РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2021 года Алапаевский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Охорзиной С.А., при секретаре Лежниной Е.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шустиковой Л. И. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 1 о включении в педагогический стаж периода трудовой деятельности, обязании выдать справку, дающую право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с иском к ответчику о включении в педагогический стаж периода трудовой деятельности, обязании выдать справку, дающую право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В обоснование иска указала, что она к настоящему времени достигла возраста <данные изъяты> и является получателем пенсии по старости. 23.10.2020 решением ответчика ей было отказано в выдаче справки на право получения компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При вынесении решения в педагогический стаж не был включен период работы с 3.09.1984 по 2.11.1993 в должности воспитателя <данные изъяты>. С данным решением она не согласна, поскольку основания для не включения указанного периода в педагогический стаж отсутствуют. Соответственно, отказ ответчика в выдаче справки является необоснованным. Истица просит включить в педагогический стаж период ее трудовой деятельности в должности воспитателя <данные изъяты> общей продолжительностью 9 лет 1 месяц 29 дней и обязать выдать справку, дающую право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В судебном заседании истица на иске настаивает, в дополнение указала, что на пенсию она вышла в 2010 году по Списку № не в должности воспитателя, на момент выхода на пенсию она получателем спорной компенсации не являлась. После выхода на пенсию с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она работает в <данные изъяты> младшим воспитателем.
Представитель ответчика ТОИОГВ СО УСП МСП СО № 1 ( далее – УСП № 1) по доверенности Ермакова М.Л. с иском не согласилась, в письменном отзыве и в объяснении в судебном заседании, ссылаясь на положения Закона Свердловской области от 5.07.2013 № 78-ОЗ « Об образовании в Свердловской области» указала, что период работы Шустиковой Л.И. в должности воспитателя с 3.09.1984 по 2.11.1993 <данные изъяты>, не включен в расчет льготного стажа истицы, так как учреждение « детский комбинат» не включено в список должностей и учреждений, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Льготный стаж Шустиковой Л.И. составил 3 года 7 месяцев 5 дней, поэтому Управлением социальной политики № 1 было вынесено решение об отказе Шустиковой Л.И. в выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Кроме того, на момент выхода на пенсию истец педагогической деятельностью не занималась, компенсацию расходов до момента выхода на пенсию не получала.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Алапаевске и Алапаевском районе Татаринова О.И. в судебном заседании пояснила, что пенсионным фондом вопрос о включении периода работы истицы в должности воспитателя в <данные изъяты> в стаж педагогической работы не рассматривался, так как истице на основании ее заявления со 2.12.2010 была назначена страховая пенсия по старости по Списку № 2, истица вышла на пенсию <данные изъяты> с неполным льготным стажем.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица НАО « СВЕЗА Верхняя Синячиха» в судебное заседание не явился, в отзыве указал, что Шустикова Л.И. работала в должности воспитателя с 3.09.1984 по 2.11.1993 в <данные изъяты>, ее педагогическая нагрузка в указанный период составляла 1,0 ставки воспитателя. <данные изъяты>
Суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 14.10.2020 истец обратилась в территориальный орган социальной политики с заявлением о выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ( л.д. 40).
Решением УСП № 1 от 23.10.2020 № Шустиковой Л.И. отказано в выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по мотиву ее не отнесения к категории граждан, вышедших на пенсию и имеющих стаж работы по специальности в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах не менее 10 лет в соответствии с законом Свердловской области от 15.07.2013 N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" ( л.д. 41-42), а именно в связи с не включением учреждения « детский комбинат», где работала истица в спорный период, в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность для детей, в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.
Из трудовой книжки истца, уточняющей справки НАО « СВЕЗА Верхняя Синячиха» от 19.01.2021 № 3 усматривается, что Шустикова Л.И. с 3.09.1984 по 2.11.1993 работала воспитателем <данные изъяты>, входившего в структуру В.Синячихинского фанерного комбината, уволена по сокращению штата. Ее педагогическая нагрузка в указанный период составляла 1,0 ставку воспитателя. В указанный период учебные отпуска, отпуска на курсы повышения квалификации, отпуска без сохранения заработной платы не предоставлялись. Заработная палата начислялась и выдавалась бухгалтерией В.Синячихинского фанерного комбината. В период с 3.09.1984 по 2.11.1993 детский комбинат № 10 работал в течение полной рабочей недели, полного рабочего дня.
Согласно справки о стаже от 2.09.2010, выданной ЗАО « Фанком» ( л.д. 10), истица в период с 3.09.1984 по 2.11.1993 работала воспитателем в детском саду № 10.
В материалы дела представлено решение УПФР в <адрес> и <адрес> от 3.12.2010 о назначении Шустиковой Л.И. пенсии по старости со 2.12.2010 в соответствии с абз.2 ст. 27.1.2 Закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ» ( л.д. 43) с учетом стажа работы по Списку № лет 1 месяц 3 дня ( л.д. 44).
Согласно расчета льготного стажа, представленного ответчиком в материалы дела ( л.д. 46), истице в указанный стаж включен период работы в <данные изъяты> в должности младшего воспитателя продолжительностью 3 года 7 месяцев 5 дней в период с 7.03.2018 по 12.10.2020, а спорный период не зачтен ответчиком как льготный.
Сторонами не оспаривается и подтверждается справкой Верхнесинячихинской поселковой администрации от 14.10.2020 ( л.д. 47), что истица с 1981 года проживает в сельской местности.
Истица просит включить спорный период работы с 3.09.1984 по 2.11.1993 в должности воспитателя <данные изъяты> в стаж педагогической деятельности.
В соответствии с подп. "м" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Список N 781 и Правила N 781);
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абз. 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее Список N 463);
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно пункту 3 Правил N 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка N 781 предусмотрена должность воспитателя, а в пункте 1.8 раздела "Наименование учреждений" указаны дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли), детские ясли.
Аналогичные должность и дошкольные образовательные учреждения предусмотрены и Списком N 463.
Таким образом, в соответствии как со Списком №, так и со Списком №, действовавшем в спорный период работы истца воспитателем в <данные изъяты>, правом на получение пенсии в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей обладают воспитатели детских садов всех наименований, яслей-садов, детских яслей.
В указанных Списках, действительно, не содержится наименование "детский комбинат". Однако в периоды работы истца в <данные изъяты> действовал Общесоюзный классификатор "Отрасли народного хозяйства" N 175018, утвержденный Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.1976 и утративший силу с 01.01.2003, содержащий перечень учреждений дошкольного образования, в которых могла осуществляться педагогическая деятельность, учитываемая для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Разделом 92400 3 "Отрасли народного хозяйства" указанного классификатора к учреждениям дошкольного воспитания отнесены детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.
При этом такое учреждение дошкольного воспитания как ясли-сад появилось в связи с принятием постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.05.1959 N 558 "О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста", которым было принято решение об объединении двух видов детских дошкольных учреждений - яслей и детских садов в единое детское учреждение, которому присвоено название "ясли-сад".
Таким образом, наименование учреждения "детский комбинат" приравнивалось к наименованию учреждения "ясли-сад", следовательно, действовавшее ранее пенсионное законодательство предусматривало, что педагогическая деятельность, которая является основанием для назначения трудовой пенсии досрочно, может осуществляться в детских комбинатах, причем независимо от ведомственной подчиненности дошкольного учреждения.
С учетом этого суд приходит к выводу об обоснованности заявленного истцом требования о включении периода работы с 3.09.1984 по 2.11.1993 в специальный стаж истца
Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением было установлено для педагогических работников сельских школ Постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ".
Пункт 1 данного Постановления обязывал исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим данной местности.
Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" предусматривалось, что за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет (подпункт "б" пункта 6 названного Постановления).
На педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений, находящихся в сельской местности, действие Постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года N 246 и подпункта "б" пункта 6 Постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года N 255 распространено пунктом 23 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437 "О мерах по дальнейшему улучшению жилищных коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения".
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года N 154/12-22 были утверждены разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)", в подпункте "а" пункта 1 которых, в частности, указывалось на то, что за руководящими и педагогическими работниками дошкольных учреждений, перешедшими на пенсию и ранее работавшими в сельской местности, сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если стаж их работы в сельских дошкольных учреждениях составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что ранее истец предусмотренными льготами не пользовалась.
Согласно положений п. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Аналогичная норма содержалась в абзаце 3 пункта 5 статьи 55 ранее действовавшего Закона РФ от 10 июля 1992 года "Об образовании", утратившим силу с 1 сентября 2013 года.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), и относит защиту прав и свобод человека и гражданина, социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "б", "ж" части 1).
Это означает, что ответственность за состояние дел в указанных сферах возлагается не только на Российскую Федерацию, но и на каждый из ее субъектов, и что соответствующее регулирование должно осуществляться исходя из предписаний статьи 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации, согласно которой по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются Федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
При этом Конституционный Суд РФ неоднократно обращал внимание на то обстоятельство, что бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, в силу чего осуществляемое бюджетное регулирование должно обеспечивать сбалансированность бюджетов всех уровней.
Субъект Российской Федерации не наделен полномочием снижать объект полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки по сравнению с тем, что установлен действующим на федеральном уровне нормативно-правовыми актами.
В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 24 Закона Свердловской области от 15.07.2013 N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" (в ред. от 21.11.2019) педагогическим работникам государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, и педагогическим работникам, осуществляющим работу в обособленных структурных подразделениях государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, настоящим Законом устанавливается мера социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 100 процентов.
Мера социальной поддержки, указанная в части первой пункта 2 статьи 24 настоящего Закона, устанавливается, в частности для педагогических работников государственных образовательных организаций Свердловской области, а также муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, вышедших на пенсию и (или) достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и (или) приобретших в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили, имеющих стаж работы по специальности в федеральных государственных образовательных организациях, государственных образовательных организациях Свердловской области, государственных образовательных организациях других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и (или) в обособленных структурных подразделениях федеральных государственных образовательных организаций, государственных образовательных организаций Свердловской области, государственных образовательных организаций других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не менее десяти лет и проживающих на территории Свердловской области, настоящим Законом устанавливается мера социальной поддержки, указанная в части первой настоящего пункта (абз. 3 п. 2 ст. 25 Закона Свердловской области от 15.07.2013 N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области").
Порядок предоставления на территории Свердловской области мер социальной поддержки, устанавливается законами Свердловской области и иными нормативными правовыми актами Свердловской области.
Получение справки, на которую претендует истец, предусмотрено постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 690-ПП "О порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа" (далее - Порядок).
Указанный порядок устанавливает механизм назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, порядок исчисления и перерасчета размера компенсации расходов, а также случаи и порядок прекращения выплаты компенсации расходов отдельным категориям граждан, проживающих на территории Свердловской области, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законами Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области", от 21 ноября 2012 года N 91-ОЗ "Об охране здоровья граждан в Свердловской области", от 22 июля 1997 года N 43-ОЗ "О культурной деятельности на территории Свердловской области", от 14 июня 2005 года N 57-ОЗ "О социальной поддержке работников организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, подведомственных уполномоченному исполнительному органу государственной власти Свердловской области в сфере ветеринарии", от 03 декабря 2014 года N 108-ОЗ "О социальном обслуживании граждан в Свердловской области", устанавливающими меру социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для отдельных категорий граждан (п. 1).
В п. 2 названного Порядка установлено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является формой предоставления меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация расходов) отдельным категориям граждан в соответствии с законами Свердловской области, указанными в пункте 1 настоящего Порядка.
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется педагогическим работникам государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" (пп. 2 п. 5 Порядка).
Назначение компенсации расходов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, наделенными государственным полномочием Свердловской области по предоставлению меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства (пребывания) граждан (далее - уполномоченный орган) на основании заявления по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и информации, необходимой для назначения компенсации расходов, предоставляемой органами и организациями различных форм собственности (п. 6 Порядка).
Для подтверждения информации, указанной в п. 6 настоящего Порядка, лица, указанные в п. 5 настоящего Порядка, могут по собственной инициативе представить в уполномоченный орган следующие документы (с предъявлением паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность), в частности справку, удостоверяющую право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку (пп. 1 п. 9 Порядка).
Согласно положениям пп. 5 п. 9 Порядка лицам, вышедшим на пенсию и (или) достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и (или) приобретшим в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили (за исключением лиц, которым справка, удостоверяющая право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, оформляется организацией-работодателем), и имеющим стаж работы по специальности в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах не менее 10 лет в соответствии с законами Свердловской области, из числа категорий, указанных в п. 5 настоящего порядка, справка, удостоверяющая право на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выдается управлениями социальной политики по месту жительства без ограничения срока действия на основании записей в трудовой книжке и (или) справки, выданной работодателем, заверенной подписью руководителя и печатью организации, или архивной справки, а также справки о назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо приобретении в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ права на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили.
Основания для отказа в назначении компенсации расходов предусмотрены п. 13 Порядка, ими являются:
1) отсутствие у лица, обратившегося за назначением компенсации расходов, права на меру социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
2) получение лицом, обратившимся за назначением компенсации расходов, меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по иным основаниям;
3) наличие у лица, обратившегося за назначением компенсации расходов, задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, при отсутствии и (или) невыполнении гражданами соглашений по ее погашению;
4) получение лицом, обратившимся за назначением компенсации расходов, компенсации расходов по месту жительства (в случае, если заявление о назначении компенсации расходов подано по месту пребывания);
5) заявление и документы, направленные в форме электронных документов, не подписаны электронной подписью;
6) выявлено несоблюдение установленных законодательством Российской Федерации условий признания действительности усиленной квалифицированной электронной подписи;
7) если в течение пяти дней со дня подачи заявления, подписанного простой электронной подписью, не представлены документы в соответствии с пунктами 7 и 10 настоящего Порядка.
Из изложенного следует, что юридически значимыми по настоящему делу являются следующие обстоятельства: наличие у истицы педагогического стажа не менее 10 лет, нахождение организации, в которой осуществлялась трудовая деятельность, в поселке городского типа, рабочем поселке, или в сельском населенном пункте, проживание на территории Свердловской области, занятие педагогической деятельностью в государственных и муниципальных образовательных организациях непосредственно перед выходом на пенсию.
Судом установлено, что стаж педагогической деятельности истца на момент выхода ее на пенсию ( 2.12.2010) составляет менее 10 лет, это именно спорный период работы истицы в должности воспитателя в <данные изъяты> с 3.09.1984 по 2.11.1993 продолжительностью 9 лет 1 месяц 29 дней, включенный судом в стаж педагогической деятельности истца.
Шустикова Л.И. со 2.10.2010 является получателем пенсии по старости, назначенной с учетом неполного льготного стажа по п.2 ч.1 ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Судя по записям в трудовой книжке, а также согласно сведениям пенсионного органа, на момент выхода на пенсию в 2010 году истец педагогическим работником не являлась, компенсацию расходов до момента выхода на пенсию не получала, за такой мерой социальной поддержки она обратилась впервые, что подтверждено истцом в судебном заседании.
Вместе с тем, истец, претендуя на получение справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, должна соответствовать всем критериям, позволяющим отнести ее к категории лиц, имеющих право на данную льготу.
Соответствующая правовая позиция приведена, в частности, в определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.12.2020 по делу N 88-18829/2020).
При таких обстоятельствах суд считает исковые требования Шустиковой Л.И. удовлетворить частично, включить период работы Шустиковой Л.И. с 3.09.1984 по 2.11.1993 в должности воспитателя в <данные изъяты> в стаж педагогической работы, дающий право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в удовлетворении иска Шустиковой Л.И. об обязании Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 1 выдать справку, дающую право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шустиковой Л.И. удовлетворить частично.
Включить период работы Шустиковой Л. И. с 3.09.1984 по 2.11.1993 в должности воспитателя в <данные изъяты> в стаж педагогической работы, дающий право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В удовлетворении иска Шустиковой Л.И. об обязании Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 1 выдать справку, дающую право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Алапаевский городской суд.
Судья С.А.Охорзина
Решение в окончательной форме изготовлено 26.04.2021