу, а также стиральный порошок, которые имелись в магазине ФГУП «Промсервис» ФСИН России ОСП Мордовия И- 1.
В соответствии с п. 45 раздела 5 «Материально - бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых» приказа МЮ России от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы» в ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Мордовия помывка лиц, содержащихся под стражей, осуществляется по графику один раз в неделю продолжительностью 15-20 минут. Лицам, не прошедшим помывку в установленное время, предоставляется дополнительная возможность помывки. В ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Республике Мордовия имеются помывочные помещения, с кранами для подачи холодной и горячей воды, душевыми рассеивателями и поддонами.
В соответствии с «Инструкцией по организации государственного санитарно - эпидемиологического надзора за банно - прачечным обеспечением осужденных», утвержденной приказом МЮ РФ от 08.11.2001 № 18/29-395, уборка помывочных помещений с применением дезинфицирующих средств производилась (производится) после каждой помывки. Также еженедельно проводится генеральная уборка с применением дезинфицирующих средств. Система слива, краны и лейки находились (находятся) в рабочем состоянии. В помывочных помещениях имеются коврики на резиновой основе, которые также промываются с применением дезинфицирующих средств.
Использованная при помывке вода сливается в центральную канализационную систему, с выводом за территорию учреждения. Наличие перегородок в помывочных помещениях не предусмотрено.
В соответствии с п. 42 раздела 5 «Материально - бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых» приказа МЮ России от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы» камеры СИЗО оборудуются зеркалом, вмонтированным в стену.
В каждой камере ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия имеется такое зеркало размером 30x30 см., которое располагается на высоте примерно 170 см. Высота расположения зеркала ориентирована на человека среднего роста.
В соответствии с разделом 15 «Проведение ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых» «Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы» в ФКУ СИЗО
В ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия подозреваемые и обвиняемые, в том числе водворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. На прогулку выводятся одновременно все подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в камере. Освобождение от прогулки дается только врачом (фельдшером). В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог воспользоваться ежедневной прогулкой, по его письменному заявлению ему предоставляется одна дополнительная прогулка установленной продолжительности. Прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сиденья и навесами от дождя.
Подпунктом 14 п. 32 и подпунктами 24 - 25 п. 60 «Наставлений по оборудованию инженерно - техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно - исполнительной системы», утвержденными приказом Министерства юстиции России от 04.09.2006 № 279, установлено, что ограждение прогулочных дворов и перегородки между ними выполняются кирпичными, толщиной не менее 38 см или железобетонными высотой не менее 3,0 метров. По верху прогулочных дворов крепится металлическая рама, к которой приваривается металлическая решетка с ячейками не более 170 х 170 мм. Сверху на решетку укладывается и закрепляется металлическая сетка с ячейками не более 50 х 50 мм. Прогулочные дворы располагаются, как правило, на крыше режимного корпуса.
В ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия прогулочные дворы в количестве 15 оборудованы в соответствии с указанными Наставлениями и Правилами, расположены на 4 этаже режимного корпуса № 1. Площадь прогулочного двора №1 составляет 17,4 кв.м., он оборудован скамейкой и турником. Площадь прогулочного двора № 2 составляет 17,1 кв.м., он оборудован 2 скамейками и турником. Площадь прогулочного двора № 3 составляет 16,8 кв.м., он оборудован 2 скамейками и турником. Площадь прогулочного двора № 4 составляет 16,8 кв.м., он оборудован 2 скамейками и турником. Площадь прогулочного двора № 5 составляет 16,1 кв.м., он оборудован 2 скамейками и турником. Площадь прогулочного двора № 6 составляет 16,0 кв.м., он оборудован 2 скамейками и турником. Площадь прогулочного двора № 7 составляет 16,6 кв.м., он оборудован скамейкой и турником. Площадь прогулочного двора № 8 составляет 16,6 кв.м., он оборудован скамейкой и турником. Площадь прогулочного двора № 9 составляет 16,2 кв.м., он оборудован 2 скамейками и турником. Площадь прогулочного двора № 10 составляет 16,6 кв.м., он оборудован 2 скамейками и турником. Площадь прогулочного двора № 11 составляет 16,0 кв.м., он оборудован 2 скамейками и турником. Площадь прогулочного двора №12 составляет 16,9 кв.м., он оборудован 2 скамейками и турником. Площадь прогулочного двора №13 составляет 16,3 кв.м., он оборудован 2 скамейками и турником. Площадь прогулочного двора № 14 составляет 8,5 кв.м., он оборудован скамейкой и турником. Площадь прогулочного двора № 15 составляет 20,7 кв.м., он оборудован скамейкой и турником Прогулочные дворы оборудованы металлическим навесом от дождя. В прогулочных дворах имеется доступ для солнечного света и вид на небо. Прогулочные дворы проветриваются естественным образом и в них сохраняется уличная температура воздуха.
В соответствии с требованиями приложения № 1 «Правила поведения подозреваемых и обвиняемых» к «Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы» уборка прогулочного двора производится дежурным по камере по окончании прогулки.
Кроме этого, уборка прогулочных дворов производится ежедневно с применением дезинфицирующих средств.
Указанные обстоятельства установлены судом на основании доказательств, представленных в материалы дела, в том числе, справками, подписанными руководителем ФКУ СИЗО-1, которые согласуются между собой. Оснований не доверять таким документам у суда не имеется. Ответственность должностных лиц за достоверность предоставленных документов презюмируется.
Таким образом, доводы административного истца о нарушении административным ответчиком требований по содержанию лиц, находящихся под стражей, не нашли своего подтверждения, за исключением приведенных выше, в части площади, приходящейся на одного содержащегося под стражей.
В судебном заседании посредством использования систем видеоконференцсвязи допрошен ФИО1 который пояснил, что с 2013-2016 год находился в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия. Он показал, что в камерах было тесно. Основную часть времени он содержался в «одиночных» камерах. Прием пищи двум лицам за столом, в таких камерах, не возможен. Санузел находился на близком расстоянии от стола, стоял неприятных запах. Чтение при дневном свете из-за решеток на окнах было невозможным, искусственного освещения не хватало. В камерах имелись тараканы, на первом этаже ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия он видел грызунов. На втором и выше, этажах, грызунов не было, он не видел. Зубная паста, порошок покупались на свои денежные средства. В 2013-2014 принимался душ два раз в неделю, затем стало по одному разу в неделю по 20 минут. Продукты питания были хорошие, но готовились неправильно. Картошка подавалась холодной, не всегда хорошо очищена. Прогулка была невыносимой, играла громкая музыка, железо на крыше нагревалось, из-за чего не чем было дышать. В одиночной камере он для себя убирал все сам, отмывал. В камерах на четыре человека убирались по очереди, сами устанавливали очередь и убирались. Свидетель показал, что намеревается обратиться с иском в Европейский Суд.
Суд считает, что данный свидетель является лицом заинтересованным, поскольку, и сам намерен обратиться с подобным иском, очевидно, рассчитывая в будущем, на аналогичную помощь со стороны Чалдаева А.Р.
Таким образом, доводы иска о том, что условия содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия, являются бесчеловечными, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, в связи с чем, суд находит их несостоятельными. Вместе с тем, судом установлен факт нарушения нормы площади, приходящейся на одного содержащегося под стражей.
Содержание в местах лишения свободы не имеет своей целью нарушить гражданские права заявителя, признанные Конституцией РФ и нормами международного права, а цель лишь исправление лица, совершившего преступление, путем соблюдения предусмотренной нормами уголовного права и процесса процедур.
Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Устанавливая в качестве одного из видов принуждения лишение свободы, государство действует как в своих интересах, так и в интересах общества и его членов. Безусловно, такое ограничение изменяет привычный ритм жизни человека, его отношения с окружающими и имеет определенные морально-психологические последствия, ограничивая тем самым не только его права и свободы как гражданина, но и его права как личности, что связано с противоправным поведением виновного и обусловливается необходимостью ограничения его естественного права на свободу в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом об административном судопроизводстве.
Несмотря на то, что компенсация за нарушение условий содержания под стражей не зависит от наличия либо отсутствия вины учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (статья 17.1 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»), предметом настоящего разбирательства, согласно административному иску, является факт ненадлежащих условий содержания административного истца в исправительном учреждении ввиду действия (бездействие) административного ответчика – ФКУ СИЗО-1.
В соответствии с п. 1 ст. 227.1 КАС РФ (введен Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ), лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно п. 3 ст. 227.1 КАС РФ, требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Административным истцом избран такой способ защиты нарушенного права, то есть, посредством обжалования действий (бездействия) ФКУ СИЗО-1.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При этом согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Частью 1 статьи 94 КАС РФ определено, что право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.
Как следует из административного иска, Чалдаев А.Р. оспаривает действия (бездействие) административного ответчика – ФКУ СИЗО-1, выразившиеся в нарушении условий его содержания в период с 04.02.2014 года по 23.11.2015 года.
Поскольку статьей 227.1 КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением указанной категории, то, данные сроки подлежат исчислению по общим правилам главы 22 КАС РФ и составляют три месяца со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
В части 2 ст. 5 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», указано, что, в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.
Следовательно, данная норма предусматривает сроки обращения в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, но не регулирует сроки обращения с обжалованием действий (бездействия) госорганов, органов местного управления, должностных лиц, что предусмотрено ст. 218 КАС Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», проверяя соблюдение предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административный иск может быть подан в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Данные разъяснения согласуются с введенной Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. №451-ФЗ частью 1.1 ст. 219 КАС РФ, согласно которой если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Административный истец обжалует действия (бездействие), имевшие место в период с 04.02.2014 по 23.11.2015 год. Эти действия (бездействие) прекратились с момента выбытия Чалдаева А.Р. из ФКУ СИЗО-1.
С настоящим административным иском Чалдаев А.Р. обратился в суд 11 июля 2020 года (направив его почтой), то есть с пропуском установленного законом срока обращения в суд.
Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлялось. Уважительных причин пропуска срока обращения в суд с указанным административным иском Чалдаевым А.Р. не представлено и судом не установлено. Нахождение последнего в исправительном учреждении никоим образом не лишало его возможности своевременно обратиться в суд.
Согласно п. 7 ст. 6 и ч. 1 ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Учитывая, что уважительных причин пропуска срока на обращение в суд Чалдаевым А.Р. не представлено, срок на обращение в суд с административным иском пропущен им значительно. Исходя из приведенных норм права, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока обращения в суд.
Руководствуясь статьями 174-180, 227, 227.1 КАС Российской Федерации
РЕШИЛ:
Административный иск Чалдаева А. Р. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №1» УФСИН России по Республике Мордовия, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными действия (бездействия) ФКУ СИЗО-1 в связи с содержанием административного истца под стражей, взыскании 1500000 рублей в счет компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г.Саранска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13 октября 2020 года.
Председательствующий С.П. Парамонов