Дело № 2-1289/11 20 апреля 2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе
председательствующего судьи Ермишкиной Т. В.
при секретаре Губиной Е. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Кашицына О.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске о перерасчете размера пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Кашицын О. Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске (далее - ГУ УПФ РФ в г.Архангельске) о перерасчете размера пенсии. В обоснование заявленных требований указал, что с 1976 года по1980 год работал художником-оформителем на торгово-закупочной базе «Архлесурса». Работа была связана с командировками в ОРСы Архангельской области, но в основном ездил в Карпогорский ОРС Пинежского района. Так, с 14 января 1977 года по 18 апреля 1977 года был командирован в Карпогорский ОРС на оформление магазина в п. Сылога. С 11 мая 1977 года по 27 ноября 1977 года был командирован в п. Ново-Лавела Пинежского района на оформление столовой ОРСа и поселка. Об оформлении были опубликованы статьи в газете «Пинежская правда». Обратившись в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера, в увеличении размера пенсии было отказано. Просит обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с учетом работы в районах Крайнего Севера.
В судебном заседании истец Кашицын О. Н. на заявленных требованиях настаивает, просит их удовлетворить, в обоснование требований привел доводы, аналогичные указанным в исковом заявлении. Дополнил также, что о направлении в командировку работодателем издавался приказ, выдавалось командировочное удостоверение. Проезд, проживание, питание, суточные оплачивал работодатель. В командировках работал полные рабочие дни. Работа оплачивалась по факту ее принятия. В п. Ново-Лавела занимался оформлением магазина, кафе, наружной рекламой. Однако документы, подтверждающие направление в командировку не сохранились. Тем не менее, то обстоятельство, что он направлялся в командировки может подтвердить МСЕ, которая работала старшим бухгалтером ТЗБ «Архлесурса». Просит обязать ответчика произвести перерасчет пенсии в порядке, установленном Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Архангельске, будучи своевременно и надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Из ранее представленного отзыва следует, что с исковыми требованиями не согласен, поскольку установление повышенной базовой части пенсии возможно, если к заявлению пенсионера о перерасчете пенсии приложены документы, подтверждающие направление в районы Крайнего Севера, которыми могут быть архивные справки со ссылкой на приказы о направлении в командировку, копии приказов, командировочные удостоверения. И указанные обстоятельства не могут быть подтверждены свидетельскими показаниями. Кроме того, перерасчет размера пенсии может быть произведен с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором было подано заявление о перерасчете со всеми необходимыми документами. Истцом также не представлено доказательств выполнения трудовых обязанностей в течение полных рабочих дней (л.д.20-23).
Поскольку сведения о причинах неявки в настоящее судебное заседание суду не представлены, то суд с согласия истца определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав истца, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Порядок исчисления и перерасчета пенсии регулируется Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ.
На основании п.7 ст.14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
В силу абз.2 п.7 ст. 14 данного Закона лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Одним из условий исчисления специального стажа за работу в районах Крайнего Севера является осуществление трудовых обязанностей в особых климатических условиях, независимо от места нахождения организации, с которой работник состоит в трудовых отношениях.
В судебном заседании установлено, что истец Кашицын О. Н. является получателем трудовой пенсии по старости с 13 сентября 2004 года.
Из материалов дела следует, что истец Кашицын О. Н. обратился в отдел Пенсионного фонда за перерасчетом пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера.
Как следует из решения Отдела Пенсионного фонда РФ в Ломоносовском округе г. Архангельска от 16 июля 2010 г. <№> (л.д.8), письменного отзыва ответчика на исковое заявление (л.д.20-23), Кашицыну О. Н. отказано в увеличении пенсии в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт работы в районах Крайнего Севера и доказательств выполнения работы в течение полного рабочего дня. Кроме того, специальный стаж свидетельскими показаниями подтвержден быть не может.
В соответствии со ст.166 ТК РФ служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
На основании ст.167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Аналогичные положения содержались в ст.116 КЗоТ РСФСР, действовавшем в спорный период.
Согласно п.8 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 07.04.1988г. №62 «О служебных командировках в СССР», на работников, находящихся в командировке, распространяется режим рабочего времени, времени отдыха объединений, предприятий, учреждений, организаций, в которые они командированы.
Таким образом, периоды нахождения работника в служебных командировках в районах Крайнего Севера относятся к специальному стажу, что позволяет установить фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии в соответствии с п.7 ст.14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ, как за работу в районах Крайнего Севера.
В силу ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
Как следует из пояснений Кашицына О. Н. и копии его трудовой книжки, с 1 декабря 1976 года по 24 января 1980 года истец работал художником ТЗБ «Архлесурса» (л.д.6). При этом в период с 1 сентября 1977 года по 1 ноября 1977 года был направлен в командировку в п. Ново-Лавела Пинежского района Архангельской области для оформления столовой Карпогорского ОРСа и поселка. О направлении в командировку издавался приказ, подписанный директором комбината ТЗБ «Архлесурс», выдавалось командировочное удостоверение. Проезд, проживание, питание, суточные оплачивал работодатель. В командировках работал полные рабочие дни. Работа оплачивалась по факту ее принятия. В п. Ново-Лавела занимался оформлением магазина, кафе, наружной рекламой. Однако документы, подтверждающие направление в командировку не сохранились (л.д. 48,49).
По сообщению ОГУ «Государственный архив Архангельской области» от 31 марта 2008 года, в документах архивного фонда оптово-торговой производственной базы «Северолес», ранее в 1970-1976 г.г. торгово-закупочной базы «Архлесурс» г. Архангельска сведений о направлении в командировку в Пинежский район Архангельской области Кашицына О. Н. в период с 1976-1980 г.г. не обнаружено в связи с истечением сроков хранения (л.д.7).
Вместе с тем, то обстоятельство, что Кашицын О. Н. в период работы художником-оформителем торгово-закупочной базы «Архлесурса» направлялся в командировку в п. Ново-Лавела Пинежского района Архангельской области для оформления магазина и столовой Карпогорского ОРСа подтвердила в судебном заседании свидетель МСЕ, которая показала, что в указанный период времени работала в должности старшего бухгалтера ТЗБ «Архлесурса». О направлении Кашицына О. Н. в командировку издавался приказ, выдавалось командировочное удостоверение. Работу истца принимали по акту, после чего начисляли заработную плату, которую получал в ТЗБ «Архлесурса». Все клубы, магазины, столовые ОРСов оформляли художники ТЗБ «Архлесурса», в штате их было 6 человек, в том числе истец. База занималась торговой деятельностью, снабжением продуктами, промтоварами, на ее балансе находились ОРСы. В командировку художники направлялись на 1-2 месяца.
Как следует из имеющейся в материалах дела копии трудовой книжки МСЕ, она со 2 сентября 1976 года по 9 ноября 1977 года работала на ТЗБ «Архлесурса» в должности старшего бухгалтера, в дальнейшем переведена бухгалтером на базу.
При этом, из представленной в материалы дела копии расчетной ведомости за 1977 года усматривается, что зарплата Кашицыну О. Н. начислена в ноябре в размере 800 рублей за период командировки в сентябре-октябре 1977 года (л.д.34,35,36).
Кроме того, в материалы дела предоставлены копии газеты «Пинежская правда» от 21 апреля 1977 года и 4 октября 1977 года, в которых опубликованы статьи под названиями «Сылогская «Снежинка» об оформлении магазина художниками-оформителями из Архангельска и «В плакатах наше время» об оформлении наглядной агитации леспромхоза в Ново-Лавеле художником из художественного цеха «Архлесурса» Кашицыным О. Н. (л.д. 9, 10).
Таким образом, исходя из совокупности представленных доказательств, свидетельских показаний усматривается факт направления истца в командировку по распоряжению работодателя в п. Ново-Лавела Пинежского района Архангельской области с 1 сентября 1977 года по 1 ноября 1977 года для выполнения своих непосредственных обязанностей художника в течение полных рабочих дней.
Оценивая показания допрошенного свидетеля на предмет их достоверности с позиции ст.67 ГПК РФ, суд принимает во внимание то обстоятельство, что данные показания являются последовательными и непротиворечивыми, соответствуют объяснениям истца. Допрошенный свидетель предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, у свидетелей неустановленно заинтересованности в исходе дела. При этом со стороны ответчика не представлено доказательств, опровергающих данные свидетельские показания.
Поскольку какие-либо иные прямые доказательства, подтверждающие факт выполнения трудовых обязанностей истцом в районах Крайнего Севера отсутствуют, то суд считает, что в данном случае допустимыми будут являться свидетельские показания, ввиду того, каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит, и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей.
Ссылку представителя ответчика в отзыве на п. 2.4 Положения «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии», утвержденного приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991г. № 190, согласно которого специальный стаж не может подтверждаться свидетельскими показаниями, суд полагает несостоятельной, поскольку, исходя из смысла и содержания указанной нормы, в ней идет речь об общем трудовом стаже для назначения пенсии, а не о стаже работы в местностях с особыми климатическими условиями.
Между тем, судом установлен факт осуществления истцом трудовых обязанностей по распоряжению работодателя в районах Крайнего Севера в течение полных рабочих дней.
Кроме того, из п.2.2 вышеназванного Положения следует, что при отсутствии документов возможно подтверждение стажа работы, в том числе, и свидетельскими показаниями.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 с последующими изменениями, Пинежский район Архангельской области относится к районам Крайнего Севера.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец осуществлял работу как в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, так и в районах Крайнего Севера.
При подсчете стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера как 1 год работы за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера, истец имеет стаж более 15 лет работы в районах Крайнего Севера. Страховой стаж истца составляет более 25 лет, что подтверждается ответчиком в представленном отзыве (л.д.23).
С учетом изложенного, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению.
Как установлено судом, истец обратился в Отдел Пенсионного фонда с заявлением о перерасчете пенсии и соответствующими документами в июле2010 года.
Согласно ст.20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ перерасчет размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в случае ее увеличения производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии). Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов.
Таким образом, требования истца о перерасчете пенсии подлежат удовлетворению с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения с заявлением, то есть с 1 августа 2010 года.
В соответствии со ст.ст. 98, 103 ГПК РФ, 333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <***> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кашицына О.Н. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске произвести перерасчет размера пенсии Кашицына О.Н., исходя из фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера, начиная с 01 августа 2010 года.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <***> рублей <***>
На решение может быть подана кассационная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение десяти дней с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т. В. Ермишкина